2024-2025_26_02_06_51_23_1234-6217_plx_Подготовка по профессии Моторист (машинист)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»
26.02.06 –   МДК 04.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 –   МДК 04.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Прач А.Д.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- порядок несения вахты в машинном отделении

- системы аварийной сигнализации в машинном отделении и умение различать сигналы, особенно при подаче сигнала о включении газовой системы пожаротушения

Уметь:

- организовывать основные действия, связанные с защитой окружающей среды

Иметь практический опыт:

К5.1 Выполнение обычных обязанностей по вахте в машинном отделении, которые поручаются лицам рядового состава
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- техника безопасности, связанная с работой в машинном отделении

Уметь:

- использовать соответствующую систему внутрисудовой связи

Иметь практический опыт:

К5.2 Понимание команд и умение быть понятным по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- систему работы судовых котлов

Уметь:

- проводить визуальный осмотр на предмет неисправностей судовых котлов

Иметь практический опыт:

К5.3 Для несения вахты в котельном отделении: Поддержание надлежащего уровня воды и давления пара
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- обязанности в аварийной ситуации и аварийной сигнализации

- сигналы бедствия, подаваемых пиротехническими средствами; спутниковых АРБ и поисковоспасательных транспондеров

Уметь:

- избегать подачи ложных сигналов бедствия и действия, которые должны предприниматься при случайной подаче сигнала бедствия

Иметь практический опыт:

К5.4 Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

- методы работы в профессиональной и смежных сферах;

- структуру плана для решения задач;

- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

- составлять план действия;

- определять необходимые ресурсы;

- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

- реализовывать составленный план;

- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приёмы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оценивать практическую значимость результатов поиска;

- оформлять результаты поиска

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

- основы проектной деятельности

Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности социального и культурного контекста;

- правила оформления документов и построения устных сообщений

Уметь:

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;

- пути обеспечения ресурсосбережения

Уметь:

- соблюдать нормы экологической безопасности;

- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности

Уметь:

- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- мероприятий по обеспечению непотопляемости судна;

- методов восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна

Уметь:

- применять средства по борьбе за живучесть судна;

- применять средства по борьбе с водой

Иметь практический опыт:

- борьбы за живучесть судна

ПК 3.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 3, 5 семестре.
Дисциплина «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Эксплуатация судовых энергетических установок, механизмов и систем
 
- Экологические основы природопользования
 
- Электроника и электротехника
 
- Инженерная графика
 
- Материаловедение
 
- Общие принципы построения электрооборудования судов
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
- Теория и устройство судна
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика (плавательная)
 
- Квалификационный экзамен
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 146 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
146
96
50
В том числе: 
Лекционные занятия
126
86
40
Практические занятия
20
10
10
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
146
96
50
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
 
Тема 1.1. Организационные основы охраны труда
Лекция (урок):

1. Термины и определения в области охраны труда

2. Организация работы по охране труда на судах и базах технического обслуживания флот.

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
Лекция (урок):

1. Основные причины травматизма. Классификация травм. Мероприятия по предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний.

2. Виды ответственности за нарушения норм и правил охраны труда

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.3 Опасные и вредные производственные факторы. Производственная среда на судне
Лекция (урок):

Опасные и вредные производственные факторы: физические, химические и биологические факторы трудового процесса.

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.4 Законодательство РФ и международные требования в области охраны труда
Лекция (урок):

Основные положения законодательства РФ в области охраны труда. Международные конвенции и рекомендации МОТ о труде в морском судоходстве.

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.5 Безопасность труда на судах
Лекция (урок):

1. Требования охраны труда при работе в замкнутых, труднодоступных помещениях на судне; работах на высоте и забортных работах.

2. Общие требования охраны труда при проведении работ в машинно-котельном отделении

3. Требования охраны труда при обслуживании паровых котлов, судовых дизельных установок

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.6 Действие электрического тока на человека
Лекция (урок):

Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на степень поражения электрическим током. Классификация электротравм.

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.7 Меры безопасности при обслуживании судового электрооборудовани
Лекция (урок):

1. Технические средства обеспечения электробезопасности. Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током.

2. Основные правила электробезопасности при обслуживании и ремонте судового электрооборудования, работе с ручным электроинструментом, требования к переносным электросветильникам

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.8 Противопожарная безопасность на морских судах и объектах водного транспорта
Лекция (урок):

Организация пожарной охраны в Российской Федерации и на морском транспорте. Факторы пожара, причины пожаров на судах. Пожарное оборудование и системы

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.9 Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на судне
Лекция (урок):

1. Общие положения по оказанию помощи. Первичные реанимационные меры: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

2. Доврачебная медицинская помощь пострадавшим: при ранениях, поражении электрическим током, утоплениях, ожогах, обморожениях, при пищевых отравлениях, отравлениях химическими веществами, продуктами горения.

