2024-2025_23_02_01_22_1234 (на базе 9 кл)_plx_Литература
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература»
23.02.01 – СОО.01.02 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – СОО.01.02 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Литература» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Плотникова М.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – СОО.01.02 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Литература» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Преподаватель, Клименко А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Литература»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- изобразительно-выразительные возможности русского языка;

- систему стилей языка художественной литературы;

Уметь:

- владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
Знать:

- содержание произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

Уметь:

- учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
Знать:

- нормы русского литературного языка;

Уметь:

- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- применять знания норм русского литературного языка в речевой практике;

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Литература» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Русский язык
 
- Основы философии
 
- История
 
- Родная литература
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
112
68
44
В том числе: 
Урок
112
68
44
Самостоятельная работа
64
38
26
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
180
108
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Русская литература XIX века 
 
Введение
Урок:Лекция (урок): Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением изученного материала). Значение литературы при освоении специальностей СПО

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекция (урок): Историко-культурный процесс рубежа XVIII - XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 1.1

Развитие русской литературы и культуры в первой половине ХIХ в.

Самостоятельная работа:Развитие русской литературы и культуры в первой половине ХIХ в. Литература XIX в. Введение. Культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика.
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного): детство и юность; Петербург и вольнолюбивая лирика; Южная ссылка и романтический период творчества; Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества; становление реализма в творчестве Пушкина; роль Пушкина в становлении русского литературного языка; Болдинская осень в творчестве Пушкина; Пушкин-мыслитель. Творчество А.С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства.

2. «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина: мечты о «вольности святой»; душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства; поиски смысла бытия; внутренней свободы; отношения человека с Богом; осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка; идея преемственности поколений; осмысление исторических процессов с гуманистических позиций; нравственное решение проблем человека и его времени.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 1.2

Александр Сергеевич Пушкин

(1799 - 1837)

Самостоятельная работа:Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837) Жизненный и творческий путь. Философская лирика. 
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов.

2. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 1.3

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814 - 1841)

Самостоятельная работа:Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. 
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

2. «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

4
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 1.4

Николай Васильевич Гоголь

(1809 - 1852)

Самостоятельная работа:Самостоятельная работа: Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852). Сведения из биографии. «Петербургские повести». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. 
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во II половине XIX
 
Тема 2.1

Развитие русской литературы и культуры в середине ХIХ в.

Урок:Лекции (уроки):

Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Основные проблемы, характеристика прозы, поэзии, журналистики

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского.

2. Драма «Гроза». Творческая история драмы «Гроза». Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.2

Александр Николаевич Островский

(1823 - 1886)

Самостоятельная работа:Александр Николаевич Островский (1823 - 1886)

Сведения из биографии. Характеристика творчества.

4
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова.

2. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения.

3. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов.

4. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына).

8
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.3

Иван Александрович Гончаров

(1812-1891)

Самостоятельная работа:Статьи Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, И. Анненского о романе «Обломов»
4
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.4

Иван Сергеевич

Тургенев

(1818 - 1883)

Урок:Лекции (уроки):

1. Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. Тургенев - романист (обзор одного- двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева - романи¬ста.

2. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа.

3. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество.

4. Базаров и Кирсановы. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей».

Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители.

8
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.5

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)

Урок:Лекции (уроки):

1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя. Праведники Н. С. Лескова. Творчество Н. С. Лескова в 1870-е годы *(обзор романа «Соборяне»). Повесть «Очарованный стран¬ник». Особенности композиции и жанра.

2. Образ Ивана Флягина. Тема траги-ческой судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник».

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщени¬ем ранее изученного) Мировоззрение писателя.

Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салты¬кова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок.

2. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык.

3. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

4
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.6

Михаил

Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 - 1889)

Самостоятельная работа:Самостоятельная работа:

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Коняга». «История одного города» (главы: «О корени про¬исхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтвер¬ждение покаяния. Заключение»).

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.7

Федор Михайлович Достоевский

(1821 - 1881)

Урок:Лекции (уроки):

1. Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного).

2. Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

3. Пе¬тербург Достоевского. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе.

4. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества».

5. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества».

6. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони.

10
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.7

Федор Михайлович Достоевский

(1821 - 1881)

Самостоятельная работа:Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881.) Сведения из биографии. «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. 
8
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя.

2. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир».

3. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

4. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

5. Авторский идеал семьи, в романе.

6. Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л. Н.

Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа.

1. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне.

2. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма».

3. Патриотизм в понимании писателя. «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны».

16
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.8

Лев Николаевич

Толстой (1828 - 1910)

Самостоятельная работа:Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910). Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. «Севастопольские рассказы». Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. 
10
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов - репортер.

2. Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе.

