2024-2025_23_02_01_22_1234 (на базе 9 кл)_plx_Обществознание
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание»
23.02.01 – СОО.01.07 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – СОО.01.07 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Обществознание» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Февралев Е.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Обществознание»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- базовый понятийный аппарат социальных наук;

Уметь:

- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
Знать:

- о методах познания социальных явлений и процессов;

Уметь:

- применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
Знать:

- об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

Уметь:

- оценивать социальную информацию, выполнять поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Обществознание» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
- Родная литература
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- История
 
- Основы философии
 
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности
 
- Охрана труда
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 114 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Урок
78
34
44
Самостоятельная работа
32
15
17
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
114
51
63
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений
 
Урок:

Социальные науки. Обществознание как социальная наука

2
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Введение
Самостоятельная работа:Роль и место Обществознания в современной системе наук.
3
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Урок:

1. Роль науки в современном мире.

2.Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества

3. Сознание. Мировоззрение. Способности личности

4.Социализация личности. Человек, индивид, индивидуальность, личность

8
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 1.1.

Наука и образование в современном мире. Природа происхождения человека.

Самостоятельная работа:Великие географические открытия, как фактор развития научного прогресса.
3
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 1.2. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Урок:

1. Понятие о морали и нравственности. Духовная культура личности и общества. Типы культур.

2. Искусство. Виды искусств.

3. Мировые религии. Религия как феномен культуры. Мораль. Основные принципы и нормы морали.

4. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Глобальные проблемы. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации

8
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 1.2. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Самостоятельная работа:Роль религии в современном мире. Диаспоры.
4
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система
 
Урок:

1. Понятие общества. Структура общества

2. Общественный прогресс и регресс.

3. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное

4. Экстремизм и ксенофобия как важнейшие угрозы современной цивилизации

5. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Ответственность

6. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества. Типы культур.

7. Молодежные субкультуры. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.

8.Социальные общности

9. Социальная мобильность, и социальный статус

10. Социальная стратификация

Контрольная работа

16
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 2.1.

Общество как сложная динамическая система. Духовная культура личности и общества

Самостоятельная работа:Свобода как экзистенциальная величина.
5
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Консультации:
2
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
2 семестр
 
Раздел 3. Политика как общественное явление
 
Урок:1. Понятие власти. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства

2. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов

3. Гражданское общество и правовое государство

4. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм

5. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательные системы: понятие, характеристика основных типов

10
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 3.1.

Политика и власть. Государство в политической системе. Участники политического процесса

Самостоятельная работа:Политическая оппозиция, истоки становления.
5
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Раздел 4. Социальные отношения
 
Урок:

1. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация

2. Социальная мобильность. Каналы социальной мобильности

3. Молодежь как социальная группа. Молодежные субкультуры и их особенности. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде

4. Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации

5. Социальный конфликт

6. Социальные нормы и девиация. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль

7. Социальный статус и престиж. Социальная роль

8. Семья и брак

14
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация. Социальные нормы и конфликты. Важнейшие социальные общности и группы
Самостоятельная работа:Зарождение института брака и семьи в России.
6
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Раздел 5. Право
 
Тема 5.1. Правовое регулирование общественных отношений. Основы конституционного права Российской Федерации. Отрасли российского права. Международное право
Урок:1. Понятие, признаки и функции права. Источники права, их виды

2. Система права: нормы, институты, отрасли права

3. Правоотношения, понятие, структура. Правомерное и противоправное поведение. Правонарушение, его признаки и виды

4. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации

5. Основы гражданского права. Имущественные и неимущественные права

6. Основы трудового права. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.  Заработная плата

7. Основы семейного права

8. Основы административного права

9. Гражданство РФ. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

10. Понятие, особенности и функции международного права. Источники международного права. Соотношение внутригосударственного и международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Дифференцированный зачет

20
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 5.1. Правовое регулирование общественных отношений. Основы конституционного права Российской Федерации. Отрасли российского права. Международное право
Самостоятельная работа:Презумпция невиновности история возникновения. Роль в современной юриспруденции. 
6
ОК 06.,ОК 03.,ОК 04.
 
Консультации:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Обществознание» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.