2024-2025_26_02_03_52_21_12345-6217_plx_Теория и устройство судна
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
26.02.03 – ОП.06. – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОП.06. – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Теория и устройство судна» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Колтун В.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория и устройство судна»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- современные средства поиска и анализа информации и информационные технологии для выполнения профессиональных задач.

Уметь:

- демонстрировать уверенное использование средства поиска, анализа и интерпретации информации.

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды

Уметь:

- эксплуатировать топливную аппаратуру и проводить проверку количества и качества бункерного топлива;

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- понимание конструкций и устройств судна, включая системы питания, системы управления, автоматику и другие аспекты

- знание основных типов судов и их характеристик, включая параметры грузоподъемности, скорости и маневренности

Уметь:

- анализировать и оценивать физические параметры, которые влияют на движение судна, таких как гидродинамическое сопротивление, ветровое воздействие и другие

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- национальные и международные требования к остойчивости судов, теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;

- маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна;

Уметь:

- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях для расчета напряжений корпуса в случае частичной потери плавучести;

Иметь практический опыт:

ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы борьбы за живучесть судна;

Уметь:

- действовать при различных авариях;

Иметь практический опыт:

ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы и нормативные требования к погрузочным работам на судне

- принципы действия тросовых и лебедочных механизмов, используемых для погрузки и выгрузки грузов на судне

Уметь:

- планировать погрузочно-разгрузочные работы на судне, учитывая характеристики грузов, условия перевозки, ограничения портовой инфраструктуры и требования безопасности

Иметь практический опыт:

ПК 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы и нормативные требования к поддержанию судна в мореходном состоянии

- методы определения грузоподъемности судна, расчета необходимых запасов топлива и продовольствия

Уметь:

- осуществлять контроль за работой двигателей и систем управления судном, в том числе при помощи систем автоматического управления

- расчитывать необходимые запасы топлива и продовольствия для поддержания мореходности судна на протяжении всего плавания

Иметь практический опыт:

К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- виды коллективных и индивидуальных спасательных средств, и их снабжения;

- устройства спуска и подъема спасательных средств;

Уметь:

- производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов;

- управлять коллективными спасательными средствами; действовать в чрезвычайных ситуациях;

Иметь практический опыт:

К 3.4 Использование спасательных средств
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;

- уровни охраны на судах и портовых средствах;

Уметь:

- применять меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 4, 5 семестре.
Дисциплина «Теория и устройство судна» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Механика
 
- Математика
 
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Морская практика
 
- Навигация и лоция
 
- Организация судовых работ
 
- Погрузочно-разгрузочные работы
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Управление судном и безопасность мореплавания
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 120 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
90
30
60
В том числе: 
Лекционные занятия
64
20
44
Практические занятия
26
10
16
Самостоятельная работа
12
12
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
120
30
90
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Устройство судна
 
Лекция (урок):

1. Типы судов и основные критерии их классификации

2. Особенности торговых судов: танкеров, грузовых судов и контейнеровозов

3. Классификация и особенности военных кораблей

4. Пассажирские суда: различия по конструктивным особенностям и способам использования

5. Специализированные суда: требования к ледоколам, плавучим буровым установкам и другим типам судов.

1
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.1 Типы судов, их классификация и особенности
Практическое занятие:

Знакомство с типами судов, их особенности. Знакомство с названиями главных частей судна

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Основные элементы корпуса судна и их функции

2. Типы материалов, используемых для постройки корпуса судна, и особенности их применения

3. Конструктивные особенности корпуса судна, влияющие на его прочность и мореходность

4. Факторы, влияющие на износ и деградацию корпуса судна

5. Методы обслуживания и ремонта корпуса судна: модернизация, замена и усиление элементов корпуса.

6
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.2 Прочность и конструкция корпуса судна
Практическое занятие:

Особенности применения материалов для постройки корпуса судов

2
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Машинное отделение

2. Грузовые помещения

3. Прочие судовые помещения

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.3 Судовые помещения
Практическое занятие:

Устройство судовых помещений

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Навигационное оборудование

2. Системы безопасности

3. Краны и подъемники

4. Оборудование для переработки воды

5. Системы энергоснабжения

6. Системы вентиляции и кондиционирования

2
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.4 Оборудование и снаряжение судов
Практическое занятие:

Роль кранов и подъёмников на судах

2
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Рулевое устройство. Требования руководящих документов к рулевому устройству. Якорное устройство и его составные части. Типы якорей. Якорные цепи. Маркировка якорной цепи.

2. Швартовное устройство. Правила техники безопасности при работе со швартовным устройством.

3. Назначение, состав и правила технической эксплуатации буксирного устройства. Требования, предъявляемые к буксирному устройству. Техника безопасности при эксплуатации.

6
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.5 Судовые устройства
Практическое занятие:

Правила техники безопасности при работе со швартовным устройством. 

3
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Устройство и составные элементы общесудовых систем.

2. Осушительная и балластная системы

3. Противопожарные системы.

4. Система пожарной сигнализации.

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.6 Общесудовые системы
Практическое занятие:

Работа противопожарной системы

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.7 Правила российского морского регистра судоходства и требования к техническому состоянию судна и техническим средствам. Основные документы по безопасности эксплуатации судна
Лекция (урок):

1. Общие положения и требования к судам, зарегистрированным в Российской Федерации.

2. Требования к техническому состоянию судна и меры по обеспечению безопасности при эксплуатации

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.8 Организация технического обслуживания
Лекция (урок):

1. Особенности технического обслуживания судов и его значение для безопасной эксплуатации.

2. Состав работ по техническому обслуживанию судна, включая узлы и системы, требующие особого внимания.

3. Использование современных технологий в организации технического обслуживания судна.

4. Контроль качества проведения работ по техническому обслуживанию судна.

