2024-2025_23_02_01_23_123 (на базе 11 кл)_plx_Технические средства (по видам транспорта)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технические средства (по видам транспорта)»
23.02.01 – ОП.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства (по видам транспорта)»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства (по видам транспорта)»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Технические средства (по видам транспорта)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Садайло М.М.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства (по видам транспорта)»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства (по видам транспорта)»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Технические средства (по видам транспорта)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Препод., Шамарина А.М.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Технические средства (по видам транспорта)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- материально-техническую базу транспорта (по видам транспорта)

Уметь:

- различать типы погрузо-разгрузочных машин

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

- систему организации перегрузки груза и движения транспорта

Уметь:

- обеспечивать управление движением;

- анализировать работу транспорта

Иметь практический опыт:

ПК 2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
 
 
 
 
 
Знать:

- основные характеристики и принципы работы технических средств транспорта (по видам транспорта)

Уметь:

- рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузо-разгрузочных машин

Иметь практический опыт:

ПК 3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1, 2 курсе в 2, 3 семестре.
Дисциплина «Технические средства (по видам транспорта)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация движения (по видам транспорта)
 
- Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
 
- Организация сервиса и безопасность на транспорте
 
- Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта)
 
- Информационное обеспечение перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
- Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
128
64
64
В том числе: 
Лекционные занятия
82
42
40
Практические занятия
46
22
24
Самостоятельная работа
60
40
20
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
216
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Материально-техническая база транспорта
 
Лекция (урок):

1. МТБ транспорта

2. МТБ железнодорожного транспорта

3. МТБ автомобильного транспорта

4. МТБ гражданской авиации

5. МТБ морского транспорта

6. МТБ речного транспорта

3
ОК 01.
 
Тема № 1.1 Материально-техническая база видов транспорта (МТБ)
Самостоятельная работа:

Материально-техническая база видов транспорта: повторение лекционного материала и работа с литературой

1
ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. МТБ порта

2. Основные требования к эксплуатации порта

3. Виды портовой деятельности

2
ОК 01.
 
Тема № 1.2 Материально-техническая база порта
Самостоятельная работа:

Техническая база порта: повторение лекционного материала и работа с литературой

2
ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Виды портов

2. Причальные сооружения

3. Перегрузочные машины

5
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 1.3 Характеристика речных портов и других прибрежных пунктов
Практическое занятие:

Определение ориентировочного числа причалов

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 1.3 Характеристика речных портов и других прибрежных пунктов
Самостоятельная работа:

Характеристика речных портов и других прибрежных пунктов: повторение лекционного материала и работа с литературой

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Железнодорожный транспорт в портовой деятельности

2. Автомобильный транспорт в портовой деятельности

3. Водный транспорт в портовой деятельности

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Определение загрузки транспортных средств

2. Определение интенсивности поступления в порт транспортных средств

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 1.4 Транспортное оборудование портов
Самостоятельная работа:

Транспортное оборудование портов: повторение лекционного материала и работа с литературой

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Тарно-штучные грузы

2. Лесные грузы

3. Навалочные грузы

4. Наливные грузы

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

Расчет среднемесячного, максимального месячного и среднесуточного грузопотоков

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 1.5 Виды грузов, способы упаковки, контейнеризации
Самостоятельная работа:

Виды грузов, способы упаковки, контейнеризации: повторение лекционного материала и работа с литературой

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Раздел 2. Вспомогательное оборудование и машины непрерывного действия
 
Лекция (урок):

1. Вагоноопрокидователи

2. Лифты

3. Метательные машины

4. Шнековые машины

5. Малогабаритные бульдозеры

6. Конвейеры

7. Весовые устройства

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.1 Вспомогательное оборудование
Самостоятельная работа:

Вспомогательное оборудование: повторение лекционного материала и работа с литературой

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Машины периодического действия

2. Машины непрерывного действия

3. Назначение и область применения машин непрерывного действия

4. Классификация транспортирующих машин непрерывного действия

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.2 Виды транспортирующих машин
Самостоятельная работа:

Виды транспортирующих машин: повторение лекционного материала и работа с литературой

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Ленточные конвейеры;

2. Цепные конвейеры;

3. Пластинчатые конвейеры;

4. Скребковые конвейеры;

5. Элеваторы.

1
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.3 Машины непрерывного транспорта с тяговым органом
Практическое занятие:

Расчет производительности ленточного конвейера

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.3 Машины непрерывного транспорта с тяговым органом
Самостоятельная работа:

Машины непрерывного транспорта с тяговым органом: повторение лекционного материала и работа с литературой

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Винтовые;

2. Качающиеся;

3. Инерционные;

4. Вибрационные;

5. Роликовые конвейеры

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.4  Машины непрерывного транспорта без тягового органа
Самостоятельная работа:

Машины непрерывного транспорта без тягового органа: повторение лекционного материала и работа с литературой

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Раздел 3. Технические средства для грузовых работ 
 
Лекция (урок):

1. Пакетирующая машина

2. Контейнеризация

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.1 Технические средства для укрупнения грузового места ТШГ
Самостоятельная работа:

Технические средства для укрупнения грузового места ТШГ: повторение лекционного материала и работа с литературой.

