2024-2025_26_02_06_51_24_1234-6217_plx_Подготовка по профессии Моторист (машинист)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»
26.02.06 –   МДК 04.01 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 –   МДК 04.01 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Прач А.Д.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- порядок несения вахты в машинном отделении

- системы аварийной сигнализации в машинном отделении и умение различать сигналы, особенно при подаче сигнала о включении газовой системы пожаротушения

Уметь:

- организовывать основные действия, связанные с защитой окружающей среды

Иметь практический опыт:

К5.1 Выполнение обычных обязанностей по вахте в машинном отделении, которые поручаются лицам рядового состава
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- техника безопасности, связанная с работой в машинном отделении

Уметь:

- использовать соответствующую систему внутрисудовой связи

Иметь практический опыт:

К5.2 Понимание команд и умение быть понятным по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- систему работы судовых котлов

Уметь:

- проводить визуальный осмотр на предмет неисправностей судовых котлов

Иметь практический опыт:

К5.3 Для несения вахты в котельном отделении: Поддержание надлежащего уровня воды и давления пара
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- обязанности в аварийной ситуации и аварийной сигнализации

- сигналы бедствия, подаваемых пиротехническими средствами; спутниковых АРБ и поисковоспасательных транспондеров

Уметь:

- избегать подачи ложных сигналов бедствия и действия, которые должны предприниматься при случайной подаче сигнала бедствия

Иметь практический опыт:

К5.4 Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

- методы работы в профессиональной и смежных сферах;

- структуру плана для решения задач;

- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

- составлять план действия;

- определять необходимые ресурсы;

- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

- реализовывать составленный план;

- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приёмы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оценивать практическую значимость результатов поиска;

- оформлять результаты поиска

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

- основы проектной деятельности

Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности социального и культурного контекста;

- правила оформления документов и построения устных сообщений

Уметь:

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;

- пути обеспечения ресурсосбережения

Уметь:

- соблюдать нормы экологической безопасности;

- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности

Уметь:

- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- мероприятий по обеспечению непотопляемости судна;

- методов восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна

Уметь:

- применять средства по борьбе за живучесть судна;

- применять средства по борьбе с водой

Иметь практический опыт:

- борьбы за живучесть судна

ПК 3.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 3, 5 семестре.
Дисциплина «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Эксплуатация судовых энергетических установок, механизмов и систем
 
- Экологические основы природопользования
 
- Электроника и электротехника
 
- Инженерная графика
 
- Материаловедение
 
- Общие принципы построения электрооборудования судов
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
- Теория и устройство судна
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика (плавательная)
 
- Квалификационный экзамен
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 146 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
146
96
50
В том числе: 
Лекционные занятия
126
86
40
Практические занятия
20
10
10
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
146
96
50
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
 
Тема 1.1. Организационные основы охраны труда
Лекция (урок):

1. Термины и определения в области охраны труда

2. Организация работы по охране труда на судах и базах технического обслуживания флот.

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
Лекция (урок):

1. Основные причины травматизма. Классификация травм. Мероприятия по предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний.

2. Виды ответственности за нарушения норм и правил охраны труда

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.3 Опасные и вредные производственные факторы. Производственная среда на судне
Лекция (урок):

Опасные и вредные производственные факторы: физические, химические и биологические факторы трудового процесса.

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.4 Законодательство РФ и международные требования в области охраны труда
Лекция (урок):

Основные положения законодательства РФ в области охраны труда. Международные конвенции и рекомендации МОТ о труде в морском судоходстве.

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.5 Безопасность труда на судах
Лекция (урок):

1. Требования охраны труда при работе в замкнутых, труднодоступных помещениях на судне; работах на высоте и забортных работах.

2. Общие требования охраны труда при проведении работ в машинно-котельном отделении

3. Требования охраны труда при обслуживании паровых котлов, судовых дизельных установок

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.6 Действие электрического тока на человека
Лекция (урок):

Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на степень поражения электрическим током. Классификация электротравм.

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.7 Меры безопасности при обслуживании судового электрооборудовани
Лекция (урок):

1. Технические средства обеспечения электробезопасности. Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током.

2. Основные правила электробезопасности при обслуживании и ремонте судового электрооборудования, работе с ручным электроинструментом, требования к переносным электросветильникам

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.8 Противопожарная безопасность на морских судах и объектах водного транспорта
Лекция (урок):

Организация пожарной охраны в Российской Федерации и на морском транспорте. Факторы пожара, причины пожаров на судах. Пожарное оборудование и системы

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 1.9 Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на судне
Лекция (урок):

1. Общие положения по оказанию помощи. Первичные реанимационные меры: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

2. Доврачебная медицинская помощь пострадавшим: при ранениях, поражении электрическим током, утоплениях, ожогах, обморожениях, при пищевых отравлениях, отравлениях химическими веществами, продуктами горения.

