2024-2025_26_02_05_51_24_1234-6217_plx_Подготовка по профессии Моторист (машинист)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»
26.02.05 –   МДК.04.01 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 –   МДК.04.01 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Корнева В.И.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- нормативные правовые акты по организации службы на судне

Уметь:

- выбирать способы решения задач к различным контекстам

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современные средства поиска и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Уметь:

- пользоваться современными технологиями для выполнения производственных задач

Иметь практический опыт:

- опыт использования  современных средств  поиска.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- нормативные правовые акты по организации службы на судне.

Уметь:

- эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Иметь практический опыт:

- опыт работы в коллективе и команде.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

Уметь:

- пользоваться устной и письменной коммуникацией на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

Иметь практический опыт:

- общение на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по охране окружающей среды и принципы бережливого производства

Уметь:

- содействовать сохранению окружающей среды, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках.

Уметь:

- пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Иметь практический опыт:

- пользования профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство судового оборудования

Уметь:

- выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования

Иметь практический опыт:

- выполнения ремонта судового оборудования.

ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- организацию вахтенной службы, обязанности вахтенного моториста при заступлении, несении и сдаче вахты;

Уметь:

- нести ходовые и стояночные вахты в машинном отделении в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и законодательством Российской Федерации;

Иметь практический опыт:

- опыт несения безопасной вахты  в МО.

К 1.1 Несение безопасной машинной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- обычные обязанности по вахте в машинном отделении

Уметь:

- выполнять обычные обязанности по вахте в машинном отделении, которые поручаются лицам рядового состава.

Иметь практический опыт:

- опыт выполнения обычных обязанностей по вахте в МО.

К 4.1 Выполнение обычных обязанностей по вахте в машинном отделении, которые поручаются лицам рядового состава
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- команды, относящимся к обязанностям  по несению вахты.

Уметь:

- понимать команды по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты

Иметь практический опыт:

- общения по вопросам, относящихся  к обязанностям по несению вахты

К 4.2 Понимание команд и умение быть понятным по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство и работу котельной установки

Уметь:

- нести ходовые и стояночные вахты в котельном отделении поддерживать надлежащий уровень воды и давления пара

Иметь практический опыт:

- опыт несения вахты в котельном отделении

К 4.3 Для несения вахты в котельном отделении: Поддержание надлежащего уровня воды и давления пара
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- расписание по тревогам, виды и способы подачи сигналов бедствия;

Уметь:

- пользоваться аварийным оборудованием

Иметь практический опыт:

- опыт использования аварийного оборудования.

К 4.4 Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 3, 5 семестре.
Дисциплина «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Инженерная графика
 
- Механика
 
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
- Основы управления структурным подразделением
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
- Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 126 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
126
98
28
В том числе: 
Лекционные занятия
112
92
20
Практические занятия
14
6
8
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
126
98
28
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Технология судоремонта
 
Тема 1.1 Основы организации судоремонта
Лекция (урок):

1. Назначение судоремонта.

2. Общие понятия о судоремонтных предприятиях

3. Виды ремонта.

4. Организация ремонта силами судового экипажа.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 1.2 Ремонт судовых систем
Лекция (урок):

1. Разборка трубопроводов, арматуры и их маркировка.

2. Очистка и дефектация трубопроводов и арматуры.

3. Инструмент и приспособления, применяемые при ремонте.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 1.3 Ремонт судовых вспомогательных механизмов
Лекция (урок):

1. Характерные износы палубных механизмов и устройств.

2. Характерные износы и повреждения насосов.

3. Техника безопасности и противопожарные мероприятия при ремонте СВМ.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 1.4 Ремонт судовых двигателей.
Лекция (урок):

1. Характерные износы в деталях и узлах ДВС.

2. Ремонт остова ДВС.

3. Ремонт КШМ.

4. Правила техники безопасности  и противопожарные меры при ремонте ДВС.

3
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 1.5 Ремонт судовых паровых вспомогательных и утилизационных котлов
Лекция (урок):

1. Основные неисправности котлов. Выявление дефектов корпуса, водогрейных  и дымогарных труб, кирпичной кладки, арматуры.

2. Способы ремонта и замены дефектных труб и глушение в судовых условиях.

3. Ремонт форсунок, топочного устройства, обмуровки и изоляции котла.

4. Гидравлические испытания котла после ремонта.

5. Техника безопасности и противопожарные меры при ремонте котлов.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 2. Основы технологии материалов
 
Тема 2.1 Металлические сплавы
Лекция (урок):

1. Производство чугуна и стали. Классификация и маркировка.

2. Медь и её сплавы. Латуни. Бронза. Маркировка и область применения в судовом машиностроении и судоремонте.

3. Алюминий и его сплавы. Маркировка.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.2 Обработка металлов. Неметаллические материалы.
Лекция (урок):

1. Термическая и химико-термическая обработка материалов.

