ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей»
26.02.03 – Раздел 1.05 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей»
26.02.03 – Раздел 1.05 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- особенности и принципы работы морских каналов и навигационного оборудования, а также их технические характеристики
Уметь:
- анализировать различные ситуации на морских путях и выбирать оптимальный способ решения задач по судовождению в контексте прохождения морских каналов
Иметь практический опыт:
- прохождение морских каналов с использованием навигационного оборудования
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
- особенности и принципы работы современных информационных технологий, используемых в профессиональной деятельности по судовождению
Уметь:
- выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- принципы построения эффективного командного взаимодействия на борту судна при прохождении морских каналов
Уметь:
- работать в команде на борту судна при прохождении морских каналов, учитывая особенности работы каждого члена команды и принимая во внимание требования безопасности
Иметь практический опыт:
Свободное владение методами поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
- характеристики и особенности морских каналов и путей
Уметь:
- определять местоположение судна на морских путяхи каналах
Иметь практический опыт:
- в управлении судном при прохождении сложных гидротехнических сооружений на морских каналах и путях
ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна;
Знать:
- характеристики и принцип работы средств навигационного оборудования для обеспечения безопасности судоходства
Уметь:
- определять маршрут следования судна, учитывая гидрометеорологические условия и особенности морских каналов и путей
Иметь практический опыт:
- планировании маршрута и проведении наблюдений с помощью средств навигационного оборудования во время плавания
ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном;
Знать:
- методики планирования и осуществления перехода в точку назначения, определения местоположения судна
Уметь:
- планирование и осуществление перехода и определение местоположения
Иметь практический опыт:
К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
Знать:
- правила и принципы организации и проведения навигационной вахты при прохождении морских каналов
Уметь:
- осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой и контроль за движением судна в морских каналах
Иметь практический опыт:
- в организации безопасной ходовой навигационной вахты в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов
К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
Знать:
- основные сведения об оградительных сооружениях и навигационного оборудования морских путей
Уметь:
- определять виды и назначение оградительных сооружений и средств навигационного оборудования и ориентироваться по ним
Иметь практический опыт:
- в работе с различными типами навигационного оборудования морских путей
К 1.9 Маневрирование судна
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- География морского судоходства
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Навигационная гидрометеорология
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Проведение государственного экзамена
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Основы геологии и грунтоведения
Лекция (урок):
Общие сведения о геологии, строении земли, горных породах.
Основные сведения о грунтоведении, грунты, их состав и физические свойства. Классификация грунтов применяемых при ДР.
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 1.1 Основы геологии и грунтоведения
Самостоятельная работа:
Определение физических свойств грунта по образцу и таблице классификации грунтов
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 1.2 Основы геологии и грунтоведения
Практическое занятие:
Определение физических свойств грунта по образцу и таблице классификации грунтов.
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Лекция (урок):
Общие сведения о геологической деятельности моря; Элементы рельефа береговой зоны
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 1.3 Основы геологии и грунтоведения
Практическое занятие:
Вычерчивание схем строения берега и элементов рельефа береговой зоны.
Вычерчивание очертаний берегов, типов профилей и форм.
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Раздел 2. Общее устройство порта и гидротехнические сооружения порта
Лекция (урок):
Общие сведения о морских портах, классификация их, и план порта
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Практическое занятие:
Вычерчивание перекрытий входа в порт, вариантов маневренных акваторий и схем причалов
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Лекция (урок):
Назначение и классификация оградительных сооружений, их конструкция
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Практическое занятие:
Вычерчивание схем ограждений акватории порта, плавучих волноломов и причальных сооружений
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Лекция (урок):
Общие сведения о морских каналах, краткое описание существующих каналов
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Самостоятельная работа:
Вычерчивание схем основных каналов
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Лекция (урок):
Основные элементы морских каналов: трасса, глубина, ширина, крутизна откосов и их назначение
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Практическое занятие:
Вычерчивание схем основных каналов.
Расчёт элементов морских каналов
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Самостоятельная работа:
Расчёт элементов порта
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Лекция (урок):
Заносимость каналов и борьба с заносимостью
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Лекция (урок):
Промер глубин, разбивка рабочих прорезей при ДР
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Раздел 4. Навигационное оборудование морских канало
Тема 4.1 Назначение и виды навигационного оборудования
Лекция (урок):
Морские маяки, светящие и несветящие навигационные знаки и огни; Морские навигационные створы
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 4.2 Назначение и виды навигационного оборудования
Лекция (урок):
Правовой режим каналов и портов. Лоцманская проводка. ЧС в морских портах и каналах
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Лекция (урок):
Система постановки знаков в мировых водах (система ограждения международной ассоциации маячных служб (МАМС))
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 4.3 Назначение и виды навигационного оборудования
Самостоятельная работа:
Система МАМС - контроль знаний по теме
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 4.4 Назначение и виды навигационного оборудования
Лекция (урок):
Правила и способы ограждения районов производства дноуглубительных работ
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 4.5 Назначение и виды навигационного оборудования
Лекция (урок):
Плавучие средства навигационного оборудования морей; буи, вехи, маяки и навигационные знаки
К 1.1,К 1.2,К 1.9,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Белоусов А.Р. Эксплуатационные дноуглубительные работы на затруднительном участке реки [Электронный ресурс]:Методические рекомендации . - Московская государственная академия водного транспорта, 2014. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49396
2. Ботвинов В.Ф. Устройство и оборудование морского порта [Электронный ресурс]:. - Московская государственная академия водного транспорта, 2012. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46876
3. Гордеев И.И., Коржиков Ю.А. Гидравлический расчет судоходного канала [Электронный ресурс]:Учебно-методическое пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2014. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46442
4. Ипатов П.П., Строкова Л.А. Общая инженерная геология [Электронный ресурс]:Учебник. - Томский политехнический университет, 2012. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34687
5. Песков Ю.А. Справочные таблицы по морским портам [Электронный ресурс]:. - Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2015. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41962
6.2 Дополнительная литература
1. Власов В.М. Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей:Учебное пособие. - Транспорт, 2001. -
2. Конвенция Монтрё :. - , 1936. -
3. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне :. - , 1958. -
4. Константинопольская конвенция :. - , 1888. -
5. Копенгагенский трактат. 1857 г. Действующее международное право. Т. 3:. - Московский независимый институт международного права, 1997. -
6. Международные правила предупреждения столкновения судов в море, 1972 (МППСС-72):. - издание Гл. управления навигации и океанографии Минобороны СССР, 1973. -
7. Нормы проектирования морских каналов:. - , . -
8. Техническая инструкция по производству морских дноуглубительных работ:. - , . -
9. Технология промерных работ при производстве дноуглубительных работ:. - , . -
10. Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации":. - , . -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.