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Портальный кран

2. Специальные береговые перегружатели

3. Поворотные и козловые краны

4. Плавучие краны

5. Грузозахватные устройства

6. Портальные погрузчики-контейнеровозы

7. Авто- и электропогрузчики

6
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Определение производительности портального крана

2. Определение прочности крюка

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.2 Основные средства комплексной механизации перегрузочных работ со штучными грузами
Самостоятельная работа:

Основные средства комплексной механизации перегрузочных работ со штучными грузами: повторение лекционного материала и работа с литературой. 

5
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Грузозахватные устройства

2. Специальные погрузчики

3. Всасывающе-нагнетальные установки

5
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.3 Основные средства комплексной механизации перегрузочных работ с лесными грузами
Самостоятельная работа:

Основные средства комплексной механизации перегрузочных работ с лесными грузами: повторение лекционного материала и работа с литературой

5
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.4 Основные технические средства комплексной механизации перегрузочных работ с навалочными грузами
Лекция (урок):

1. Основные захватывающие устройства

2. Гидравлический транспортёр

3. Плавучие и береговые гидроперегружатели

4. Трюмные машины

5. Малогабаритные бульдозеры

6. Рыхлительные машины

6
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Укрупнение груза и выбор способа перегрузки

2. Определение пути перемещения груза МЦД и высоты поднятия и опускания

Контрольная работа

6
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.4 Основные технические средства комплексной механизации перегрузочных работ с навалочными грузами
Самостоятельная работа:

Подготовка к контрольной работе

5
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Консультации:
4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
3 семестр
 
Раздел 4. 
 
Лекция (урок):

1. Нагнетательные пневматические установки

2. Аэрационные желоба

3. Специальные грейферные установки

4. Шнековые системы

5. Зачистные сопла

6. Саморазгружающиеся вагоны

3
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 3.5 Основные технические средства комплексной механизации перегрузочных работ с порошкообразными и пылевидными грузами
Самостоятельная работа:

Основные технические средства комплексной механизации перегрузочных работ с порошкообразными и пылевидными грузами: повторение лекционного материала и работа с литературой.

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 3.6 Основные технические средства комплексной механизации перегрузки зерновых грузов
Лекция (урок):

1. Ковшовые элеваторы

2. Всасывающие пневматические установки

3. Специальные и передвижные конвейеры

4. Инерционная установка 

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Газовытяжные системы

2. Наземные полуподземные и подземные резервуары

3. Винтовые насосы

4. Перекачивающие станции

5. Судовые насосы

6. Подогреватели

7. Плавучий кренователь

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 3.7 Основные технические средства комплексной механизации перегрузки наливных грузов
Самостоятельная работа:

Основные технические средства комплексной механизации перегрузки наливных грузов: повторение лекционного материала и работа с литературой.

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Раздел 5. Складское оборудование порта, устройства для обслуживания пассажиров и другие здания территории порта 
 
Тема № 4.1 Портовые склады, их техническое оборудование
Лекция (урок):

1. Конструкция современного склада

2. Автопогрузчики и их роль на складе

3. Тягачи

4. Конвейеры на складе

3
ОК 01.,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Конструкция складов для штучных и лесных грузов

2. Плавучие причалы-склады

3. Склады открытого хранения

4. Роль навесов на складе

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Определение общего коэффициента использования объема стеллажей

2. Определение примерного количества груза, перегружаемого по прямому варианту и идущего через склад

8
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.2 Склады для штучных грузов и лесоматериалов
Самостоятельная работа:

Склады для штучных грузов и лесоматериалов: повторение лекционного материала и работа с литературой

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.3 Склады для навалочных грузов
Лекция (урок):

1. Вид и компановка склада

2. Силосные хранилища

3. Силосные элеваторы

4. Весы для навалочного груза

3
ОК 01.,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Стальные резервуары

2. Железобетонные резервуары

3. Траншейные резервуары

4. Хранилища для сжиженных газов 

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.4 Склады для наливных грузов
Практическое занятие:

Определение вместимости резервуарных парков нефтебаз в порту

8
ОК 01.,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Способы определения вместимости площади кладов

2. Общая вместимость группы складов

3. Потребная вместимость складов

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Определение вместимости складов

2. Приближенное определение емкости складов порта и их линейных размеров

8
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.5  Определение вместимости и площади складов
Самостоятельная работа:

Определение вместимости и площади складов: повторение лекционного материала и работа с литературой

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.6 Морские вокзалы и другие портовые здания
Лекция (урок):

1. Здания основного производственного назначения

2. Здания подсобного производственного назначения

3. Здания обслуживающего назначения

4. Здания вспомогательного назначения

5. Морские вокзалы

6. Речные вокзалы

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.7 Автоматизированные склады
Лекция (урок):

1. Конвейерные стеллажи

2. Гравитационные накопители

3. Склады-автоматы с подвесными толкающими конвейерами

3
ОК 01.,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Контейнерный терминал

2. Основные технологические операции контейнерного терминала

3. Автоматизированная система управления на терминале

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.8 Автоматизированные терминалы и причалы
Самостоятельная работа:

Подготовка к экзамену

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Консультации:
6
ОК 01.,ПК 3.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Технические средства (по видам транспорта)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.