2024-2025_26_05_05_65-24-12345-6217_plx_Безопасность жизнедеятельности_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.05.05 – Б1.О.12 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.12 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., К.В. Армаганян
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- теоретические и практические основы физиологии труда и обеспечения безопасности жизнедеятельности на водном транспорте в системе «человек-среда обитания», правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов производственной среды, поражающих факторов ЧС и методы их оценки;

- возможные угрозы для жизни и здоровья человека, в том числе при воз-никновении чрезвычайных ситуаций

Уметь:

Владеть:

УК-8.1 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- излагать, систематизировать и критически анализировать общепрофессиональную информацию, разрабатывать, осуществлять и контролировать выполнение требований по охране труда и технике безопасности в конкретной сфере деятельности, оказывать первую медицинскую помощь при несчастном случае или заболевании на судах, практически применить руководства по медицинской помощи и советы, направляемые по радио;

- создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуа-ций

Владеть:

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.2 Понимает, как создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- приемами снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем, навыками соблюдения техники безопасности и охраны труда при выполнении судовых работ и операций, способностью применять медицинские консультации, передаваемые по радио;

- приемами оказания первой помощи пострадавшему

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.3 Демонстрирует приемы оказания первой помощи пострадавшему
 
 
 
 
 
 
Знать:

- общие принципы и алгоритмы оценки и управления риском

Уметь:

Владеть:

ОПК-6.1 Знает общие принципы и алгоритмы оценки и управления риском
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- идентифицировать опасности, оценивать риск и принимать меры по управлению риском

Владеть:

ОПК-6.2 Умеет идентифицировать опасности, оценивать риск и принимать меры по управлению риском
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методикой принятия решений на основе оценки риска, поддержания должного уровня владения ситуацией

ОПК-6 Способен идентифицировать опасности, опасные ситуации и сценарии их развития, воспринимать и управлять рисками, поддерживать должный уровень владения ситуацией
ОПК-6.3 Владеет методикой принятия решений на основе оценки риска, поддержания должного уровня владения ситуацией
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1, 2 курсе в 1, 3 семестре.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Правоведение
 
- Введение в специальность
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Экология
 
- Лидерство и основы управления судовым экипажем
 
- Управление работой флота
 
- Расследование аварий и инцидентов на море
 
- Оценка риска в мореплавании
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
72
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
36
18
18
Практические занятия
36
18
18
Самостоятельная работа
63
45
18
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
180
108
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
Лекционные занятия:

1. Система «человек-среда».

2. Понятие о потенциальных и реальных опасностях.

3. Аксиома о потенциальной опасности любого вида деятельности и труда.

4. Понятие о риске и приемлемом риске

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Механизм теплообмена между человеком и окружающей средой. Климатические параметры, влияющие на теплообмен. 

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 1. Введение. Цели и задачи дисциплины. Основные разделы курса и краткое их содержание. Связь курса с другими учебными дисциплинами
Самостоятельная работа:

Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека. Терморегуляция организма.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

1. Характеристика человека как элемента системы «Человек – среда». Экология – наука о доме.

2. Естественная система защиты от опасностей.

3. Время реакции.

4. Функциональное состояние и безопасность.

5. Человек как источник опасности.

6. Характеристика сигнализаторов человека: восприятие боли, кожный сигнализатор, вкус, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность, слух, зрение, восприятие цвета.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 2. Характеристика человека как элемента системы «Человек – среда». Естественная система защиты от опасностей. Время реакции. Функциональное состояние и безопасность. Человек как источник опасности. Характеристика сигнализаторов человека: восприятие боли, кожный сигнализатор, вкус, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность, слух, зрение, восприятие цвета.
Самостоятельная работа:

Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Экологическая, промышленная, производственная безопасности

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 2. Характеристика человека как элемента системы «Человек – среда». Естественная система защиты от опасностей. Время реакции. Функциональное состояние и безопасность. Человек как источник опасности. Характеристика сигнализаторов человека: восприятие боли, кожный сигнализатор, вкус, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность, слух, зрение, восприятие цвета.
Самостоятельная работа:

Транспортная и пожарная безопасность

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Характеристика разновидностей систем безопасности

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 2. Характеристика человека как элемента системы «Человек – среда». Естественная система защиты от опасностей. Время реакции. Функциональное состояние и безопасность. Человек как источник опасности. Характеристика сигнализаторов человека: восприятие боли, кожный сигнализатор, вкус, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность, слух, зрение, восприятие цвета.
Самостоятельная работа:

Безопасность и устойчивое развитие

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Безопасность и демография

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 2. Характеристика человека как элемента системы «Человек – среда». Естественная система защиты от опасностей. Время реакции. Функциональное состояние и безопасность. Человек как источник опасности. Характеристика сигнализаторов человека: восприятие боли, кожный сигнализатор, вкус, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность, слух, зрение, восприятие цвета.
Самостоятельная работа:

Аксиомы безопасности жизнедеятельности

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Раздел 2. Обеспечение комфортных условий для жизни, деятельности человека. Безопасность производственной деятельности моряка
 
Тема 1. Обеспечение комфортных условий для жизни, деятельности человека. Судовая среда и ее влияние на организм моряков. Основные принципы классификации судовой среды. Санитарно-гигиенические условия труда на морском транспорте. Санитарные правила для морских судов. 
Лекционные занятия:

1. Основные параметры микроклимата в производственных помещениях: температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление.

