ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Безопасность жизнедеятельности»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- теоретические и практические основы физиологии труда и обеспечения безопасности жизнедеятельности на водном транспорте в системе «человек-среда обитания», правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов производственной среды, поражающих факторов ЧС и методы их оценки;
- возможные угрозы для жизни и здоровья человека, в том числе при воз-никновении чрезвычайных ситуаций
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- излагать, систематизировать и критически анализировать общепрофессиональную информацию, разрабатывать, осуществлять и контролировать выполнение требований по охране труда и технике безопасности в конкретной сфере деятельности, оказывать первую медицинскую помощь при несчастном случае или заболевании на судах, практически применить руководства по медицинской помощи и советы, направляемые по радио;
- создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуа-ций
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- приемами снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем, навыками соблюдения техники безопасности и охраны труда при выполнении судовых работ и операций, способностью применять медицинские консультации, передаваемые по радио;
- приемами оказания первой помощи пострадавшему
- общие принципы и алгоритмы оценки и управления риском
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- идентифицировать опасности, оценивать риск и принимать меры по управлению риском
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- методикой принятия решений на основе оценки риска, поддержания должного уровня владения ситуацией
часов
1. Система «человек-среда».
2. Понятие о потенциальных и реальных опасностях.
3. Аксиома о потенциальной опасности любого вида деятельности и труда.
4. Понятие о риске и приемлемом риске
Механизм теплообмена между человеком и окружающей средой. Климатические параметры, влияющие на теплообмен.
Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека. Терморегуляция организма.
1. Характеристика человека как элемента системы «Человек – среда». Экология – наука о доме.
2. Естественная система защиты от опасностей.
3. Время реакции.
4. Функциональное состояние и безопасность.
5. Человек как источник опасности.
6. Характеристика сигнализаторов человека: восприятие боли, кожный сигнализатор, вкус, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность, слух, зрение, восприятие цвета.
Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика
Экологическая, промышленная, производственная безопасности
Транспортная и пожарная безопасность
Характеристика разновидностей систем безопасности
Безопасность и устойчивое развитие
Безопасность и демография
Аксиомы безопасности жизнедеятельности
1. Основные параметры микроклимата в производственных помещениях: температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление.
2. Влияние изменения этих параметров на организм человека, его самочувствие и работоспособность.
3. Санитарные нормы.
Исследование микроклимата рабочей зоны.
Взаимосвязь состояния здоровья, работоспособности и производительности труда с состоянием условий для жизни и труда человека, параметрами среды жизнедеятельности человека. Судно, как производственная среда и как среда обитания. Морской порт, как производственная среда.
Характеристика опасностей и их источников
Причинно-следственная зависимость при реализации опасности. Дерево опасностей.
Человек, как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах опасностей.
1. Классификация производственных ядов.
2. Краткая характеристика токсических веществ, перевозимых на судах.
3. Воздействие паров нефти.
4. Поражающие параметры: концентрация, токсодоза, степень поражения.
5. Методы контроля токсических веществ в помещениях.
6. ПДК промышленных ядов и пылей.
7. Общие методы защиты от токсических веществ.
Оценка химической обстановки в порту и на судах
Оценка качества питьевой воды
1. Характеристика излучений, их классификация и условия образования.
2. Электромагнитные поля радиочастот, их влияние на организм, гигиенические требования и меры защиты; источники ионизирующих излучений.
3. Способы определения радиоактивности, дозы и мощности дозы излучения.
4. Единицы измерения.
5. Биологическое действие ионизирующих излучений.
6. Приборы радиационного контроля, их устройство и правила пользования.
Оценка радиационной безопасности
Оценка радиационной обстановки в порту и на судах
1. Характеристика шума и его воздействия на человека.
2. Единицы измерения интенсивности шума.
3. Нормирование шума.
4. Санитарные нормы шума на судах.
5. Защита человека от производственного шума.
6. Виды вибрации и их воздействие на человека. Нормирование вибрации. Меры профилактики.
7. Ультразвук, единицы измерения. Нормирование ультразвука. Источники ультразвука на производстве. Профилактические мероприятия при воздействии ультразвука на человека.