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Раздел 2. Технология судоремонта
 
Тема 2.1 Основы организации и технологии судоремонта
Лекция (урок):

1. Основные этапы судоремонта.

2. Системы виды, категории ремонта судов

3. Технология производства. Производственный и технологический процессы. Технологическая операция, цепочка. Ремонтопригодность.

4. Дефектация. Классификация дефектов.

5. Классификация способов восстановления деталей, Причины брака, ответственность

6. Виды слесарной обработки

7. Механическая обработка. Классы точности и чистоты поверхности. Виды посадок 8. Сварка и наплавка

9. Термообработка

10. Основные неисправности деталей СА и способы их устранения

11. Техника безопасности. Способы безопасного удаления отходов

12
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 2.1 Мерительный инструмент и способы его применения
Практическое занятие:Мерительный инструмент и способы его применения
3
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 2.1 Инструменты и материалы, применяемые при судоремонте
Практическое занятие:

Инструменты и материалы, применяемые при судоремонте

3
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 2.1 Виды слесарных работ: разборка/сборка, притирка, подгонка, шабрение, заделка трещин и свищей, замены прокладок в соединениях трубопроводов
Практическое занятие:

Виды слесарных работ: разборка/сборка, притирка, подгонка, шабрение, заделка трещин и свищей, замены прокладок в соединениях трубопроводов

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
5 семестр
 
Раздел 3. Судовые двигатели внутреннего сгорания, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации
 
Тема 3.1. Устройство дизеля
Лекция (урок):

1.Основные детали дизеля.

2.Системы дизеля.

3.Основные понятия в ДВС.

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.2. Принцип действия дизеля
Лекция (урок):

1.Принцип действия 4-х и 2-хтактных дизелей.

2.Индикаторные диаграммы 4-х и 2-хтактных дизелей.

3.Мощность и коэффициент полезного действия дизеля.

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.3. Классификация и маркировка дизелей
Лекция (урок):

1. Классификация судовых двигателей внутреннего сгора-ния 4-х и 2-хтактных дизелей

2. Маркировка дизелей.

3. Степень автоматизации дизелей.

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.4. Основные детали остова дизеля
Лекция (урок):

1. Фундаментная рама.

2. Станина, цилиндры, втулки цилиндров.

3. Крышки цилиндров.

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.5. Основные детали кривошипно-шатунного механизма (КШМ)
Лекция (урок):

1. Поршни и шатуны.

2. Коленчатые валы.

3. Силы действующие в КШМ.

8
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Конструктивные схемы систем газораспределения.

2. Детали клапанного привода.

3. Газообмен в 2-хтактных дизелях. Газопровод дизеля.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.6 Система газораспределения
Практическое занятие:

Изучить схемы систем газораспределения.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.7. Наддув дизелей
Лекция (урок):

1. Понятие о наддуве.

2. Виды наддува.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения о топливной системе.

2. Топливные насосы высокого давления.

3. Форсунки, топливные фильтры и сепараторы.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.8. Топливная система
Практическое занятие:

Изучение схем топливной системы.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения о смазочных материалах.

2. Основные элементы смазочной системы.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.9 Смазочная система
Практическое занятие:

Изучение схем циркуляционной смазочной системы.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.10 Система охлаждения
Лекция (урок):

1. Общие сведения о системе охлаждения.

2. Основные элементы в системы охлаждения.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.11 Системы пуска
Лекция (урок):

1. Способы пуска дизеля и средства, облегчающие его.

2. Схемы систем пуска сжатым воздухом.

3. Пуск дизеля стартером.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.12 Техническая эксплуатация дизелей
Лекция (урок):

1. Понятие о технической эксплуатации дизелей.

2. Подготовка дизеля к пуску.

3. Порядок пуска. Остановка дизеля. Обслуживание неработающего дизеля.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.13 Техническое обслуживание (ТО) дизелей
Лекция (урок):

1. Понятие о техническом состоянии.

2. ТО масляной системы и системы охлаждения.

3. Особенности ТО при работе дизеля с перегрузкой.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.14 Основные неисправности дизелей
Лекция (урок):

1. Неисправности при пуске.

2. Основные неисправности при работе дизеля.

3. Неисправности системы охлаждения, масляной и топливной систем.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Раздел 4. Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации
 
Тема 4.1 Общие сведения о судовых котельных установках
Лекция (урок):

1. Назначение и состав котельных установок.