Контрольная работа

4
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.9

Антон Павлович

Чехов (1860 - 1904)

Самостоятельная работа:Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) Сведения из биографии. Периодизация творчества. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои. 
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Консультации:
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
2 семестр
 
Раздел 3. Поэзия второй половины X1X века
 
Тема 3.1

Поэзия второй половины X1X века

Урок:Лекция (урок): Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века.
1
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекция (урок): Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева.
1
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 3.2

Федор Иванович Тютчев (1803 - 1873)

Самостоятельная работа:Федор Иванович Тютчев (1803 - 1873). Сведения из биографии. Философичность-основа лирики поэта. Символичность образов. 
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекция (урок): Жизненный и творческий путь А.А. Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета.
1
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 3.3

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892)

Самостоятельная работа:Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892). Сведения из биографии. Поэзия как выражение идеала и красоты. 
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник».

2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел поэмы, жанр, ком¬позиция, сюжет; нравственная проблематика, авторская позиция.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 3.4

Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1878)

Самостоятельная работа:Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1878). Сведения из биографии. Гражданский пафос лирики.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Раздел 4. Литература XX века
 
Тема 4.1

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Урок:Лекция (урок): Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии.

Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма.

Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «НовыйСатирикон»).

1
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.

2. Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 4.2

Иван Алексеевич

Бунин (1870 - 1953)

Самостоятельная работа:Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953). Сведения из биографии. Философичность лирики. Изображение «мгновения» жизни. 
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.

2. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. Куприна о любви.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 4.3

Александр Иванович Куприн (1870 - 1938)

Самостоятельная работа:Александр Иванович Куприн (1870 - 1938). Сведения из биографии. Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. 
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

2. М. Горький - как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

3. «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека.

4
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 4.4

Максим Горький

(1868 - 1936)

Самостоятельная работа:Максим Горький (1868 - 1936). Сведения из биографии.

Правда жизни в рассказах. «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

2. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блока социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 4.5

Александр Александрович Блок

(1880 - 1921)

Самостоятельная работа:Александр Александрович Блок (1880 - 1921). Сведения из биографии. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема Родины. Поэма «Двенадцать» Сложность восприятия Блоком социального характера революции. 
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов
 
Тема 5.1 Противоречивость развития культуры в 20- годы. Литературный процесс 20-х годов
Урок:Лекция (урок): Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты).

Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.).

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны.

1
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни.

2. Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 5.2

Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930)

Самостоятельная работа:Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930). Сведения из биографии. Поэтическая новизна лирики. 
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного).

2. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 5.3

Сергей Александрович Есенин

(1895 - 1925)

Самостоятельная работа:Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925). Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, деревни. Развитие темы Родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества. 
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Раздел 6. Особенности развития литературы 1930-х – начала 1940-х годов
 
Тема 6.1 Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов
Урок:Тема 6.1 Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 6.2

Марина Ивановна Цветаева

(1892 - 1941)

Урок:Лекция (урок): Сведения из биографии М.И. Цветаевой. Идейно-тематические особенности поэзии М.И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой; фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой; своеобразие поэтического стиля.
1
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала).

2. «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы.

3. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе.

4. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры

4
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 6.3

Михаил Афанасьевич Булгаков

(1891 - 1940)

Самостоятельная работа:Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 - 1940). Сведения из биографии. «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость. Система образов. 
2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекции (уроки):

1. Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).

2. Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

3. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.

4. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.

5. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

6. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

4
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 6.4

Михаил Александрович Шолохов

(1905 - 1984)

Самостоятельная работа:Михаил Александрович Шолохов (1905 - 1984). Сведения из биографии. Мир и человек в рассказах. "Тихий Дон". Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества. 
4
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Раздел 7. Особенности развития литературы периода великой отечественной войны и первых послевоенных лет
 
Тема 7.1

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Урок:Лекция (урок): Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека и др.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Урок:Лекция (урок): Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

1
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 7.2

Анна Андреевна

Ахматова

(1889 - 1966)

Самостоятельная работа:Анна Андреевна Ахматова

(1889 - 1966). Ранняя лирика. Личная и общественная тема в стихах. Тема любви к родной земле, к Родине. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Раздел 8. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов
 
Тема 8.1

Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы

Урок:Лекция (урок): Основные направления и течения художественной прозы 1950-80-х гг. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина, В.Быкова, В.Распутина.

Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти.

1
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 8.2

Александр Трифонович Твардовский (1910 - 1971)

Урок:Лекции (уроки):

1. Сведения из биографии А.Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского.

2. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар».

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 8.3

Александр Исаевич Солженицын

(1918 - 2008)

Урок:Лекции (уроки):

1. Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына - психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

2. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А. И. Солженицына.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Раздел 9. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции)
 
Тема 9.1

Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции)

Урок:Лекция (урок): Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х гг. Творчество И. Шмелёва, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова.
1
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Раздел 10. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов
 
Тема

10.1 Общественно-культурная ситуация в России конца XX - начала XXI

Урок:Лекция (урок): Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х гг. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

Дифференцированный зачет

3
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Консультации:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Литература» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.