ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Теория и устройство судна»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- современные средства поиска и анализа информации и информационные технологии для выполнения профессиональных задач.
Уметь:
- демонстрировать уверенное использование средства поиска, анализа и интерпретации информации.
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
- комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды
Уметь:
- эксплуатировать топливную аппаратуру и проводить проверку количества и качества бункерного топлива;
Иметь практический опыт:
- понимание конструкций и устройств судна, включая системы питания, системы управления, автоматику и другие аспекты
- знание основных типов судов и их характеристик, включая параметры грузоподъемности, скорости и маневренности
Уметь:
- анализировать и оценивать физические параметры, которые влияют на движение судна, таких как гидродинамическое сопротивление, ветровое воздействие и другие
Иметь практический опыт:
- национальные и международные требования к остойчивости судов, теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;
- маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна;
Уметь:
- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях для расчета напряжений корпуса в случае частичной потери плавучести;
Иметь практический опыт:
- методы борьбы за живучесть судна;
Уметь:
- действовать при различных авариях;
Иметь практический опыт:
- основные принципы и нормативные требования к погрузочным работам на судне
- принципы действия тросовых и лебедочных механизмов, используемых для погрузки и выгрузки грузов на судне
Уметь:
- планировать погрузочно-разгрузочные работы на судне, учитывая характеристики грузов, условия перевозки, ограничения портовой инфраструктуры и требования безопасности
Иметь практический опыт:
- основные принципы и нормативные требования к поддержанию судна в мореходном состоянии
- методы определения грузоподъемности судна, расчета необходимых запасов топлива и продовольствия
Уметь:
- осуществлять контроль за работой двигателей и систем управления судном, в том числе при помощи систем автоматического управления
- расчитывать необходимые запасы топлива и продовольствия для поддержания мореходности судна на протяжении всего плавания
Иметь практический опыт:
- виды коллективных и индивидуальных спасательных средств, и их снабжения;
- устройства спуска и подъема спасательных средств;
Уметь:
- производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов;
- управлять коллективными спасательными средствами; действовать в чрезвычайных ситуациях;
Иметь практический опыт:
- мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
- уровни охраны на судах и портовых средствах;
Уметь:
- применять меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
Иметь практический опыт:
часов
1. Типы судов и основные критерии их классификации
2. Особенности торговых судов: танкеров, грузовых судов и контейнеровозов
3. Классификация и особенности военных кораблей
4. Пассажирские суда: различия по конструктивным особенностям и способам использования
5. Специализированные суда: требования к ледоколам, плавучим буровым установкам и другим типам судов.
Знакомство с типами судов, их особенности. Знакомство с названиями главных частей судна
1. Основные элементы корпуса судна и их функции
2. Типы материалов, используемых для постройки корпуса судна, и особенности их применения
3. Конструктивные особенности корпуса судна, влияющие на его прочность и мореходность
4. Факторы, влияющие на износ и деградацию корпуса судна
5. Методы обслуживания и ремонта корпуса судна: модернизация, замена и усиление элементов корпуса.
Особенности применения материалов для постройки корпуса судов
1. Машинное отделение
2. Грузовые помещения
3. Прочие судовые помещения
Устройство судовых помещений
1. Навигационное оборудование
2. Системы безопасности
3. Краны и подъемники
4. Оборудование для переработки воды
5. Системы энергоснабжения
6. Системы вентиляции и кондиционирования
Роль кранов и подъёмников на судах
1. Рулевое устройство. Требования руководящих документов к рулевому устройству. Якорное устройство и его составные части. Типы якорей. Якорные цепи. Маркировка якорной цепи.
2. Швартовное устройство. Правила техники безопасности при работе со швартовным устройством.
3. Назначение, состав и правила технической эксплуатации буксирного устройства. Требования, предъявляемые к буксирному устройству. Техника безопасности при эксплуатации.
Правила техники безопасности при работе со швартовным устройством.