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Раздел 2. Технология судоремонта
 
Тема 2.1 Основы организации и технологии судоремонта
Лекция (урок):

1. Основные этапы судоремонта.

2. Системы виды, категории ремонта судов

3. Технология производства. Производственный и технологический процессы. Технологическая операция, цепочка. Ремонтопригодность.

4. Дефектация. Классификация дефектов.

5. Классификация способов восстановления деталей, Причины брака, ответственность

6. Виды слесарной обработки

7. Механическая обработка. Классы точности и чистоты поверхности. Виды посадок 8. Сварка и наплавка

9. Термообработка

10. Основные неисправности деталей СА и способы их устранения

11. Техника безопасности. Способы безопасного удаления отходов

12
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 2.1 Мерительный инструмент и способы его применения
Практическое занятие:Мерительный инструмент и способы его применения
3
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 2.1 Инструменты и материалы, применяемые при судоремонте
Практическое занятие:

Инструменты и материалы, применяемые при судоремонте

3
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 2.1 Виды слесарных работ: разборка/сборка, притирка, подгонка, шабрение, заделка трещин и свищей, замены прокладок в соединениях трубопроводов
Практическое занятие:

Виды слесарных работ: разборка/сборка, притирка, подгонка, шабрение, заделка трещин и свищей, замены прокладок в соединениях трубопроводов

4
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
5 семестр
 
Раздел 3. Судовые двигатели внутреннего сгорания, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации
 
Тема 3.1. Устройство дизеля
Лекция (урок):

1.Основные детали дизеля.

2.Системы дизеля.

3.Основные понятия в ДВС.

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.2. Принцип действия дизеля
Лекция (урок):

1.Принцип действия 4-х и 2-хтактных дизелей.

2.Индикаторные диаграммы 4-х и 2-хтактных дизелей.

3.Мощность и коэффициент полезного действия дизеля.

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.3. Классификация и маркировка дизелей
Лекция (урок):

1. Классификация судовых двигателей внутреннего сгора-ния 4-х и 2-хтактных дизелей

2. Маркировка дизелей.

3. Степень автоматизации дизелей.

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.4. Основные детали остова дизеля
Лекция (урок):

1. Фундаментная рама.

2. Станина, цилиндры, втулки цилиндров.

3. Крышки цилиндров.

6
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.5. Основные детали кривошипно-шатунного механизма (КШМ)
Лекция (урок):

1. Поршни и шатуны.

2. Коленчатые валы.

3. Силы действующие в КШМ.

8
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Конструктивные схемы систем газораспределения.

2. Детали клапанного привода.

3. Газообмен в 2-хтактных дизелях. Газопровод дизеля.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.6 Система газораспределения
Практическое занятие:

Изучить схемы систем газораспределения.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.7. Наддув дизелей
Лекция (урок):

1. Понятие о наддуве.

2. Виды наддува.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения о топливной системе.

2. Топливные насосы высокого давления.

3. Форсунки, топливные фильтры и сепараторы.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.8. Топливная система
Практическое занятие:

Изучение схем топливной системы.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения о смазочных материалах.

2. Основные элементы смазочной системы.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.9 Смазочная система
Практическое занятие:

Изучение схем циркуляционной смазочной системы.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.10 Система охлаждения
Лекция (урок):

1. Общие сведения о системе охлаждения.

2. Основные элементы в системы охлаждения.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.11 Системы пуска
Лекция (урок):

1. Способы пуска дизеля и средства, облегчающие его.

2. Схемы систем пуска сжатым воздухом.

3. Пуск дизеля стартером.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.12 Техническая эксплуатация дизелей
Лекция (урок):

1. Понятие о технической эксплуатации дизелей.

2. Подготовка дизеля к пуску.

3. Порядок пуска. Остановка дизеля. Обслуживание неработающего дизеля.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.13 Техническое обслуживание (ТО) дизелей
Лекция (урок):

1. Понятие о техническом состоянии.

2. ТО масляной системы и системы охлаждения.

3. Особенности ТО при работе дизеля с перегрузкой.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 3.14 Основные неисправности дизелей
Лекция (урок):

1. Неисправности при пуске.

2. Основные неисправности при работе дизеля.

3. Неисправности системы охлаждения, масляной и топливной систем.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Раздел 4. Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации
 
Тема 4.1 Общие сведения о судовых котельных установках
Лекция (урок):

1. Назначение и состав котельных установок.