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.9 Методы и техника диагностики состояния и дефектации корпуса технических средств. Технология, оснастка, оборудование и инструменты для выполнения типовых работ по техническому обслуживанию и ремонту судов
Лекция (урок):

1. Основные методы диагностики состояния и выявления дефектов корпуса судна и других технических средств.

2. Технология проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту корпуса судна, включая очистку, шлифование, сварку и другие операции.

3. Оснастка и оборудование для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту корпуса судна

4. Использование современных технологий и инструментов в техническом обслуживании и ремонте корпуса судна, например, использование лазерной технологии для измерения размеров и формы дефектов.

5. Контроль качества проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту корпуса судна.

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
5 семестр
 
Раздел 2. ТЕОРИЯ СУДНА
 
Лекция (урок):

1. Теоретический чертёж судна.

2. Главные размерения и коэффициенты полноты корпуса.

3. Посадка судна. Определение осадки по маркам углубления.

3
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Практическое занятие:

Теоретический чертёж судна

2
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.1 Понятие о геометрии корпуса судна
Самостоятельная работа:

Вычерчивание координатных осей на баке, корпусе и широте теоретического чертежа

2
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Силы, действующие на плавающее судно. Центр тяжести и центр величины. Условия равновесия судна.

2. Объемные и весовые характеристики судна.

Грузовой размер. Грузовая шкала. Запас плавучести. Грузовая и тоннажная марки.

5
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Практическое занятие:

Правила нанесения грузовой марки на борт судна

2
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.2 Плавучесть судна
Самостоятельная работа:

Вычерчивание грузовой марки с указанием на ней минимальной и максимальной высоты надводного борта

2
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Основные понятия и определения;

2. Методы расчета поперечной остойчивости;

3. Факторы, влияющие на поперечную остойчивость.

14
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Практическое занятие:

Остойчивость судна

4
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.3 Поперечная остойчивость
Самостоятельная работа:

Нарисовать равнообъемные наклонения судна с положительной, нулевой и отрицательной М.Ц.В. и показать на них все элементы начальной остойчивости

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Основные понятия и определения;

2. Методы расчета продольной остойчивости и дифферента;

3. Факторы, влияющие на продольную остойчивость

6
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Практическое занятие:

Продольная остойчивость судна

2
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.4 Продольная остойчивость судна и дифферент
Самостоятельная работа:

Определение осадки судна по шкале изменений осадок и остойчивости вследствие приема на судно 100 т груза

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения о непотопляемости. Требования руководящих документов по вопросам непотопляемости.

2. Конструктивное и организационно – техническое обеспечение непотопляемости.

10
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Практическое занятие:

Судовая документация по непотопляемости судна.

3
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.5 Непотопляемость судна
Самостоятельная работа:Нарисовать корпус судна и показать на нем предельную линию погружения и кривую предельных длин отсеков
1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Основные принципы ходкости судна и ее значимость для управления судном;

2. Коэффициенты ходкости и их значение при проектировании и эксплуатации судов;

3. Влияние формы корпуса на ходкость и маневренность судна;

4. Типы двигателей, используемых на судах и их особенности;

5. Взаимосвязь параметров двигателя и маневренности судна.

2
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Практическое занятие:

Влияние формы корпуса на ходкость и маневренность судна

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.6 Ходкость и движители
Самостоятельная работа:

Нарисовать схему обтекания корпуса судна в пограничном слое при ламинарном и турбулентном режимах

2
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Управляемость судна

2. Факторы, влияющие на управляемость судна

2
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Практическое занятие:

Особенности управляемости судна в различных навигационных ситуациях

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.7 Управляемость судна
Самостоятельная работа:

Вычерчивание схемы обтекания крыла (перо руля, лопасти) потоком жидкости с указанием на них гидродинамической силы и ее проекций – подъемной силы и силы сопротивления

2
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Основы качки судна: определения, причины возникновения качки, законы физики, описывающие движение судна в условиях качки

2. Методы расчета параметров качки судна

3. Средства стабилизации судна

2
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.8 Качка
Практическое занятие:

Качка судна

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.8 Качка
Самостоятельная работа:

Вычерчивание амплитудных кривых вынужденных колебаний судна при бортовой качке на волнении. Вычерчивание элементов волнового профиля и изучение их зависимости. Формула Цимермана. Влияние скорости судна и курсового угла на кажущуюся частоту волн и попадания судна в резонансную зону

1
К 3.2,К 3.4,ОК 02.,ОК 07.,ПК 1.2.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теория и устройство судна» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Ю.Д.Жуков, В.П.Шестопал.-Николаев Мореходные качества корабля: Ч.1 Основы теории Раздел 1. Статика корабля:Учебное пособие. - НГГУ им. П.Могилы, 2020. - 
 
2. Ю.Д.Жуков, В.П.Шестопал.- Николаев Мореходные качества корабля: Часть.1 Основы теории Раздел 2. Динамика корабля:Учебное пособие. - НГГУ им. П.Могилы, 2020. - 
 
3. В.Б.Жинкин Теория и устройство корабля:Учебник для СПО. - Юрайт, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А.П.Аносов Теория и устройство судна: конструкция специальных судов:Учебное пособие. - Юрайт, 2020. - 
 
2. А.Я.Король Теория и устройство судна. Разделы: «Геометрия, статика и прочность корабля»:Учебное пособие для судоводителей. - ОМА, 2018. - 
 
3. А.Я.Король Мореходные качества судна. Разделы: «Непотопляемость, качка, сопротивление воды, движители и прочность судна»:Учебное пособие для судоводителей. - ОМА, 2018. - 
 
4. А.Б. Володин, Е.И. Фомин Грузовой план судна [Электронный ресурс]:Учебно-методическое пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76708.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.