2024-2025_26_02_06_51_23_123-6217 (на базе 11 кл)_plx_Техническая эксплуатация электроэнергетических систем
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»
26.02.06 – Раздел 1.03. – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – Раздел 1.03. – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Михеева Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- судовые электроэнергетические системы

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу аппаратов, машин

Иметь практический опыт:

- использования  нормативов технического обслуживания судового электрооборудования

К1.1 Наблюдение за эксплуатацией электрических и электронных систем, а также систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок

- состав и устройство главного и аварийного распределительных щитов

Уметь:

- определять работоспособность синхронных генераторов

Иметь практический опыт:

- выбора и расчета параметров электрических генераторов и аппаратов

К1.3 Эксплуатация генераторов и распределительных систем
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу аппаратов, машин

Иметь практический опыт:

- выполнение мероприятий по снижению травмоопасности и вредного воздействия электрического тока и магнитных полей

К1.4 Эксплуатация и техническое обслуживание силовых систем с напряжением выше 1 000 вольт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок и ремонт электрического и электронного оборудования

Уметь:

- производить  замену неисправностей коммутационной аппаратуры, измерительных приборов и устройств

Иметь практический опыт:

- использование нормативов технического обслуживания судового электрооборудования

К2.1 Техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- судовые электроэнергетические системы

- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу оборудования

- производить  замену неисправностей коммутационной аппаратуры, измерительных приборов и устройств

Иметь практический опыт:

- обеспечение надежности и работоспособности

К2.5 Техническое обслуживание и ремонт систем управления и безопасности бытового оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- судовые электроэнергетические системы

- виды энергетических установок судна

- основные агрегаты и вспомогательные механизмы, режимы их работы

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу оборудования

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- судовые электроэнергетические системы

Уметь:

- оценивать текущее состояние элементов и устройств

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- судовые электроэнергетические системы

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу оборудования

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию судовых энергетических установок

Уметь:

- выполнять правила технической эксплуатации

Иметь практический опыт:

- обеспечение надежности и работоспособности элементов судовых электрических установок

ПК 1.1. Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 3, 6 семестре.
Дисциплина «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Электротехника и электроника
 
- Математика
 
- Материаловедение
 
- Электрические аппараты
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Техническая эксплуатация судовых электрических машин
 
- Техническая эксплуатация судовых электроприводов
 
- Техническая эксплуатация ЭСА и контроль СТС
 
- Цифровые устройства автоматики
 
- Эксплуатация судовых энергетических установок, механизмов и систем
 
- Производственная практика (плавательная)
 
- Проведение государственного экзамена
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 91 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
90
46
44
В том числе: 
Лекционные занятия
50
12
38
Лабораторные занятия
18
12
6
Курсовое проектирование
22
22
Самостоятельная работа
1
1
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
91
46
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1. Судовая электроэнергетическая система СЭЭС. Определение, схемные варианты.

-Классификация, структура и состав судовых электростанций.

-Род тока и параметры

-Эксплуатация и техническое обслуживание силовых систем с напряжением выше 1000 вольт.

-Методы определения мощности судовых электростанций

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Источники, преобразователи, накопители электрической энергии. Генераторы постоянного и переменного тока. Валогенераторы. Параллельная работа генераторов

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

3. Аккумуляторы и зарядные устройства Требования Правил РРР к аккумуляторным батареям и аккум. помещениям

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 1.1 Судовые электрические станции и их эксплуатация
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 1. Измерение плотности электролита в аккумуляторах

4
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Раздел 2. 
 
Тема 2.1 Судовые распределительные устройства и электроаппаратура
Лекция (урок):

1. Коммутационная, защитная и сигнальная аппаратура распределительных устройств

Сигнальная аппаратура распределительных устройств Реле РОМ и РОТ. Генераторные автоматы

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 2. Изучение автоматических выключателей

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 3. Исследование контакторов и магнитных пускателей переменного тока

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 2.1 Судовые распределительные устройства и электроаппаратура
Лекция (урок):

2. Судовые электрораспределительные устройства

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Раздел 3. 
 
