ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- порядок несения вахты в машинном отделении
- системы аварийной сигнализации в машинном отделении и умение различать сигналы, особенно при подаче сигнала о включении газовой системы пожаротушения
Уметь:
- организовывать основные действия, связанные с защитой окружающей среды
Иметь практический опыт:
- техника безопасности, связанная с работой в машинном отделении
Уметь:
- использовать соответствующую систему внутрисудовой связи
Иметь практический опыт:
- систему работы судовых котлов
Уметь:
- проводить визуальный осмотр на предмет неисправностей судовых котлов
Иметь практический опыт:
- обязанности в аварийной ситуации и аварийной сигнализации
- сигналы бедствия, подаваемых пиротехническими средствами; спутниковых АРБ и поисковоспасательных транспондеров
Уметь:
- избегать подачи ложных сигналов бедствия и действия, которые должны предприниматься при случайной подаче сигнала бедствия
Иметь практический опыт:
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
- методы работы в профессиональной и смежных сферах;
- структуру плана для решения задач;
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
- определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
- составлять план действия;
- определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
- реализовывать составленный план;
- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Иметь практический опыт:
- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приёмы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;
- структурировать получаемую информацию;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оценивать практическую значимость результатов поиска;
- оформлять результаты поиска
Иметь практический опыт:
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
- основы проектной деятельности
Уметь:
- организовывать работу коллектива и команды;
- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
- особенности социального и культурного контекста;
- правила оформления документов и построения устных сообщений
Уметь:
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
Иметь практический опыт:
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- пути обеспечения ресурсосбережения
Уметь:
- соблюдать нормы экологической безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности
Иметь практический опыт:
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности
Уметь:
- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы
Иметь практический опыт:
- мероприятий по обеспечению непотопляемости судна;
- методов восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна
Уметь:
- применять средства по борьбе за живучесть судна;
- применять средства по борьбе с водой
Иметь практический опыт:
- борьбы за живучесть судна
часов
1. Термины и определения в области охраны труда
2. Организация работы по охране труда на судах и базах технического обслуживания флот.
1. Основные причины травматизма. Классификация травм. Мероприятия по предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний.
2. Виды ответственности за нарушения норм и правил охраны труда
Опасные и вредные производственные факторы: физические, химические и биологические факторы трудового процесса.
Основные положения законодательства РФ в области охраны труда. Международные конвенции и рекомендации МОТ о труде в морском судоходстве.
1. Требования охраны труда при работе в замкнутых, труднодоступных помещениях на судне; работах на высоте и забортных работах.
2. Общие требования охраны труда при проведении работ в машинно-котельном отделении
3. Требования охраны труда при обслуживании паровых котлов, судовых дизельных установок
Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на степень поражения электрическим током. Классификация электротравм.
1. Технические средства обеспечения электробезопасности. Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током.
2. Основные правила электробезопасности при обслуживании и ремонте судового электрооборудования, работе с ручным электроинструментом, требования к переносным электросветильникам
Организация пожарной охраны в Российской Федерации и на морском транспорте. Факторы пожара, причины пожаров на судах. Пожарное оборудование и системы
1. Общие положения по оказанию помощи. Первичные реанимационные меры: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.
2. Доврачебная медицинская помощь пострадавшим: при ранениях, поражении электрическим током, утоплениях, ожогах, обморожениях, при пищевых отравлениях, отравлениях химическими веществами, продуктами горения.
1. Основные этапы судоремонта.
2. Системы виды, категории ремонта судов
3. Технология производства. Производственный и технологический процессы. Технологическая операция, цепочка. Ремонтопригодность.
4. Дефектация. Классификация дефектов.
5. Классификация способов восстановления деталей, Причины брака, ответственность
6. Виды слесарной обработки
7. Механическая обработка. Классы точности и чистоты поверхности. Виды посадок 8. Сварка и наплавка
9. Термообработка
10. Основные неисправности деталей СА и способы их устранения
11. Техника безопасности. Способы безопасного удаления отходов
Инструменты и материалы, применяемые при судоремонте
Виды слесарных работ: разборка/сборка, притирка, подгонка, шабрение, заделка трещин и свищей, замены прокладок в соединениях трубопроводов
1.Основные детали дизеля.
2.Системы дизеля.
3.Основные понятия в ДВС.
1.Принцип действия 4-х и 2-хтактных дизелей.
2.Индикаторные диаграммы 4-х и 2-хтактных дизелей.
3.Мощность и коэффициент полезного действия дизеля.
1. Классификация судовых двигателей внутреннего сгора-ния 4-х и 2-хтактных дизелей
2. Маркировка дизелей.
3. Степень автоматизации дизелей.
1. Фундаментная рама.
