2022-2023_26_02_03_52_20_12345-6217_osf_Управление судном и безопасность мореплавания
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Управление судном и безопасность мореплавания»
26.02.03 – Раздел 1.08 – 2020 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление судном и безопасность мореплавания»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 1.08 – 2020 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление судном и безопасность мореплавания»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2020 г.
Рабочая программа дисциплины «Управление судном и безопасность мореплавания» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ефимьев И.Н. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Управление судном и безопасность мореплавания»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.8 Передача и получение информации посредством визуальных сигналов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.9 Маневрирование судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3, 4, 5 курсе в 6, 7, 8, 9 семестре.
Дисциплина «Управление судном и безопасность мореплавания» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Морская практика
 
- Навигация и лоция
 
- Навигационная гидрометеорология
 
- Общая лоция
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Проведение государственного экзамена
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
7
8
9
Учебные занятия с преподавателем, всего
121
28
27
36
30
В том числе: 
Лекционные занятия
81
18
15
28
20
Практические занятия
40
10
12
8
10
Самостоятельная работа
5
5
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
К
Эк
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
144
28
27
54
35
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема 1.1 Основные принципы несения ходовой вахты. Организация радиолокационного наблюдения
Лекция (урок):

1. Рекомендации по организации штурманской службы и организации радиолокационного наблюдения на судах

2. Обязанности и инструкции для вахтенного помощника капитана при несении вахты

3. Требования по дополнительной подготовке рядового состава, несущего ходовую навигационную вахту

4. Требования МК ПДНВ с поправками и устава службы на судах по организации службы и основным принципам несения ходовой навигационной вахты.

5. Понятия  истинного и относительного движени

6. Организация радиолокационного наблюдения.

6
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
Лекция (урок):

1. Маневренные элементы судна, порядок их определения и учета. Инерционные свойства судов в различных условиях

2. Силы, действующие на перо руля на переднем и заднем ходу

3. Особенности работы винтов правого и левого вращения. Действие сил комплекса «корпус-винт-руль» на передних и задних ходах при различных углах перекладки руля

8
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
Тема 1.2 Маневренные характеристики судна. Влияние работы движителей и других факторов на управляемость судна
Практическое занятие:

Практическое занятие № 1 и № 2 «Маневренные характеристики судна»

10
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
7 семестр
 
Раздел 2. 
 
Тема 2.1 Национальные нормативные документы по безопасности. Судовая документация
Лекция (урок):

1. Основные национальные документы по безопасности плавания

2. Органы надзора и контроля за обеспечением безопасности плавания в России и их функции

3. Судовая документация

4
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
Лекция (урок):

1. Общие положения и определения, правила плавания и маневрирования в различных условиях

2. Огни и знаки на судах и плавсредствах

3. Звуковые и световые сигналы, сигналы бедствия

9
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
Тема 2.2 Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72)
Практическое занятие:

Практическое занятие № 3 и № 4. «Отработка на макетах и тренажере правил плавания и маневрирования в различных условиях»

12
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
Тема 2.3 Визуальные средства связи, наблюдения и сигнализации. Международный свод сигналов.
Лекция (урок):

1. Визуальные средства связи, наблюдение и сигнализация

2. Световая сигнализация по азбуке Морзе. Сигналы бедствия, передаваемые визуальными средствами. Сигналы спасательных станций

3. Международный свод сигналов

6
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
8 семестр
 
Раздел 3. 
 
Тема 3.1 Маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим сооружениям
Лекция (урок):

1. Выбор места якорной стоянки

2. Подготовка судна и маневрирование при постановке на якорь

8
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
Лекция (урок):

1. Маневрирование при различных способах швартовки. Особенности швартовных операций в ледовых условиях

2. Швартовные операции к борту другого судна на ходу и стоящему на якоре. Правила техники безопасности при швартовных операциях

3. Управление судном при плавании в узкостях. Особенности плавания на мелководье, прием и высадка лоцмана. Аварийные ситуации при плавании в узкостях и на мелководье

4. Особенности управления судном при плавании в штормовых условиях, борьба с обледенением

5. Организация буксировочных операций

20
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
Тема 3.2 Швартовные операции. Плавание в особых обстоятельствах
Практическое занятие:

Практическое занятие № 5 и № 6. «Отрабатывание на тренажере по управлению судном швартовных операций в различных условиях»

8
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
9 семестр
 
Раздел 4. 
 
Лекция (урок):

1. Оказание помощи в штормовых условиях терпящему бедствие судну. Способы спасания людей с аварийного судна

2. Способы снятия судов с мели. Меры, принимаемые на аварийном судне

3. Оценка состояния аварийного судна. Типовая информация об остойчивости

4. Правила маневрирования в особых случаях и при тревоге «Человек за бортом»

5. Ответственность за аварии на морском флоте

20
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 7. «Маневрирование при тревоге «Человек за бортом» и поиск пострадавших в море»

6
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 8. «Расчеты для выбора способа снятия судна с мели. Руководство людьми после оставления судна»

4
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
Тема 4.1 Управление судном в аварийных ситуациях. Конструкция и снабжение спасательных средств. Требования международных документов по безопасности плавания
Самостоятельная работа:Конструкция и снабжение спасательных средств. Требования международных документов по безопасности плавания
5
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Управление судном и безопасность мореплавания» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Топильский, П.В. Организация ходовой навигационной вахты и управление морским судном:. - Севастополь, 2016. - 
 
2. Гуцуляк, В.Н. Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) с комментариями:. - Центр морского права, 2019. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 (МППСС-72):. - МОРКНИГА, 2016. - 
 
2. В.И. Дмитриев Пути повышения безопасности судоходства:Учебное пособие. - МОРКНИГА, 2015. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.