2024-2025_26_02_03_52_21_12345-6217_plx_Электроника и электротехника
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электроника и электротехника»
26.02.03 – ОП.03. – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электроника и электротехника»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОП.03. – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электроника и электротехника»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Электроника и электротехника» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ефимов В.С.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Электроника и электротехника»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные разделы электротехники и электроники

Уметь:

- производить измерения электротехнических величин, включать электрические приборы, аппараты, машины, управлять ими и контролировать

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- микропроцессорные средства измерения

Уметь:

- производить измерения электрических величин, включать электротехнические приборы, аппараты

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные разделы электротехники и электроники

Уметь:

- включать электротехнические приборы, аппараты, управлять ими и контролировать их эффективную и безопасную работу

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные разделы электротехники и электроники

Уметь:

- включать электротехнические приборы, аппараты, управлять ими и контролировать их эффективную и безопасную работу

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные разделы электротехники и электроники

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу электротехнических приборов, аппаратов, машин

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи

Уметь:

- осуществлять техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- микропроцессорные средства измерения

Уметь:

- устранять отказы и повреждения электрооборудования

Иметь практический опыт:

К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 6.1 Управление рулем и выполнение команд, подаваемых на руль, включая команды, подаваемые на английском языке
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Электроника и электротехника» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Электрооборудование судов
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Технические средства судовождения
 
- Управление судном и безопасность мореплавания
 
- Судовые энергетические установки
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
20
20
Лабораторные занятия
4
4
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
54
54
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока
 
Тема 1.1 Электрическое поле
Лекция (урок):

Понятие об электрическом поле. Закон Кулона. Электрическое поле в диэлектриках и проводниках. Электрическая емкость. Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

Электрическая цепь и ее основные элементы. ЭДС. Закон Ома для участка и полной цепи. Законы Кирхгофа. Работа и мощность

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Лабораторные занятия:

Исследование зависимости сопротивления проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Лабораторные занятия:

Исследование последовательного и параллельного соединения резисторов

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Тема 1.2 Основные элементы электрической цепи постоянного тока
Практическое занятие:

Расчет электрических цепей постоянного тока

2
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Раздел 2. Электромагнетизм
 
Тема 2.1 Основные свойства магнитного поля
Лекция (урок):

Основные свойства магнитного поля. Индуктивность. Электромагнитные силы

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

Магнитная цепь. Электромагниты и их практическое применение. Закон электромагнитной индукции. Закон Ленца. ЭДС самоиндукции, взаимоиндукции

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Тема 2.2 Электромагнитная индукция
Практическое занятие:

Расчет магнитной цепи

2
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Раздел 3. Однофазные цепи переменного тока
 
Тема 3.1 Синусоидальные ЭДС и токи
Лекция (урок):

Переменный ток, его получение. Параметры переменного тока. Векторные диаграммы

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

1. Цепи переменного тока с активным сопротивлением, с индуктивностью. Векторные диаграммы.

2. Общие случаи последовательного и параллельного соединения активного, индуктивного и емкостного сопротивлений. Векторные диаграммы. Резонанс напряжений. Резонанс токов

3
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Лабораторные занятия:

Исследование элементов цепей переменного тока

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Тема 3.2 Электрические цепи переменного тока
Лабораторные занятия:

Исследование резонанса в электрических цепях переменного тока

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Раздел 4. Трехфазные цепи переменного тока
 
Тема 4.1 Схемы соединений в трехфазной цепи
Лекция (урок):

Генерирование трехфазной ЭДС. Соединение трехфазной цепи звездой. Трех- и четырехпроводные цепи. Соединение трехфазной цепи треугольником

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

Активная, реактивная и полная мощности трехфазной цепи. Коэффициент мощности. Выбор схем соединения осветительной и силовой нагрузок при включении их в трехфазную сеть

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Тема 4.2 Нагрузка в трехфазной цепи
Практическое занятие:

Выбор и расчет параметров аппаратов защиты электрических сетей

2
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Раздел 5. Электрические приборы и измерения
 
Лекция (урок):

Общие сведения об измерениях. Классификация электроизмерительных приборов. Измерение тока, напряжения, мощности

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Самостоятельная работа:

Системы измерительных приборов. Расширение пределов измерения

0,5
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Тема 5.1 Измерение тока и напряжения
Самостоятельная работа:

Измерение неэлектрических параметров. Цифровые приборы

0,5
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

Измерение электрической энергии. Приборы учета электроэнергии. Измерение сопротивлений

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Практическое занятие:

Электроизмерительные приборы непосредственной оценки

2
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Тема 5.2 Измерение мощности, энергии, сопротивления
Самостоятельная работа:

Системы измерительных приборов. Расширение пределов измерения

0,25
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Тема 5.2 Измерение мощности, энергии, сопротивления
Самостоятельная работа:

Измерение неэлектрических параметров. Цифровые приборы

0,25
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Раздел 6. Трансформаторы
 
Лекция (урок):

Устройство и принцип действия трансформатора. Параметры, характеризующие работу трансформатора

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Тема 6.1 Трансформаторы
Самостоятельная работа:

Автотрансформаторы. Измерительные трансформаторы. Трехфазные трансформаторы

0,5
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Раздел 7. Электрические машины
 
Лекция (урок):

Общее устройство машин постоянного тока. Обратимость машин постоянного тока. Принцип работы машин постоянного тока. Генераторы постоянного тока. Электродвигатели постоянного тока

1
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Тема 7.1 Электрические машины постоянного тока
Самостоятельная работа:

Обмотки якорей и ЭДС машин постоянного тока. Универсальные коллекторные двигатели

0,5
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

Устройство, виды и принцип действия асинхронного электродвигателя. Пуск в ход асинхронного электродвигателя. Устройство и принцип действия синхронного генератора

2
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Тема 7.2 Электрические машины переменного тока
Самостоятельная работа:

Однофазные асинхронные двигатели. Работа синхронного генератора под нагрузкой. Синхронные электродвигатели

0,5
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Раздел 8. Основы электроники
 
Лекция (урок):

Полупроводниковые приборы

2
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Тема 8.1 Электронные приборы
Самостоятельная работа:

Полевые транзисторы. Тиристоры. Фотоэлектрические приборы

0,5
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

Электронные устройства

2
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
Тема 8.2 Электронные устройства
Самостоятельная работа:

Трехфазные выпрямители. Двухтактные выпрямители. Обратная связь в усилителях

0,5
К 3.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Электроника и электротехника» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. П. В. Ермуратский, Г. П. Лычкина, Ю. Б. Минкин Электротехника и электроника  [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88013.html 
 
2. Э.В.Кузнецов Электротехника и электроника в 3 т. Том 1. Электрические и магнитные цепи:Учебник и практикум для СПО . - Юрайт, 2020. - 
 
3. В.И.Киселев  Электротехника и электроника в 3 т. Том 2. Электромагнитные устройства и электрические машины:Учебник и практикум для СПО. - Юрайт, 2020. - 
 
4. Э. В. Кузнецов  Электротехника и электроника в 3 т. Том 3. Основы электроники и электрические изме-рения:Учебник и практикум для СПО . - Юрайт, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.И. Аблязов Электротехника и электроника [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83317.html 
 
2. А. В. Блохин Электротехника: учебное пособие для СПО  [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87912.html 
 
3. В. А. Кузовкин, В. В. Филатов. Электротехника и электроника:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
4. В. Ю. Плиско Электротехника. Практикум [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84934.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.