2. Станина, цилиндры, втулки цилиндров.
3. Крышки цилиндров.
1. Поршни и шатуны.
2. Коленчатые валы.
3. Силы действующие в КШМ.
1. Конструктивные схемы систем газораспределения.
2. Детали клапанного привода.
3. Газообмен в 2-хтактных дизелях. Газопровод дизеля.
Изучить схемы систем газораспределения.
1. Понятие о наддуве.
2. Виды наддува.
1. Общие сведения о топливной системе.
2. Топливные насосы высокого давления.
3. Форсунки, топливные фильтры и сепараторы.
Изучение схем топливной системы.
1. Общие сведения о смазочных материалах.
2. Основные элементы смазочной системы.
Изучение схем циркуляционной смазочной системы.
1. Общие сведения о системе охлаждения.
2. Основные элементы в системы охлаждения.
1. Способы пуска дизеля и средства, облегчающие его.
2. Схемы систем пуска сжатым воздухом.
3. Пуск дизеля стартером.
1. Понятие о технической эксплуатации дизелей.
2. Подготовка дизеля к пуску.
3. Порядок пуска. Остановка дизеля. Обслуживание неработающего дизеля.
1. Понятие о техническом состоянии.
2. ТО масляной системы и системы охлаждения.
3. Особенности ТО при работе дизеля с перегрузкой.
1. Неисправности при пуске.
2. Основные неисправности при работе дизеля.
3. Неисправности системы охлаждения, масляной и топливной систем.
1. Назначение и состав котельных установок.
2. Классификация судовых котлов.
3. Основные характеристики котлов.
1. Устройство автономных водогрейных котлов.
2. Устройство парового котла.
Устройство водогрейного газотрубного котла КОАВ 68
Устройство парового газотрубного котла КВВ 1/5
1. Роль котлов-утилизаторов на судне.
2. Комбинированные котлы.
1. Запорная арматура. Устройство клапанов.
2. Указательная арматура. Устройство указателя уровня воды.
3. Предохранительная арматура. Устройство пружинного предохранительного клапана.
1. Состав топочного устройства. Оборудование фронтона.
2. Классификация форсунок.
3. Работа и устройство механической форсунки.
1. Топливная система котла.
2. Питательная система котла.
3. Водный режим агрегатов.
1. Автоматическое регулирование уровня воды.
2. Автоматическое регулирование давления пара.
Изучение схемы автоматического управления КУ КВА 0,5/5
1. Элементы автоматики, используемые в управлении водогрейных котлов.
2. Автоматизированная форсунка.
3. Электропневматическое управление котлов-утилизаторов.
Изучение схемы автоматического управления котельной установки КОАВ 68.
1. Техническое обслуживание котельных установок.
2. Надзор за состоянием котлов.
3. Правила безопасности при обслуживании котельных установок.
4. Неисправности при работе КУ и их устранение.
1. Классификация судовых насосов.
2. Основные параметры работы насосов.
3. Условия работы судовых насосов.
1. Типы и общее устройство. Движение жидкости в рабочем колесе.
2. Кавитация и осевая сила при работе насоса.
3. Эксплуатация центробежного насоса
Основные детали и принцип действия центробежного насоса
1. Вихревые насосы. Классификация. Устройство и работа.
2. Струйные насосы. Принцип действия.
3. Эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации.
1. Классификация поршневых насосов. Принцип действия. Конструкция. Воздушные колпаки. Эксплуатация. Неисправности и их устранение
2. Шестеренные и винтовые насосы. Устройство и работа. Эксплуатация. Неисправности и их устранение
Устройство и работа масляного насоса двойного действия.
1. Устройство и работа вентилятора
1. Классификация судовых компрессоров. Устройство и работа компрессоров
3. Конструкции судовых компрессоров. Эксплуатация. Неисправности и их устранение. ТБ при эксплуатации
1. Классификация рулевых приводов и машин.
2. Требования, предъявляемые к рулевым устройствам.
3. Основные сведения по эксплуатации рулевых машин.
Изучение работы гидравлической рулевой машины типа РГ.
1. Назначение и классификация ЯШМ.
2. Устройство и работа шпиля и брашпиля.
3. Техническая эксплуатация ЯШМ и техника безопасности при эксплуатации.
Устройство и работа электрического брашпиля
1. Классификация грузоподъёмных механизмов.
2. Грузовые стрелы и лебедки.
3. Правила обслуживания грузоподъёмных механизмов.
1. Классификация и состав судовых систем. Компоновка судовых систем.
2. Трюмные системы судна. Схемы балластной и осушительной систем.
3. Противопожарные системы.
4. Требования к системам.
1. Грузовые и зачистные системы.
2. Система подогрева и орошения .
3. Газоотводная система и система инертных газов.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.