ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Русский язык»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Русский язык»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- изобразительно-выразительные возможности русского языка;
- систему стилей языка художественной литературы;
русского литературного языка;
Уметь:
- применять знания норм русского литературного языка в речевой практике;
- владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
Иметь практический опыт:
- содержание произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
Уметь:
- учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Иметь практический опыт:
- нормы русского литературного языка;
Уметь:
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
Иметь практический опыт:
часов
Язык как средство общения
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Требования к речи специалиста
1. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля;
2. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры стиля. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства
Фонетические единицы. Звук и фонема. Соотношение буквы и звука. Интонационное богатство русской речи
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Использование орфоэпического словаря
Орфоэпические нормы
1. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных;
2. Употребление буквы ь и ъ;
3. Правописание о – ё после шипящих и ц;
4. Правописание приставок на з – с;
5. Правописание и – ы после приставок;
6. Проверочный диктант
Орфография
Лексическое и грамматическое значение слов.
Многозначность слова. Выразительные средства языка
Слово в лексической системе языка
Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления. Профессионализмы. Терминологическая лексика
Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи. Лексические и фразеологические словари
Фразеологизмы
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление
Лексические нормы
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова
Понятие морфемы
Способы словообразования знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов
Способы словообразования знаменательных частей речи
1. Правописание чередующихся гласных в корнях слов
2. Правописание приставок пре- / при-
3. Правописание сложных слов
Контрольная работа
Орфография
Орфография
Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Ряд, число, падеж, склонение имён существительных. Правописание имён существительных. Морфологический разбор. Употребление форм имён существительных в речи
Имя существительное
Лексико-грамматические разряды, степени сравнения имён прилагательных. Правописание имён прилагательных. Употребление форм имён прилагательных в речи
Имя прилагательное
Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание, морфологический разбор. Употребление числительных в речи
Имя числительное
Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание, морфологический разбор, употребление местоимений в речи.
Местоимение
Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Употребление форм глагола в речи
Глагол
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий, -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот
Причастие как особая форма глагола
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Особенности построения предложения с деепричастиями
Деепричастие как особая форма глагола
Грамматические признаки, степени сравнения, правописание наречий. Употребление наречия в речи
Наречие
Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния, их функции в речи
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова)
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов-омонимов. Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно и др.
Предлог как часть речи
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Союзы как средство связи предложений в тексте
Союз как часть речи
Частица как часть речи. Правописание частиц, частицы не и ни с разными частями речи. Употребление частиц в речи
Частица как часть речи
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи
Контрольный диктант
Междометия и звукоподражательные слова
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание
1. Виды предложений по цели высказывания. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
2. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста
3. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего и в форме сказуемого.
Простое предложение
1. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи
2. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
3. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Использование вводных слов как средства связи предложения в тексте.
4. Знаки препинания при обращении.
5. Диктант.
Осложнённое простое предложение
1. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Употребление предложений в речи.
2. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложноподчинённых предложений в разных типах и стилях речи.
3. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
4. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ.
5. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге
Сложное предложение
Подготовка к экзамену
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.