2. Механическая обработка металлов. Паяние и сварка.

3. Коррозия металлов и меры борьбы с ней.

4. Пластмассы. Составы на основе эпоксидных смол.

Прокладочные и набивочные материалы для различных сред

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 3. Основы теории и устройства судна
 
Тема 3.1 Классификация судов, их мореходные и эксплуатационные качества, конструктивные особенности
Лекция (урок):

1. Классификация судов по различным признакам.

2. Расположение оборудования и помещений.

3. Основные сечения корпуса судна.

4. Водоизмещение судна.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.2 Общее устройство судна
Лекция (урок):

1. Общее устройство и формы обводов корпуса судна

2. Устройство  внутренних помещений и надстроек судна.

3. Эксплуатационные и морские качества судна.

4. Понятия грузовой марки и марки углубления, минимального надводного борта.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.3 Элементы и характеристики корпуса судна. 
Лекция (урок):

1. Судовой набор. Понятия  о продольной и поперечной прочности корпуса судна.

2. Характеристика систем набора корпуса.

3. Наружная обшивка судна, палубный настил, пиллерсы, комингсы.

4. Водонепроницаемые двери.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.4 Конструкции корпуса судна.
Лекция (урок):

1. Виды и конструкции надстроек и рубок.

2. Штевни, тоннель гребного вала, дейдвудная труба, мортиры и кронштейны гребных валов.

3. Фундаменты под судовые двигатели и котлы.

4. Конструктивные особенности танкеров, судов с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, лихтеровозов.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.5 Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение
Лекция (урок):

1. Технические средства, применяемые для спасения личного состав при аварийных ситуациях.

2. Технические средства для борьбы с водой и огнем при ликвидации повреждений судов.

3. Средства для поддержания судов на плаву.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.6 Рулевое и якорно-швартовное устройства.
Лекция (урок):

1. Назначение рулевого устройства, его основные части и их расположение,

2. Специальные рули и подруливающие устройства.

Назначение якорного устройства, его составные части и расположение.

3. Швартовное устройство, его составные части.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.7 Грузовое, буксирное, спасательное, мачтовое устройства судна.
Лекция (урок):

1. Буксирное устройство.

2. Грузовое устройство со стрелами и кранами.

3. Особенности грузовых устройств ролкерных судов и лихтеровозов.

4. Грузовые люки и люковые закрытия.

5. Спасательное устройств и мачтовое устройство.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.8 Грузовое оборудование и системы танкера.
Лекция (урок):

1. Грузовое оборудование танкера.

2. Разновидности грузовых и зачистных систем.

3. Понятие и назначение  насосного отделения танкера и его расположение, освещение и вентиляция

4. Меры по предотвращению загрязнения моря нефтепродуктами.

5. Системы подогрева груза, орошения палубы и газоотвода.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 4. Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
Тема 4.1 Правовые основы безопасности судоходства.
Лекция (урок):

1. Понятия транспортной безопасности.

2. Основные положения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

3. Деятельность Международной организации труда по управлению безопасностью.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 4.2 Охрана окружающей среды.
Лекция (урок):

1. Причины и источники загрязнения водной среды с судов.

2. Системы и оборудование для предотвращения загрязнения окружающей среды.

3. Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды.

4. Надзор и контроль за обеспечением экологической безопасности.

5. Требования конвенции МАРПОЛ 73/78.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 5. Основные сведения о требованиях 78 споправками, МКУБ, МК МАРПОЛ 73/78, СОЛАС 74/78 ПДНВ 
 
Тема 5.1 Минимальные требования к компетентности рядового состава машинной команды (вахтенные мотористы)
Лекция (урок):

1. Минимальные требования к компетентности рядового состава машинной команды в соответствии с международными требованиями.

2. Процедуры несения вахты в МО и КО.

3. Техника безопасности при работе в МО и эксплуатации котлов.

4. Основные процедуры по защите окружающей среды.

5. Устройство и назначение аварийно-предупредительных сигналов.

6. Обязанности вахтенного моториста при авариях.

7. Техника использования противопожарного оборудования в машинных помещениях.

8. Пути эвакуации из машинных помещениях

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 6. СДВС, их эксплуатация и ТБ при эксплуатации
 
Тема 6.1 Общие сведения о дизелях
Лекция (урок):

1. Понятия о поршневых двигателях внутреннего сгорания.

2. Принцип действия 4- тактного и 2-тактного

дизелей.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 6.2 Основы теории рабочего процесса.
Лекция (урок):

1. Индикаторные диаграммы дизелей.

2. Классификация  и маркировка дизелей.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 6.3 Основные детали остова дизелей
Лекция (урок):

1. Фундаментная рама.

2. Рамовые подшипники.

3. Станина, цилиндры, втулки цилиндров.

4. Картер и блок картеры.