2. Классификация судовых котлов.

3. Основные характеристики котлов.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Устройство автономных водогрейных котлов.

2. Устройство парового котла.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Практическое занятие:

Устройство водогрейного газотрубного котла КОАВ 68

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.2 Автономные судовые котлы
Практическое занятие:

Устройство парового газотрубного котла КВВ 1/5

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.3 Судовые утилизационные котлы
Лекция (урок):

1. Роль котлов-утилизаторов на судне.

2. Комбинированные котлы.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.4 Арматура котлов
Лекция (урок):

1. Запорная арматура. Устройство клапанов.

2. Указательная арматура. Устройство указателя уровня воды.

3. Предохранительная арматура. Устройство пружинного предохранительного клапана.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.5 Топочное устройство котлов
Лекция (урок):

1. Состав топочного устройства. Оборудование фронтона.

2. Классификация форсунок.

3. Работа и устройство механической форсунки.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.6 Системы судовых котлов
Лекция (урок):

1. Топливная система котла.

2. Питательная система котла.

3. Водный режим агрегатов.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Автоматическое регулирование уровня воды.

2. Автоматическое регулирование давления пара.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.7 Системы автоматического управления паровых котлов 
Практическое занятие:

Изучение схемы автоматического управления КУ КВА 0,5/5

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Элементы автоматики, используемые в управлении водогрейных котлов.

2. Автоматизированная форсунка.

3. Электропневматическое управление котлов-утилизаторов.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.8 Системы автоматического управления водогрейных котлов и котлов утилизаторов
Практическое занятие:

Изучение схемы автоматического управления котельной установки КОАВ 68.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.9 Основные сведения по техническому обслуживанию котлов
Лекция (урок):

1. Техническое обслуживание котельных установок.

2. Надзор за состоянием котлов.

3. Правила безопасности при обслуживании котельных установок.

4. Неисправности при работе КУ и их устранение.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Раздел 5. Судовые вспомогательные механизмы, установки и системы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации
 
Тема 5.1. Общие сведения о насосах
Лекция (урок):

1. Классификация судовых насосов.

2. Основные параметры работы насосов.

3. Условия работы судовых насосов.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Типы и общее устройство. Движение жидкости в рабочем колесе.

2. Кавитация и осевая сила при работе насоса.

3. Эксплуатация центробежного насоса

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.2 Центробежные насосы
Практическое занятие:

Основные детали и принцип действия центробежного насоса

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.3 Вихревые и струйные насосы
Лекция (урок):

1. Вихревые насосы. Классификация. Устройство и работа.

2. Струйные насосы. Принцип действия.

3. Эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Классификация поршневых насосов. Принцип действия. Конструкция. Воздушные колпаки. Эксплуатация. Неисправности и их устранение

2. Шестеренные и винтовые насосы. Устройство и работа. Эксплуатация. Неисправности и их устранение

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.4 Поршневые и роторные насосы
Практическое занятие:

Устройство и работа масляного насоса двойного действия.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.5 Вентиляторы и воздушные компрессоры
Лекция (урок):

1. Устройство и работа вентилятора

1. Классификация судовых компрессоров. Устройство и работа компрессоров

3. Конструкции судовых компрессоров. Эксплуатация. Неисправности и их устранение. ТБ при эксплуатации

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Классификация рулевых приводов и машин.

2. Требования, предъявляемые к рулевым устройствам.

3. Основные сведения по эксплуатации рулевых машин.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.6 Рулевые приводы и машины
Практическое занятие:

Изучение работы гидравлической рулевой машины типа РГ.

0,5
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Назначение и классификация ЯШМ.

2. Устройство и работа шпиля и брашпиля.

3. Техническая эксплуатация ЯШМ и техника безопасности при эксплуатации.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.7 Якорно-швартовные механизмы (ЯШМ)
Практическое занятие:

Устройство и работа электрического брашпиля

0,5
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.8 Грузоподъёмные механизмы
Лекция (урок):

1. Классификация грузоподъёмных механизмов.

2. Грузовые стрелы и лебедки.

3. Правила обслуживания грузоподъёмных механизмов.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.9 Общесудовые системы
Лекция (урок):

1. Классификация и состав судовых систем. Компоновка судовых систем.

2. Трюмные системы судна. Схемы балластной и осушительной систем.

3. Противопожарные системы.

4. Требования к системам.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.10 Специальные системы танкеров
Лекция (урок):

1. Грузовые и зачистные системы.

2. Система подогрева и орошения .

3. Газоотводная система и система инертных газов.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.