1. Устройство и составные элементы общесудовых систем.
2. Осушительная и балластная системы
3. Противопожарные системы.
4. Система пожарной сигнализации.
Работа противопожарной системы
1. Общие положения и требования к судам, зарегистрированным в Российской Федерации.
2. Требования к техническому состоянию судна и меры по обеспечению безопасности при эксплуатации
1. Особенности технического обслуживания судов и его значение для безопасной эксплуатации.
2. Состав работ по техническому обслуживанию судна, включая узлы и системы, требующие особого внимания.
3. Использование современных технологий в организации технического обслуживания судна.
4. Контроль качества проведения работ по техническому обслуживанию судна.
1. Основные методы диагностики состояния и выявления дефектов корпуса судна и других технических средств.
2. Технология проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту корпуса судна, включая очистку, шлифование, сварку и другие операции.
3. Оснастка и оборудование для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту корпуса судна
4. Использование современных технологий и инструментов в техническом обслуживании и ремонте корпуса судна, например, использование лазерной технологии для измерения размеров и формы дефектов.
5. Контроль качества проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту корпуса судна.
1. Теоретический чертёж судна.
2. Главные размерения и коэффициенты полноты корпуса.
3. Посадка судна. Определение осадки по маркам углубления.
Теоретический чертёж судна
Вычерчивание координатных осей на баке, корпусе и широте теоретического чертежа
1. Силы, действующие на плавающее судно. Центр тяжести и центр величины. Условия равновесия судна.
2. Объемные и весовые характеристики судна.
Грузовой размер. Грузовая шкала. Запас плавучести. Грузовая и тоннажная марки.
Правила нанесения грузовой марки на борт судна
Вычерчивание грузовой марки с указанием на ней минимальной и максимальной высоты надводного борта
1. Основные понятия и определения;
2. Методы расчета поперечной остойчивости;
3. Факторы, влияющие на поперечную остойчивость.
Остойчивость судна
Нарисовать равнообъемные наклонения судна с положительной, нулевой и отрицательной М.Ц.В. и показать на них все элементы начальной остойчивости
1. Основные понятия и определения;
2. Методы расчета продольной остойчивости и дифферента;
3. Факторы, влияющие на продольную остойчивость
Продольная остойчивость судна
Определение осадки судна по шкале изменений осадок и остойчивости вследствие приема на судно 100 т груза
1. Общие сведения о непотопляемости. Требования руководящих документов по вопросам непотопляемости.
2. Конструктивное и организационно – техническое обеспечение непотопляемости.
Судовая документация по непотопляемости судна.
1. Основные принципы ходкости судна и ее значимость для управления судном;
2. Коэффициенты ходкости и их значение при проектировании и эксплуатации судов;
3. Влияние формы корпуса на ходкость и маневренность судна;
4. Типы двигателей, используемых на судах и их особенности;
5. Взаимосвязь параметров двигателя и маневренности судна.
Влияние формы корпуса на ходкость и маневренность судна
Нарисовать схему обтекания корпуса судна в пограничном слое при ламинарном и турбулентном режимах
1. Управляемость судна
2. Факторы, влияющие на управляемость судна
Особенности управляемости судна в различных навигационных ситуациях
Вычерчивание схемы обтекания крыла (перо руля, лопасти) потоком жидкости с указанием на них гидродинамической силы и ее проекций – подъемной силы и силы сопротивления
1. Основы качки судна: определения, причины возникновения качки, законы физики, описывающие движение судна в условиях качки
2. Методы расчета параметров качки судна
3. Средства стабилизации судна
Качка судна
Вычерчивание амплитудных кривых вынужденных колебаний судна при бортовой качке на волнении. Вычерчивание элементов волнового профиля и изучение их зависимости. Формула Цимермана. Влияние скорости судна и курсового угла на кажущуюся частоту волн и попадания судна в резонансную зону
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.