ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Безопасность жизнедеятельности»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
- причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от чрезвычайных ситуаций;
- основы безопасности жизнедеятельности, телефоны служб спасения
Уметь:
- выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;
- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для обучающегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;
- оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях
Владеть:
- методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций;
- навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности
- причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от чрезвычайных ситуаций;
- основы безопасности жизнедеятельности, телефоны служб спасения
Уметь:
- выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;
- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для обучающегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;
- оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях
Владеть:
- методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций;
- навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности
- причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от чрезвычайных ситуаций;
- основы безопасности жизнедеятельности, телефоны служб спасения
Уметь:
- выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;
- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для обучающегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;
- оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях
Владеть:
- методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций;
- навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности
часов
Введение в безопасность. Основные понятия. Характеристика системы «Человек-среда обитания»
Понятие техносферы. Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа».
Взаимодействие человека со средой обитания.
Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика
Судно, как производственная среда и как среда обитания. Морской порт, как производственная среда.
Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура.
Компоненты здорового образа жизни
Безопасность, как одна из основных потребностей человека.
Формирование безопасной среды обитания.
Экологическая, промышленная, производственная безопасности.
Транспортная и пожарная безопасность.
Характеристика разновидностей систем безопасности.
Безопасность и устойчивое развитие.
Безопасность и демография.
Аксиомы безопасности жизнедеятельности.
Понятие «опасность» Классификация опасностей.
Причины проявления опасности.
Опасность – как явление реального мира.
Правила поведения в опасной ситуации
Классификация социальных опасностей
Разработка и использование схемы эвакуации.
Характеристика опасностей и их источников.
Причинно-следственная зависимость при реализации опасности.
Дерево опасностей.
Человек, как источник опасности.
Роль человеческого фактора в причинах опасностей.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Режимы функционирования РСЧС
Риск. Теория Риска. Классификация риска.
Расчет приемлемого и неприемлемого риска
Вред, ущерб – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный.
Современные уровни риска опасных событий.
Чрезвычайные ситуации – общие понятие, основные виды.
Классификация ЧС по масштабу и тяжести последствий
Аудит и сертификация состояния безопасности
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.