8. Инфразвук, его воздействие на человека. Гигиенические нормы инфразвука на рабочих местах. Мероприятия по ограничению неблагоприятного воздействия инфразвука.
Исследование шума в рабочих помещениях.
1. Естественное и искусственное освещение.
2. Расчет искусственного освещения.
3. Аварийное освещение.
Оценка искусственного освещения рабочих мест.
1. Цель и задачи техники безопасности.
2. Направление в работе по обеспечению безопасных условий труда.
3. Конструктивные и организационные меры обеспечения безопасности.
4. Травматизм и его причины.
5. Методы анализа травматизма.
Система «Человек-машина-среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины.
Техническая эстетика. Организация рабочего места. История формирования технической эстетики.
1. Спецодежда, спецобувь.
2. Защита рук, лица и глаз.
3. Средства защиты органов слуха.
4. Фильтрующие и изолирующие аппараты для защиты органов дыхания.
1. Действия электрического тока на организм человека.
2. Виды электрических травм.
3. Классификация помещений по степени электрической опасности.
4. Меры защиты от поражения электрическим током.
5. Условия поражения электрическим током.
6. Статическое электричество на судах.
7. Электрозащитные средства.
8. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.
Электрический ток и его воздействие на организм человека
1. Условия, необходимые для горения.
2. Виды горения.
3. Факторы, определяющие пожароопасность веществ.
4. Взрыв и детонация.
5. Источники воспламенения.
6. Самовозгорание веществ.
7. Внутренние и наружные пожары.
8. Зоны горения, агрессивного воздействия и задымления.
9. Факторы, способствующие быстрому распространению огня по судну и затрудняющие работы по ликвидации пожара.
1. Конструктивная противопожарная защита.
2. Судовые системы пожаротушения.
3. Способы и методы тушения пожаров.
4. Пожарная сигнализация на судах.
Пожарная безопасность и эвакуация. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожарах и других поражениях.
Основные сведения о пожарах и взрывах. Пожарная защита. Огнетушащие вещества. Классификация взрывчатых веществ.
1. Безопасность индивидуальная и коллективная.
2. Чрезвычайные ситуации (ЧС).
3. Оружие массового поражения.
4. Риск. Теория Риска. Классификация риска.
5. Расчет приемлемого и неприемлемого риска
Использование средств индивидуальной защиты.
Вред, ущерб – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный.
Современные уровни риска опасных событий.
Фазы развития чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации военного времени
1. Общесудовая тревога.
2. Тревога «Радиационная опасность».
3. «Химическая тревога».
4. Тревога «Человек за бортом».
5. Шлюпочная тревога.
6. Эпидплан.
1. Характеристика экипажа судна.
2. Командные пункты и посты.
3. Аварийные партии и группы.
4. Деятельность экипажа судна в повседневной жизни и условиях ЧС.
5. Судовые документы, регламентирующие деятельность экипажа в ЧС.
1. Организационные основы поиска и спасения на море.
2. Структура морской поисково-спасательной организации России.
3. Средства поиска и спасения морских судов.
4. Организация поисково-спасательной операции.
1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Основные принципы государственной политики по безопасности труда.
3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда на предприятии.
Концепции национальной безопасности и демографической политики РФ
Законодательство об охране окружающей среды.
Экологическая доктрина РФ. Законодательство об охране труда. Законодательство о безопасности в чрезвычайных ситуациях
Государственное управление безопасностью.
1. Надзор и контроль по обеспечению безопасных условий труда.
2. Система стандартов по безопасности труда.
3. Нормативно-технические документы.
Расследование несчастных случаев на производстве.
1. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ.
2. Задачи в области гражданской обороны.
3. Силы ГО.
4. Права и обязанности граждан РФ в области ГО.
1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ.
2. Единая государственная система предупреждений и ликвидации ЧС.
3. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.
4. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.
5. Права и обязанности граждан.
Надзор и контроль в сфере безопасности.
Организация мониторинга, диагностики и контроля состояния окружающей среды, промышленной безопасности, условий и безопасности труда.
Аудит и сертификация состояния безопасности.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.