2. Влияние изменения этих параметров на организм человека, его самочувствие и работоспособность.

3. Санитарные нормы.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Исследование микроклимата рабочей зоны.

4
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Взаимосвязь состояния здоровья, работоспособности и производительности труда с состоянием условий для жизни и труда человека, параметрами среды жизнедеятельности человека. Судно, как производственная среда и как среда обитания. Морской порт, как производственная среда.

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Характеристика опасностей и их источников

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 1. Обеспечение комфортных условий для жизни, деятельности человека. Судовая среда и ее влияние на организм моряков. Основные принципы классификации судовой среды. Санитарно-гигиенические условия труда на морском транспорте. Санитарные правила для морских судов. 
Самостоятельная работа:

Причинно-следственная зависимость при реализации опасности. Дерево опасностей.

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 1. Обеспечение комфортных условий для жизни, деятельности человека. Судовая среда и ее влияние на организм моряков. Основные принципы классификации судовой среды. Санитарно-гигиенические условия труда на морском транспорте. Санитарные правила для морских судов. 
Самостоятельная работа:

Человек, как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах опасностей. 

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

1. Классификация производственных ядов.

2. Краткая характеристика токсических веществ, перевозимых на судах.

3. Воздействие паров нефти.

4. Поражающие параметры: концентрация, токсодоза, степень поражения.

5. Методы контроля токсических веществ в помещениях.

6. ПДК промышленных ядов и пылей.

7. Общие методы защиты от токсических веществ.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Оценка химической обстановки в порту и на судах

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 2. Токсичные вещества и меры защиты от них
Самостоятельная работа:

Оценка качества питьевой воды

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

1. Характеристика излучений, их классификация и условия образования.

2. Электромагнитные поля радиочастот, их влияние на организм, гигиенические требования и меры защиты; источники ионизирующих излучений.

3. Способы определения радиоактивности, дозы и мощности дозы излучения.

4. Единицы измерения.

5. Биологическое действие ионизирующих излучений.

6. Приборы радиационного контроля, их устройство и правила пользования.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Оценка радиационной безопасности

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 3. Виды излучений и защита от их воздействия
Самостоятельная работа:

Оценка радиационной обстановки в порту и на судах

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

1. Характеристика шума и его воздействия на человека.

2. Единицы измерения интенсивности шума.

3. Нормирование шума.

4. Санитарные нормы шума на судах.

5. Защита человека от производственного шума.

6. Виды вибрации и их воздействие на человека. Нормирование вибрации. Меры профилактики.

7. Ультразвук, единицы измерения. Нормирование ультразвука. Источники ультразвука на производстве. Профилактические мероприятия при воздействии ультразвука на человека.

8. Инфразвук, его воздействие на человека. Гигиенические нормы инфразвука на рабочих местах. Мероприятия по ограничению неблагоприятного воздействия инфразвука.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 4. Шум и вибрация на судах
Практические занятия:

Исследование шума в рабочих помещениях.

4
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

1. Естественное и искусственное освещение.

2. Расчет искусственного освещения.

3. Аварийное освещение.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 5. Освещенность судовых помещений
Практические занятия:

Оценка искусственного освещения рабочих мест.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Раздел 3. Психофизиологические и эргономические основы безопасности; техника безопасности на судах
 
Лекционные занятия:

1. Цель и задачи техники безопасности.

2. Направление в работе по обеспечению безопасных условий труда.

3. Конструктивные и организационные меры обеспечения безопасности.

4. Травматизм и его причины.

5. Методы анализа травматизма.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Система «Человек-машина-среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 1. Общие требования техники безопасности. Психофизиологические и эргономические основы безопасности; техника безопасности на судах
Самостоятельная работа:

Техническая эстетика. Организация рабочего места. История формирования технической эстетики.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 2. Средства индивидуальной защиты
Лекционные занятия:

1. Спецодежда, спецобувь.

2. Защита рук, лица и глаз.

3. Средства защиты органов слуха.

4. Фильтрующие и изолирующие аппараты для защиты органов дыхания.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

1. Действия электрического тока на организм человека.

