2024-2025_23_02_01_23_123 (на базе 11 кл)_plx_Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)»
23.02.01 – МДК.03.02 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – МДК.03.02 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
преподаватель, Борщ А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
Знать:

- основы транспортно-экспедиционной деятельности и виды документов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность на государственном и иностранном языках;

- формы перевозочных документов и грузовую отчетность;

- основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках, обеспечивающую грузовые перевозки

Уметь:

- применять основы транспортно-экспедиционной деятельности и виды документов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность на государственном и иностранном языках;

-применять основы организации работы персонала по обработке перевозочных -документов и осуществления расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями;

Иметь практический опыт:

- в применении основ транспортно-экспедиционной деятельности и видов документов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность на государственном и иностранном языках;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
Знать:

-формы перевозочных документов и грузовую отчетность;

- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках, обеспечивающую грузовые перевозки

Уметь:

- применять основы организации работы персонала по обработке перевозочных документов и осуществления расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями;

-  применять основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

Иметь практический опыт:

- в применении основ организации работы персонала по обработке перевозочных документов и осуществлении расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями;

- обеспечить управление движением;

ПК 3.1 Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.
 
 
 
 
 
Знать:

-основы процесса управления перевозками на основе логистической концепции и основы процесса организации рациональной переработки грузов;

- формы перевозочных документов и грузовую отчетность;

Уметь:

-применять в процессе управления перевозками логистическую концепцию и методы организации рациональной переработки грузов;

-применять основы организации работы персонала по обработке перевозочных документов и осуществления расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями;

Иметь практический опыт:

- в определении подхода к решению логистической задачи применительно к различным контекстам;

- в применении в процессе управления перевозками логистической концепции и методов организации рациональной переработки грузов;

ПК 3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.
 
 
 
 
 
Знать:

- основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

- основы транспортно-экспедиционной деятельности и виды документов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность на государственном и иностранном языках;

Уметь:

- применять основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

- поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций, оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности и принимать меры по ее предупреждению

Иметь практический опыт:

- в применении основных положений, регулирующих взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

- анализировать организацию работы по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.

ПК 3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Технические средства (по видам транспорта)
 
- Транспортная система России
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
78
В том числе: 
Лекционные занятия
40
40
Практические занятия
38
38
Самостоятельная работа
22
22
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. Грузовой план судна
 
Лекция (урок):

1. Грузовой план судна.

2. Предварительный грузовой план.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Разработка грузового плана судна: грузовой план, каргоплан

7
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 1.1 Генеральный план судна
Самостоятельная работа:

Грузовой план: изучение теоретического материала, ответы на вопросы

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Раздел 2. Классификация грузов
 
Лекция (урок):

1. Общие правила перевозки.

2. Требования к грузоотправителю.

3. Требования к подготовке судна.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 2.1 Генеральные грузы
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Методика расчета критериев несмещаемости структурообразующих грузов:

решить пример расчета критериев несмещаемости

8
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 2.2 Груз, классификация грузов
Лекция (урок):

1. Классификация грузов.

2. Виды грузов.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 2.3 Опасные грузы. Перспективы развития отечественного арктического флота для перевозки опасных грузов
Лекция (урок):

1. Классы и подклассы опасных грузов.

2. Виды тар и типы упаковок при перевозке опасных грузов.

3. Документы, регламентирующие перевозку опасных грузов.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 2.4 ОГ, взрывчатые вещества
Лекция (урок):

1. Взрывоопасные вещества.

2. Требования к судам перевозящие взрывчатые вещества.

3. Размещение взрывчатых веществ на судне.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 2.5 Опасные грузы, классификация ОГ
Лекция (урок):

1. Классификация опасных грузов.

2. Газы сжатые, сжиженные и растворенные.

3. Опасные свойства.

4. Технология перевозки.

5. Легковоспламеняемые жидкости.

6. Едкие вещества

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Лекция (урок):

1. Области применения.

2. Подготовка судна к погрузке.

3. Перевозка

4. Выгрузка.

5. Мойка и дегазация танков, балластные операции.

6. Требования безопасности

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 2.6 Перевозка химических грузов наливом
Самостоятельная работа:

Грузы и классификация грузов. Классификация опасных грузов: изучение теоретического материала, ответы на вопросы

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Раздел 3. Безопасная перевозка
 
Лекция (урок):

1. Нормативная база обеспечения перевозок.

2. Подготовка грузовых помещений.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 3.1 Обеспечение безопасности перевозки грузов
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Организация перевозок: производительность подвижного состава.

8
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Лекция (урок):

1. Общие меры предупреждения.

2. Руководство по оказанию первой медицинской помощи.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 3.2 Общие требования противопожарной и санитарной безопасности при перевозке опасных грузов
Самостоятельная работа:

Требования противопожарной и санитарной безопасности при перевозке опасных грузов: изучение теоретического материала. ответы на вопросы

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Раздел 4. Грузовая документация
 
Лекция (урок):

1. Документы, необходимые для таможенного оформления.

2. Требования к приходящим судам.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 4.1 Таможенные и пограничные режимы
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. Санитарный, карантинный, пограничный и таможенные режимы перевозок: ответы на поставленные вопросы

7
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 4.2 Оформление случаев несохранной перевозки грузов
Лекция (урок):

1. Общие положения.

2. Порядок проведения расследования на судах.

3. Проведение расследования в пароходстве

4. Проведение расследований в портах

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 4.3 Прием и сдача грузов, и их документальное оформление
Лекция (урок):

1. Прием и документальное оформление экспертных грузов в российских портах.

2. Порядок приема-сдачи грузов в заграничном плавании.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 4.4 Наливные грузы
Лекция (урок):

1. Классификация наливных грузов.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Лекция (урок):

1. Виды морской перевозки.

2. Договор морской перевозки.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 4.5 Договор морской перевозки нефтепродуктов
Самостоятельная работа:

Договор морской перевозки грузов: изучение теоретического материала, ответы на вопросы

5
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Раздел 5. Перевозка грузов различных видов
 
Тема 5.1 Транспортные характеристики грузов и единицы измерения
Лекция (урок):

1. Совокупность свойств грузов.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 5.2 Стандартизация грузов, тары и упаковки
Лекция (урок):

1. Качество товара.

2. Приемка груза.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 5.3 Тара и упаковка грузов. Маркировка.
Лекция (урок):1. Грузы, предъявляемые к перевозке.

2. Маркировка.

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Лекция (урок):

1. Перевозка подвижной техники, крупногабаритных, тяжеловесных грузов.

2. Требования к грузу.

3. Перевозка генеральных грузов

4. Перевозка зерновых грузов.

5. Продовольственные грузы

6. Лесные грузы.

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Перевозка лесных грузов: изучение вопросов, касающихся безопасности перевозки лесных грузов

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 6. Перевозка контейнерных грузов морским транспортом: термины и правила перевозки контейнерных грузов 

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Тема 5.4 Перевозка различных видов грузов.
Самостоятельная работа:

Размещение различных видов грузов на судне: изучение теоретического материала, ответы на вопросы

5
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
Консультации:
8
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.