2024-2025_23_02_01_24_1234 (на базе 9 кл)_plx_Транспортная система России
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Транспортная система России»
23.02.01 – ОП.04 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Транспортная система России»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.04 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Транспортная система России»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Транспортная система России» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Садайло М.М.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Транспортная система России»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- структуру, характеристики и особенности транспортной системы России.

Уметь:

- давать краткую экономико-географическую характеристику техническому оснащению и сфере применения различных видов транспорта;

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
Знать:

- о видах транспорта, их особенностях и сравнительных преимуществах;

Уметь:

- использовать современные информационные технологии для решения задач в области транспорта

Иметь практический опыт:

ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.
 
 
 
 
 
Знать:

- группы показателей работы транспорта;

- основные направления грузопотоков и пассажиропотоков;

Уметь:

- выявлять тенденции, связанные с изменениями социально-экономических показателей в транспортной сфере.

Иметь практический опыт:

ПК 2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
 
 
 
 
 
Знать:

- структуру социально-экономических показателей, отражающих особенности транспортной системы;

Уметь:

- обосновывать решения по выбору транспортных средств и технологий;

Иметь практический опыт:

ПК 3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.
 
 
 
 
 
Знать:

- нормативно-правовую базу, регулирующую транспортную деятельность в России.

Уметь:

- применять положения нормативных правовых актов, связанных с регулированием взаимоотношений пользователей транспорта и перевозчика.

Иметь практический опыт:

ПК 3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Транспортная система России» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Обществознание
 
- География
 
- Экономика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
- Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
 
- Организация движения (по видам транспорта)
 
- Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)
 
- Транспортные узлы и пути
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 104 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
64
64
В том числе: 
Лекционные занятия
48
48
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
35
35
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
104
104
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1. Транспорт, его значение в жизни общества и экономике страны.

2. Структурно-функциональная характеристика транспорта.

3. Транспортная обеспеченность и доступность.

4. Показатели транспортной системы.

5. Система управления и государственного регулирования транспортной системой.

6. Транспортный рынок услуг.

10
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 1 по теме 1.

2
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 1. Общая характеристика транспорта
Самостоятельная работа:

Проработка учебного материала, работа с источниками, изучение основной и дополнительной литературы, формирование информационных сообщений глоссария

8
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 2. Характеристики транспортного комплекса
Лекция (урок):

1. Железнодорожный транспорт, его особенности и основные показатели.

2. Автомобильный транспорт, его особенности и основные показатели.

3. Водный транспорт, его особенности и основные показатели.

4. Воздушный транспорт, его особенности и основные показатели.

5. Трубопроводный транспорт.

6. Городской и пригородный транспорт.

7. Промышленный транспорт.

8. Влияние транспорта на экологию.

8
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 2. Характеристики транспортного комплекса
Практическое занятие:

Практическое занятие № 2 Характеристика железнодорожного транспорта.

Практическое занятие № 3 Характеристика автомобильного транспорта.

Практическое занятие № 4 Характеристика морского транспорта.

Практическое занятие № 5 Характеристика воздушного транспорта.

8
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Лекция (урок):

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта при перевозках. Транспортные коридоры. России. Типизация и классификация терминалов. Транспортно-пересадочные узлы. Принципы выбора видов транспорта. Прямые и смешанные перевозки. Транспортные узлы. Транспортные потоки

6
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 6 по теме 3.

2
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 3. Организация работы видов транспорта
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, с литературой

6
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Лекция (урок):

Характеристика основных пассажиропотоков и подвижность населения. Показатели качества транспортного обслуживания пассажиров. Распределение грузовых перевозок между видами транспорта. Характеристика основных грузопотоков. Показатели качества транспортного обслуживания грузовладельцев

16
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 7 по теме 4.

2
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 4. Пассажирские и грузовые перевозки
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, с литературой

14
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Лекция (урок):

Экономические показатели и определяющие их факторы. Себестоимость перевозок. Капиталовложения. Транспортные тарифы.

8
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 8 по теме 5.

2
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 5. Показатели и критерии оптимальности работы транспорта
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, с литературой

7
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Консультации:
5
ОК 02.,ПК 1.2,ПК 2.3,ПК 3.2,ПК 3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Транспортная система России» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.