Лекция (урок):

1. Распределение электроэнергии. Канализация электроэнергии. Судовые сети

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Судовые кабели и провода. Расчет и выбор и их защита

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 3.1 Судовые электрические сети и их эксплуатация
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 4. Измерение сопротивления изоляции мегомметром

4
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Курсовое проектирование:

Принципы построения и работы СЭЭС. Расчет, выбор и проверка ее отдельных элементов

22
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
6 семестр
 
Раздел 4. 
 
Лекция (урок):

1. Системы возбуждения и автоматического регулирования напряжения генераторов

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Автоматическое регулирования напряжения СГ с независимым возбуждением

4
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

3. Автоматическое регулирования напряжения генераторов с самовозбуждением и тиристорными регуляторами

4
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 4.1 Автоматизация судовых электроэнергетических систем
Лекция (урок):

4. Структурная схема автоматизированной СЭС

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Блок синхронизации генераторов БСГ

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 4.2 Автоматизация судовых электростанций
Лекция (урок):

3. Автоматическое распределение активных нагрузок с использованием т.н.ведущего генератора

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

4. Функциональная схема блока распределения активных нагрузок генераторов БРНГ

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

5. Датчик УРМ-35Д

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 4.2 Автоматизация судовых электростанций
Лекция (урок):

6. Распределение  реактивной нагрузки между параллельно работающими СГ

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

1. Аварийные электрические станции. Понятия о комплексной автоматизации судов

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 4.3 Комплексная автоматизация. Техническая эксплуатация СЭЭС
Лекция (урок):

2. Организация технической эксплуатации СЭЭС. Безопасность при эксплуатации судовых электроэнергетических систем

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Раздел 5. 
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения о судовом электрическом освещении

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Основные светотехнические величины

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

3. Электрические источники света. Светильники и прожекторы. Сигнально-отличительные огни

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 5.1 Электрическое освещение
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 5. Сигнально-отличительные огни. Работа коммутатора сигнально-отличительных огней

6
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 5.2 Электронагревательные приборы
Лекция (урок):

Судовые электронагревательные приборы. Судовые отопительные приборы.

4
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Самостоятельная работа:
1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Российский Речной Регистр. Правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации (ПОСЭ):. - , 2017. - 
 
2. Жадобин Н.Е., Крылов П.П. «ГИЕПАС»:микропроцессорная система управления судовой электроэнергетической установкой:Учебный справочник. - Элмор, 2020. - 
 
3. Г. М. Михеев Электростанции и электрические сети. Диагностика и контроль электрооборудования  [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88012.html 
 
4. Л.Ф. Мокеров Энергетические установки и электрооборудование судов  [Электронный ресурс]:Методические рекомендации по выполнению практических работ. - Московская государственная академия водного транспорта, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/97331.html 
 
5. А.Н.Пипченко  Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления :Учебное пособие. - ТЭС, 2016. - 
 
6. Малышев Электротехнические материалы Ч: 1. Судовые кабели:Учебное пособие. - ГУМРФ им.адм.Макарова , 2016. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Судовой механик: справочник/авт. коллектив под ред Фока А.А. в 3-х томах.Том 3:. - , 2016. - 
 
2. Дейнего Ю.Г.  Судовой механик технический минимум +СД:. - , 2018. - 
 
3. Авдеев Б.А.  Элементы и функциональные устройства судовой автоматики:. - , 2018. - 
 
4. Алексеев Н.А., Виноградов А.А.  Судовые микропроцессорные системы управления:. - , 2017. - 
 
5. Е. В. Попов Устройство и эксплуатация электрических аппаратов. Часть 1. Коммутационные электрические аппараты [Электронный ресурс]:Конспект лекций. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46877.html 
 
6. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты:. - , 2013. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.