ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Технология перевозки грузов водным транспортом»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технология перевозки грузов водным транспортом»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- влияния груза, включая тяжеловесные грузы, на мореходность и остойчивость судна;
- безопасной обработки, размещения и крепления грузов, включая навалочные грузы, а также опасные и вредные грузы, и их влияния на безопасность человеческой жизни и судна
Уметь:
- установить и поддерживать эффективную связь во время погрузки и выгрузки
Иметь практический опыт:
Уметь:
- объяснить, где искать наиболее часто встречающиеся повреждения и дефекты
Иметь практический опыт:
- меры предосторожности, которые необходимо принимать для предотвращения загрязнения морской среды;
- меры по борьбе с загрязнением и все связанное с этим оборудование
Уметь:
Иметь практический опыт:
- способы личного выживания
Уметь:
Иметь практический опыт:
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте
Иметь практический опыт:
- приемы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
Иметь практический опыт:
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
- основы проектной деятельности
Уметь:
- организовывать работу коллектива и команды;
- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
Уметь:
- соблюдать нормы экологической безопасности;
Иметь практический опыт:
- современные средства и устройства информатизации;
- порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности
Уметь:
- применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;
- использовать современное программное обеспечение
Иметь практический опыт:
- свойства, транспортные характеристики основных видов грузов и правила их перевозки, погрузки, выгрузки и хранения;
- методику составления грузового плана и расчета остойчивости;
- безопасную обработку, размещения и крепления грузов;
- обеспечение сохранности грузов;
- основные документы для приема сдачи и перевозки грузов;
Уметь:
- организовывать наблюдение за обработкой грузов в соответствии с международными и национальными правилами;
- составлять грузовой план судна и делать расчет остойчивость судна;
- производить крепление и размещение различных видов грузов
Иметь практический опыт:
- проведении грузовых операций в соответствии с грузовыми планами или другими документами и установленными правилами, нормами безопасности, инструкциями по эксплуатации оборудования и судовыми ограничениями по размещению грузов
- особенности перевозки жидких грузов наливом;
- грузовые операции на танкерах;
Уметь:
- использовать международные и национальные нормативные правовые акты по перевозкам опасных грузов судами
Иметь практический опыт:
- организации наблюдения за обработкой навалочных, опасных, вредных и ядовитых грузов в соответствии с международными и национальными правилами
часов
Нормативная база обеспечения безопасной и сохран-ной перевозки грузов морем.
Транспортная характеристика груза. Классификация грузов по различным признакам. Совместимость грузов.
Линейные и объемно-массовые характеристики грузов.
Тара и упаковка грузов. Маркировка грузов. Стандартизация тары и маркировки.
Общий порядок приема и сдачи груза по договору морской перевозки. Подготовка судна к приёму груза. Специальная подготовка грузовых помещений. Про-верка судовых грузовых устройств. Воздействия, производимые грузом (включая тяжеловесные), на мореходность и остойчивость судна.
Рекомендуемые способы счета груза. Порядок взвешивания груза. Проверка судовых грузовых устройств и грузозахватных приспособлений. Подготовка палубы для укладки палубного груза. Предварительный осмотр грузов на складе.
Естественная убыль массы груза. Ведомственное расследование случаев недостачи груза.
Обеспечение сохранности грузов в процессе перевозки. Причины повреждения, порчи и недостачи грузов и их характеристика. Ответственность перевозчика грузов и его основные обязанности.
Грузовые документы.
Определение опасных грузов. Классификация опасных грузов. Влияние на безопасность человеческой жизни и судна.
Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов с дополнениями (МК МПОГ).
Документы, необходимые при перевозке опасных грузов
Правила морской перевозки опасных грузов. Транспортные характеристики опасных грузов, упаковка, маркировка
Меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса. Правила техники безопасности.
Грузовой план судна, виды грузовых планов. Предварительный и исполнительный грузовой план.
Технико-эксплуатационные характеристики судна. Грузовая марка. Марки углубления.
Основные принципы размещения грузов на судне. Требования к рациональной загрузке судна. Установление и поддержание эффективного общения во время погрузки и выгрузки.
Обеспечение остойчивости судна в рейсе. Определение центра тяжести груза.
Решение задач по расчету чистой грузоподъемности судна
Решение задач по размещению грузов с различным удельным погрузочным объемом
Заполнение таблицы нагрузки судна
Построение диаграммы статической остойчивости
Классификация и основные свойства генеральных грузов. Подготовка судна к перевозке генеральных грузов.
Нормативные документы, регламентирующие перевозку генеральных грузов.
Сепарация грузов. Подстилочные и прокладочные материалы. Размещение и крепление генеральных грузов. Наставление по размещению и креплению грузов.
Перевозка тарно-штучных грузов.
Перевозка изделий легкой промышленности.
Перевозка металла и металлоизделий, машин и промышленного оборудования. Перевозка палубных грузов.
Правила перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
Работа с Информацией об остойчивости и прочности для капитана судна.
Изучение типовых планов загрузки судна.
Распределение груза по трюмам, с учетом обеспечения местной и продольной прочности корпуса судна.
Заполнение таблицы нагрузки судна. Определение ЦТ судна в грузу.
Расчет посадки судна. Определение осадок судна в грузу.
Вычисление начальной поперечной метацентрической высоты. Определение начальной остойчивости судна.
Построение диаграммы статической остойчивости.
Анализ диаграммы статической остойчивости.
Построение грузового плана судна.
Основные свойства и транспортные характеристики навалочных грузов. Обеспечение безопасности перевозки навалочных грузов.
Международные конвенции и национальные правила по перевозке навалочных грузов. Правила безопасной обработки, размещения навалочных грузов. Влияние навалочных грузов на безопасность человеческой жизни и судна.
Перевозка зерновых грузов. Наблюдение за грузом во время перевозки. Документы, регламентирующие перевозку зерновых грузов.
Характеристика и свойства минеральных удобрений.
Документы, определяющие перевозку лесных грузов.
Характеристика и классификация лесных грузов. Требования к лесным грузам, подлежащим погрузке на судно.
Подготовка судна к перевозке лесных грузов. Погрузка лесных грузов.
Требования к остойчивости и меры безопасности при перевозке лесных грузов.
Классификация и свойства продовольственных грузов. Особенности подготовки грузовых помещений. Пере-возка продовольственных грузов на рефрижераторных судах и в рефрижераторных контейнерах.
Перевозка мясных грузов. Санитарные требования. Перевозка скоропортящихся грузов.
Перевозка растительных грузов, подконтрольных карантину.
Грузы, перевозимые укрупненными грузовыми единицами. Типы судов, используемые для перевозки грузов укрупнёнными грузовыми единицами. Перевозка грузов в контейнерах, пакетах, палетах. Универсальные поддоны
Общая характеристика наливных грузов. Физические и химические свойства наливных грузов. Классификация и номенклатура наливных грузов. Химические наливные грузы. Сжиженные газы, перевозимые наливом.
Основные технико-эксплуатационные характеристики танкера. Грузовые операции танкера. Особенности составления грузового плана. Определение количества жидкого груза.
Нормативные документы, регламентирующие перевозку наливных грузов. Предотвращение загрязнения моря. Конвенция МАРПОЛ-73, 1998. Правила Регистра по предотвращению загрязнения с судов.
Обеспечение сохранности груза во время перехода.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.