2. Виды электрических травм.

3. Классификация помещений по степени электрической опасности.

4. Меры защиты от поражения электрическим током.

5. Условия поражения электрическим током.

6. Статическое электричество на судах.

7. Электрозащитные средства.

8. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 3. Электробезопасность на судах
Практические занятия:

Электрический ток и его воздействие на организм человека

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
3 семестр
 
Раздел 4. Основы пожарной безопасности
 
Тема 1. Общие сведения о процессе горения
Лекционные занятия:

1. Условия, необходимые для горения.

2. Виды горения.

3. Факторы, определяющие пожароопасность веществ.

4. Взрыв и детонация.

5. Источники воспламенения.

6. Самовозгорание веществ.

7. Внутренние и наружные пожары.

8. Зоны горения, агрессивного воздействия и задымления.

9. Факторы, способствующие быстрому распространению огня по судну и затрудняющие работы по ликвидации пожара.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

1. Конструктивная противопожарная защита.

2. Судовые системы пожаротушения.

3. Способы и методы тушения пожаров.

4. Пожарная сигнализация на судах.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Пожарная безопасность и эвакуация. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожарах и других поражениях.

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 2. Профилактика пожаров и взрывов на судах
Самостоятельная работа:

Основные сведения о пожарах и взрывах. Пожарная защита. Огнетушащие вещества. Классификация взрывчатых веществ.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Раздел 5. Обеспечение безопасности человека в чрезвычайных ситуациях
 
Тема 1. Основы обеспечения безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации военного времени. Оружие массового поражения. Риск. Теория Риска. Классификация риска. Расчет приемлемого и неприемлемого риска
Лекционные занятия:

1. Безопасность индивидуальная и коллективная.

2. Чрезвычайные ситуации (ЧС).

3. Оружие массового поражения.

4. Риск. Теория Риска. Классификация риска.

5. Расчет приемлемого и неприемлемого риска

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Использование средств индивидуальной защиты.

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Вред, ущерб – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Современные уровни риска опасных событий.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 1. Основы обеспечения безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации военного времени. Оружие массового поражения. Риск. Теория Риска. Классификация риска. Расчет приемлемого и неприемлемого риска
Самостоятельная работа:

Фазы развития чрезвычайных ситуаций.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 1. Основы обеспечения безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации военного времени. Оружие массового поражения. Риск. Теория Риска. Классификация риска. Расчет приемлемого и неприемлемого риска
Самостоятельная работа:

Чрезвычайные ситуации военного времени

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 2. Обязанности командного состава судов по сигналам тревог по первичной должности. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС.
Лекционные занятия:

1. Общесудовая тревога.

2. Тревога «Радиационная опасность».

3. «Химическая тревога».

4. Тревога «Человек за бортом».

5. Шлюпочная тревога.

6. Эпидплан.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 3. Общесудовая организация
Лекционные занятия:

1. Характеристика экипажа судна.

2. Командные пункты и посты.

3. Аварийные партии и группы.

4. Деятельность экипажа судна в повседневной жизни и условиях ЧС.

5. Судовые документы, регламентирующие деятельность экипажа в ЧС.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 4. Защита судов и персонала в чрезвычайных ситуациях.
Лекционные занятия:

1. Организационные основы поиска и спасения на море.

2. Структура морской поисково-спасательной организации России.

3. Средства поиска и спасения морских судов.

4. Организация поисково-спасательной операции.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Раздел 6. Управление и правовые основы безопасности жизнедеятельности
 
Лекционные занятия:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями).

2. Основные принципы государственной политики по безопасности труда.

3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда на предприятии.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Концепции национальной безопасности и демографической политики РФ

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Законодательство об охране окружающей среды. 

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Экологическая доктрина РФ. Законодательство об охране труда. Законодательство о безопасности в чрезвычайных ситуациях

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 1. Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Самостоятельная работа:

Государственное управление безопасностью. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

1. Надзор и контроль по обеспечению безопасных условий труда.

2. Система стандартов по безопасности труда.

3. Нормативно-технические документы.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 2. Управление и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Практические занятия:

Расследование несчастных случаев на производстве.

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 3. Федеральный закон «О гражданской обороне»
Лекционные занятия:

1. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ.

2. Задачи в области гражданской обороны.

3. Силы ГО.

4. Права и обязанности граждан РФ в области ГО.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ.

2. Единая государственная система предупреждений и ликвидации ЧС.

3. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.

4. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.

5. Права и обязанности граждан.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Надзор и контроль в сфере безопасности.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Организация мониторинга, диагностики и контроля состояния окружающей среды, промышленной безопасности, условий и безопасности труда. 

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 4. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Самостоятельная работа:

Аудит и сертификация состояния безопасности.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.