2024-2025_26_02_03_52_20_12345-6217_plx_Судовое радиооборудование
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовое радиооборудование»
26.02.03 – Раздел 1.07 – 2020 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовое радиооборудование»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 1.07 – 2020 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовое радиооборудование»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2020 г.
Рабочая программа дисциплины «Судовое радиооборудование» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Поляков Ю.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовое радиооборудование»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- технические характеристики судовых радиооборудований и радионавигационных систем, особенности их применения и возможные проблемы при эксплуатации

Уметь:

- решать различные задачи профессиональной деятельности с применением судового радиооборудования и радионавигационных систем

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы анализа и интерпретации информации, включая статистические методы

Уметь:

- использовать современные средства поиска и анализа информации при тестировании судового радиооборудования и радионавигационных систем

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы эффективного общения в рамках рабочего коллектива

Уметь:

- правильно интерпретировать данные, получаемые с радионавигационных систем, и передавать их члеам экипажа

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- имеющееся на борту радиооборудование и резервные источники питания

- как постоянно поддерживать их в эффективном рабочем состоянии

Уметь:

- использовать переносное радиооборудование спасательных шлюпок и плотов

Иметь практический опыт:

К 1.5 Действия при авариях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- регламент радиосвязи при получении сигнала о бедствии

Уметь:

- выполненять процедуры Регламента радиосвязи

Иметь практический опыт:

К 1.6 Действия при получении сигнала бедствия на море
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 5.1 Передача и прием информации, используя подсистемы и оборудования ГМССБ, а также выполнение функциональных требований ГМССБ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- функциональное назначение и принципы работы судового радиооборудования и радионавигационных систем

Уметь:

- корректно настраивать и обслуживать судовое радиооборудование и радионавигационные системы

Иметь практический опыт:

К 5.2 Обеспечение радиосвязи при авариях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Судовое радиооборудование» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Технические средства судовождения
 
- Электроника и электротехника
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Навигация и лоция
 
- Управление судном и безопасность мореплавания
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
42
42
В том числе: 
Лекционные занятия
28
28
Лабораторные занятия
6
6
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
3
3
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
45
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема 1. Введение в дисциплину. Правила ТБ при эксплуатации СРО
Лекция (урок):

1. Изобретение радио А.С. Поповым. Развитие морской радиосвязи и судового радиооборудования от изобретения до наших дней. Теория радиоволн.

2. ТБ при эксплуатации судового радиооборудования

2
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2. Диапазоны частот МП
Лекция (урок):

VHF, MF, HF диапазоны и их характеристики. Виды модуляции. Использование UHF диапазона в морском судоходстве.

4
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

1. RT4822. ТТХ, влияние технических характеристик на работу СРО

2. Использование рабочих и аварийных RTLF каналов VHF диапазона МПС

3. СРО RT4822. Режимы работ DW, SCAN. Правила использования симплексных и дуплексных каналов

4. СРО RT4822. Использование аварийной RTLF частоты для передачи сигналов «БЕДСТВИЕ», «СРОЧНОСТЬ», «БЕЗОПАСНОСТЬ»

5. СРО SP3110, McMurdo R1, HX370S. ТТХ, сравнение функциональных возможностей

4
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 3. СРО VHF диапазона МПС
Практическое занятие:

Практика использования рабочих и аварийных RTLF каналов связи в СРО RT4822, SP3110, McMurdo R1

2
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

1. Технический формат ЦИВ Принцип работы ЦИВ в СРО.

2. СРО RT4822. Назначение органов управления ЦИВ контроллера. Структура и состав программного меню

3. СРО RT4822. Назначение органов управления ЦИВ контроллера. Структура и состав программного меню

4. Работа ЦИВ в СРО RT4822. Передача и приѐм Distress, Urgency, Safety сообщений.

5. СРО RT4822. Ретрансляция принятых сообщений.

4
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 4. Назначение ЦИВ в морской радиосвязи
Практическое занятие:

Практика использования ЦИВ в СРО RT4822.

2
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

1. Организация связи и использование частот MF/HF диапазона. Виды связи (режимы работ) используемые в MF/HF СРО.

2. СРО HC4500 с блоком HT4520. ТТХ, влияние технических характеристик на работу СРО

3. СРО HC4500 Назначение органов управления. Структура и состав программного меню

2
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лабораторные занятия:

Выбор и использование частот для р/связи в MF диапазоне

3
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лабораторные занятия:

Выбор и использование частот для р/связи в HF диапазоне

3
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 5. СРО MF/HF диапазона МПС
Практическое занятие:

1. Практика работы с СРО DT4646 в режиме FEC

2. Практика работы с СРО DT4646 в режиме ARQ

2
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Раздел 2. 
 
Тема 6. Система КОСПАСSARSAT
Лекция (урок):

1. RB-406. Технические и эксплуатационные требования к СРО

2. РО McMurdo E3. ТТХ, назначение, порядок использования

7
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

1. История развития радиолокации.

2. НРЛС. Принцип работы, назначение, ТТХ, органы управления, порядок использования

3. ЭОП судов и объектов.

4. SART. Технические и эксплуатационные требования к СРО.

5. СРО SART McMurdo RT9-3. ТТХ, назначение, порядок использования.

5
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Практическое занятие:

1. Практика работы с СРО INM-C Thrane & Thrane: приѐм сообщений в Safety Net

2. Практика работы с СРО INM-C Thrane & Thrane: передача DISTRESS сообщений.

3. Практика работы с СРО INM-C Thrane & Thrane: использование двуцифровых кодов.

4. Практика работы с СРО INM-C Thrane & Thrane: коммерческая связь.

5. Практика работы с СРО INM-C Thrane & Thrane: связь судно-судно.

2
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 7. Радиолокация в судовождении
Самостоятельная работа:

Повторение лекционного материала

3
К 1.5,К 1.6,К 5.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовое радиооборудование» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Демиденко П.П.  Судовые радиолокационные и радионавигационные системы:Учебное пособие. - Феникс, 2015. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. И. М. Иванов Основы эксплуатации судовых радиоэлектронных средств [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2012. -  – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/46504.html 
 
6.1 Основная литература
 
2. Правила по оборудованию морских судов. Часть IV. Радиооборудование:. - РМРС, 2020. - 
 
3. Регламент радиосвязи на русском языке:Статьи. - , 2016. - 
 
4. Регламент радиосвязи на русском языке:Приложения. - , 2016. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
2. Рябышкин В.Н. Судовые радиопередающие устройства:Учебное пособие. - ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2010. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.