5. Втулки и крышки цилиндров.

6
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 6.4 Основные детали КШМ
Лекция (урок):

1. Поршни.

2. Поршневые кольца и пальцы.

3. Способы охлаждения поршней.

4. Шатуны.

5. Головки шатуна.

6. Коленчатые валы.

8
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 6.5 Смесеобразования в дизелях.
Лекция (урок):

1. Понятие о смесеобразовании.

2. Однокамерное и многокамерное смесеобразование.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 6.6 Системы дизеля
Лекция (урок):

1. Система газообразования.

2. Топливная система.

3. Смазочная система.

4. Система охлаждения

5. Системы пуска, реверсирования и управления

главным двигателем.

10
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Организация технической эксплуатации

2. Работа дизелей на различных режимах.

3. Обслуживание  дизелей во время работы.

Остановка дизеля.

4. Меры безопасности при эксплуатации дизелей. 

6
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 6.7 Техническая эксплуатация дизелей
Практическое занятие:

Подготовка к пуску и пуск дизеля.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 7. Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации
 
Тема 7.1 Судовая пароэнергетическая установка
Лекция (урок):

1. Состав котельной установки.

2. Понятие и свойства водяного пара.

3. Классификация судовых паровых котлов

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Конструкция вспомогательных огнетрубных, водотрубных и комбинированных паровых котлов.

2. Конструкции утилизационных паровых котлов.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 7.2 Конструкции вспомогательных и утилизационных котлов
Практическое занятие:

Принцип действия котла - утилизатора КУВ 100

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 7.3 Арматура и форсунки паровых котлов. Корпус котла, циркуляция воды в котле
Лекция (урок):

1. Арматура котлов.

2. Топки и топочное устройство.

3. Форсунки котлов. Автоматизированная форсунка «Монарх».

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Марки топлив для вспомогательных котлов.

2. Водообработка и режим продувания котлов.

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 7.4 Топливная и питательная системы котлов
Практическое занятие:

Схемы топливной и питательной  системы котлов КОАВ 200(68), КВА 0,5/5.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 7.5 Эксплуатация вспомагательных и утилизационных котлов
Лекция (урок):

1. Подготовка котла к действию и включение его в работу.

2. Обслуживание котельной установки во время её работы.

3. Выключение котла из работы.

4. Надзор за состоянием котлов и правила безопасного обслуживания при их эксплуатации.

6
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 8. Основы электротехники, электрооборудования судов и элементы судовой электроавтоматики
 
Тема 8.1 Основные электромеханические законы. Электрические машины
Лекция (урок):

1. Особенности применения электрической энергии на судах.

2. Понятие электрической цепи и её элементов.

3. Аккумуляторы и их соединения.

4. Работа простейшего генератора  переменного тока

5. Устройство машины постоянного тока.

6. Виды электрооборудования судов.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 8.2 Судовые электрические станции. Аппаратура
Лекция (урок):

1. Назначение и классификация электрической аппаратуры управления и защиты.

2. Коммутационные аппаратуры автоматического управления.

3. Обслуживание электрической аппаратуры управления и защиты.

4. Основные элементы и классификация судовых электростанций.

5. Назначение и устройство главного распределительного щита.

6. Осбенности обслуживания электрических сетей

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 8.3 Судовые электроприводы. Аппаратура управления электроприводами
Лекция (урок):

1. Системы управления электроприводами.

2. Основные элементы и их взаимодействие в системе.

3. Условные обозначения в электрических схемах.

4. Назначение рулевого электропривода и его основные элементы.

5. Схема управления электроприводом шлюпочной лебедки.

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 8.4 Внутрисудовая электрическая сигнализация и связь
Лекция (урок):

1. Системы пожарной и авральной сигнализации

2. Действие электрического тока на человека

3. Меры предупреждения  травматизма.

4. Способы тушения пожаров  в электроустановках.

5. Способы оказания первой помощи при поражении электрическим током.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
5 семестр
 
Раздел 9. Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
Лекция (урок):

1. Механические рулевые приводы.

2. Электрические и гидравлические приводы.

3. Рулевые машины.

6
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.1 Механизмы рулевых устройств
Практическое занятие:

Гидравлическая рулевая машина типа РГ.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Устройство шпилей.

2. Устройство брашпиля.

6
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.2 Якорно - швартовные механизмы
Практическое занятие:

Работа электрического брашпиля.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.3 Грузоподъёмные механизмы
Лекция (урок):

1. Грузовые стрелы и лебедки.

2. Правила обслуживания грузоподъёмных механизмов.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.4 Судовые насосы
Лекция (урок):

1. Объёмные насосы.

2. Лопастные насосы.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Классификация и состав судовых систем.

2. Трюмные и противопожарные системы.

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.5 Общесудовые системы
Практическое занятие:

Система углекислотного тушения.

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.