2024-2025_23_02_01_24_1234 (на базе 9 кл)_plx_Транспортная система России
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Транспортная система России»
23.02.01 – ОП.04 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Транспортная система России»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.04 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Транспортная система России»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Транспортная система России» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Садайло М.М.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Транспортная система России»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- структуру, характеристики и особенности транспортной системы России.

Уметь:

- давать краткую экономико-географическую характеристику техническому оснащению и сфере применения различных видов транспорта;

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
Знать:

- о видах транспорта, их особенностях и сравнительных преимуществах;

Уметь:

- использовать современные информационные технологии для решения задач в области транспорта

Иметь практический опыт:

ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.
 
 
 
 
 
Знать:

- группы показателей работы транспорта;

- основные направления грузопотоков и пассажиропотоков;

Уметь:

- выявлять тенденции, связанные с изменениями социально-экономических показателей в транспортной сфере.

Иметь практический опыт:

ПК 2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
 
 
 
 
 
Знать:

- структуру социально-экономических показателей, отражающих особенности транспортной системы;

Уметь:

- обосновывать решения по выбору транспортных средств и технологий;

Иметь практический опыт:

ПК 3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.
 
 
 
 
 
Знать:

- нормативно-правовую базу, регулирующую транспортную деятельность в России.

Уметь:

- применять положения нормативных правовых актов, связанных с регулированием взаимоотношений пользователей транспорта и перевозчика.

Иметь практический опыт:

ПК 3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Транспортная система России» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Обществознание
 
- География
 
- Экономика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
- Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
 
- Организация движения (по видам транспорта)
 
- Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)
 
- Транспортные узлы и пути
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 104 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
64
64
В том числе: 
Лекционные занятия
48
48
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
35
35
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
104
104
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1. Транспорт, его значение в жизни общества и экономике страны.

2. Структурно-функциональная характеристика транспорта.

3. Транспортная обеспеченность и доступность.

4. Показатели транспортной системы.

5. Система управления и государственного регулирования транспортной системой.

6. Транспортный рынок услуг.

10
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 1 по теме 1.

2
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 1. Общая характеристика транспорта
Самостоятельная работа:

Проработка учебного материала, работа с источниками, изучение основной и дополнительной литературы, формирование информационных сообщений глоссария

8
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 2. Характеристики транспортного комплекса
Лекция (урок):

1. Железнодорожный транспорт, его особенности и основные показатели.

2. Автомобильный транспорт, его особенности и основные показатели.

3. Водный транспорт, его особенности и основные показатели.

4. Воздушный транспорт, его особенности и основные показатели.

5. Трубопроводный транспорт.

6. Городской и пригородный транспорт.

7. Промышленный транспорт.

8. Влияние транспорта на экологию.

8
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 2. Характеристики транспортного комплекса
Практическое занятие:

Практическое занятие № 2 Характеристика железнодорожного транспорта.

Практическое занятие № 3 Характеристика автомобильного транспорта.

Практическое занятие № 4 Характеристика морского транспорта.

Практическое занятие № 5 Характеристика воздушного транспорта.

8
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Лекция (урок):

1. Факторы, влияющие на выбор вида транспорта при перевозках.

2. Транспортные коридоры России.

3. Типизация и классификация терминалов.

4. Транспортно-пересадочные узлы.

5. Принципы выбора видов транспорта.

6. Прямые и смешанные перевозки.

7. Транспортные узлы.

8. Транспортные потоки

6
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 6 по теме 3.

2
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 3. Организация работы видов транспорта
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, с литературой

6
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Лекция (урок):

1. Характеристика основных пассажиропотоков и подвижность населения.

2. Показатели качества транспортного обслуживания пассажиров.

3. Распределение грузовых перевозок между видами транспорта.

4. Характеристика основных грузопотоков.

5. Показатели качества транспортного обслуживания грузовладельцев

16
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 7 по теме 4.

2
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 4. Пассажирские и грузовые перевозки
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, с литературой

14
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Лекция (урок):

1. Себестоимость перевозок, особенностиее определения и различия по видам траснпорта

2. Транспортные издержки и тарифы по видам транспорта

8
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 8 по теме 5.

2
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 5. Показатели и критерии оптимальности работы транспорта
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, с литературой

7
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Консультации:
5
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Транспортная система России» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.