ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Психология общения»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология общения»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- роли и ролевые ожидания в общении
Уметь:
- применять техники и приемы эффективного обще-ния в профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
- виды социальных взаимодействий
Уметь:
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
Иметь практический опыт:
- механизмы взаимопонимания в общении
Уметь:
- применять техники и приемы эффективного обще-ния в профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
- техники и приемы общения, правила слушания, ве-дения беседы, убеждения
Уметь:
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
Иметь практический опыт:
- взаимосвязь общения и деятельности
Уметь:
- применять техники и приемы эффективного обще-ния в профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
- цели, функции, виды и уровни общения
Уметь:
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
1. Определение психологии общения
2. Сущность общения, состоящая из нескольких процессов
3. Предмет, задачи психологии общения
4. Структура общения с точки зрения нескольких авторов
5. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения
6. Междисциплинарный подход к общению
1. Определение понятия функция
2. Функции общения: прагматическая, развивающая, самоактуализирующая, объединяющая, организационная, внутриличностная
3. Функции общения по Панфёрову
Выполнение набора тестовых методик на особенности личного общения, а так же подробный письменный самоанализ личного общения (особенности, ошибки, проблемы)
1. Трансактная модель общения
2. Теория трансактного анализа Э.Бёрна
3. Три позиции человека: родитель, взрослый, ребёнок
4. Построение схем общения с точки зрения этих позиций
5. Взаимосвязь жизненного сценария и общения
6. Построение и анализ личных ролей и жизненного сценария
7. Основные понятия: стороны общения, их проявление в единстве
8. Типы сторон общения: межличностная, когнитивная, коммуникативно информационная, эмотивная, конативная
9. Понятие модели общения: репрезентативная система, сенсорная острота, конгруэнтность, раппорт
Составление общего психологического портрета одногруппника
1. Понятие вербальных и невербальных средств общения
2. Раскрытие сущности вербального и невербального общения
3. Понятия: речь, язык, жесты, мимика, поза
1. Особенности мимики
2. Особенности движений
3. Особенности жестов
4. Значение поз
5. Психологическая интерпретация жестов, мимики, поз
1. Визуальные средства общения
2. Акустические средства общения
3. Тактильно-кинестетические средства и общения
4. Ольфакторные средства общения
5. Виды акустических средств
Конспектирование, анализ и подготовка к пересказу психологической статьи на тему: «Невербальное общение»
1. Речь, язык, виды речи
2. Отличие речи, языка и общения
3. Эволюционное возникновение речи
4. Функции речи
5. Основные теории развития речи: теория научения, пререформистская, релятивистская, конструктивистская
1. Деятельностный подход Леонтьева и Рубинштейна
2. Взаимосвязь деятельности и общения
3. Возрастные особенности овладения звуковыми сигналами
1. Стратегия и тактика в общении
2. Виды стратегического общения: открытое и закрытое; монологическое и диалогическое; ролевое и личностное
3. Виды тактик общения: формальная, неформальная, примитивная, деловая, духовная, межличностная, манипулятивная, светская
1. Вербальное и невербальное общение
2. Межличностное, межперсонное, ролевое общение
3. Конфликтное, личностное, деловое общение
4. Прямое и опосредованное общение
5. Законное и незаконное общение
6. Кратковременное и длительное общение
1. Типы ролей в общении
2. Ожидания ролей от партнёра по общению
1. Понятие коммуникации
2. Элементы коммуникации: субъект, объект, само сообщение, средства пересылки сообщения, канал связи, результат
3. Отличие понятий: коммуникация и общение
4. Схема коммуникаций
5. Теории коммуникаций
6. Коммуникативная компетентность
1. Виды коммуникативных ролей
2. Понятие манипуляции
3. Манипуляции в общении
4. Манипуляция как метод воздействия на людей
1. Ошибки, которые возникают в процессе коммуникаций
2. Группы ошибок в коммуникациях
3. Факторы, отрицательно влияющие на передачу информации и общение
1. Процесс слушания
2. Определение понятия слушание
3. Виды слушания: пассивное, активное, эмпатическое
4. Проблема понимания
1. Виды техник слушания
2. Активное слушание
3. Приёмы общения
4. Техники общения
1. Понятие делового общения
2. Деловая беседа: особенности, правила, принципы
3. Функции деловой беседы
4. Структура деловой беседы
5. Стратегические принципы делового общения
1. Деловые беседы
2. Деловые переговоры
3. Деловые совещания
4. Деловые дискуссии
1. Этикет и культура поведения, общения делового человека
2. Культура общения по телефону
3. Основные заповеди и принципы делового этикета
1. Понятие суггестия (внушаемости)
2. Свойства личности, поддающейся внушению
3. Особенности внушения
4. Сила слова (суггестивность слова)
5. Отличие гипноза и суггестивности
1. Конфликт и толерантность, отличие этих понятий и их особенности
2. Структура и участники конфликта
3. Мотивы сторон в конфликте
1. Причины конфликтов
2. Виды конфликтов и способы их разрешения
3. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах
4. Последствия конфликтов
5. Различные виды приёмов саморегуляции и рефлексии
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.