2. Классификация судовых котлов.

3. Основные характеристики котлов.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Устройство автономных водогрейных котлов.

2. Устройство парового котла.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Практическое занятие:

Устройство водогрейного газотрубного котла КОАВ 68

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.2 Автономные судовые котлы
Практическое занятие:

Устройство парового газотрубного котла КВВ 1/5

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.3 Судовые утилизационные котлы
Лекция (урок):

1. Роль котлов-утилизаторов на судне.

2. Комбинированные котлы.

2
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.4 Арматура котлов
Лекция (урок):

1. Запорная арматура. Устройство клапанов.

2. Указательная арматура. Устройство указателя уровня воды.

3. Предохранительная арматура. Устройство пружинного предохранительного клапана.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.5 Топочное устройство котлов
Лекция (урок):

1. Состав топочного устройства. Оборудование фронтона.

2. Классификация форсунок.

3. Работа и устройство механической форсунки.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.6 Системы судовых котлов
Лекция (урок):

1. Топливная система котла.

2. Питательная система котла.

3. Водный режим агрегатов.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Автоматическое регулирование уровня воды.

2. Автоматическое регулирование давления пара.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.7 Системы автоматического управления паровых котлов 
Практическое занятие:

Изучение схемы автоматического управления КУ КВА 0,5/5

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Элементы автоматики, используемые в управлении водогрейных котлов.

2. Автоматизированная форсунка.

3. Электропневматическое управление котлов-утилизаторов.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.8 Системы автоматического управления водогрейных котлов и котлов утилизаторов
Практическое занятие:

Изучение схемы автоматического управления котельной установки КОАВ 68.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 4.9 Основные сведения по техническому обслуживанию котлов
Лекция (урок):

1. Техническое обслуживание котельных установок.

2. Надзор за состоянием котлов.

3. Правила безопасности при обслуживании котельных установок.

4. Неисправности при работе КУ и их устранение.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Раздел 5. Судовые вспомогательные механизмы, установки и системы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации
 
Тема 5.1. Общие сведения о насосах
Лекция (урок):

1. Классификация судовых насосов.

2. Основные параметры работы насосов.

3. Условия работы судовых насосов.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Типы и общее устройство. Движение жидкости в рабочем колесе.

2. Кавитация и осевая сила при работе насоса.

3. Эксплуатация центробежного насоса

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.2 Центробежные насосы
Практическое занятие:

Основные детали и принцип действия центробежного насоса

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.3 Вихревые и струйные насосы
Лекция (урок):

1. Вихревые насосы. Классификация. Устройство и работа.

2. Струйные насосы. Принцип действия.

3. Эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Классификация поршневых насосов. Принцип действия. Конструкция. Воздушные колпаки. Эксплуатация. Неисправности и их устранение

2. Шестеренные и винтовые насосы. Устройство и работа. Эксплуатация. Неисправности и их устранение

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.4 Поршневые и роторные насосы
Практическое занятие:

Устройство и работа масляного насоса двойного действия.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.5 Вентиляторы и воздушные компрессоры
Лекция (урок):

1. Устройство и работа вентилятора

1. Классификация судовых компрессоров. Устройство и работа компрессоров

3. Конструкции судовых компрессоров. Эксплуатация. Неисправности и их устранение. ТБ при эксплуатации

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Классификация рулевых приводов и машин.

2. Требования, предъявляемые к рулевым устройствам.

3. Основные сведения по эксплуатации рулевых машин.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.6 Рулевые приводы и машины
Практическое занятие:

Изучение работы гидравлической рулевой машины типа РГ.

0,5
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Назначение и классификация ЯШМ.

2. Устройство и работа шпиля и брашпиля.

3. Техническая эксплуатация ЯШМ и техника безопасности при эксплуатации.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.7 Якорно-швартовные механизмы (ЯШМ)
Практическое занятие:

Устройство и работа электрического брашпиля

0,5
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.8 Грузоподъёмные механизмы
Лекция (урок):

1. Классификация грузоподъёмных механизмов.

2. Грузовые стрелы и лебедки.

3. Правила обслуживания грузоподъёмных механизмов.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.9 Общесудовые системы
Лекция (урок):

1. Классификация и состав судовых систем. Компоновка судовых систем.

2. Трюмные системы судна. Схемы балластной и осушительной систем.

3. Противопожарные системы.

4. Требования к системам.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
Тема 5.10 Специальные системы танкеров
Лекция (урок):

1. Грузовые и зачистные системы.

2. Система подогрева и орошения .

3. Газоотводная система и система инертных газов.

1
К5.1,К5.2,К5.3,К5.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.2.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.