2024-2025_23_02_01_22_1234 (на базе 9 кл)_plx_Физика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
23.02.01 – СОО.03.01 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – СОО.03.01 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Физика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Было Д.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Физика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- о роли и месте физики в современной научной картине мира; о физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

Уметь:

- уверено пользоваться физической терминологией и символикой;

- решать физические задачи;

- сформировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

- основополагающие физические понятия, закономерности, законы и теории;

Уметь:

- обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
Знать:

- основные методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

Уметь:

- применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Физика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Химия
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
- Математика
 
- Математика
 
- Информатика
 
- Электротехника и электроника
 
- Технические средства (по видам транспорта)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 162 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
117
51
66
В том числе: 
Урок
117
51
66
Самостоятельная работа
35
15
20
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
162
72
90
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Введение в физику
 
Урок:Введение. Предмет физика и техника. Физическая картина мира
2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 1.1
Самостоятельная работа:

Введение. Предмет физика и техника. Физическая картина мира. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 2. Механика с элементами теории относительности
 
Урок:

Механическое движение и его виды. Относительность движения

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 2.1
Самостоятельная работа:Механическое движение и его виды. Относительность движения. Проработать конспект занятия и учебной литературы.
1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Равномерное прямолинейное движение. Скорость, координаты и пройденный путь

2. Определение скорости тела относительно различных систем отчёта

3. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Криволинейное движение

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 2.2
Самостоятельная работа:Равномерное прямолинейное движение. Скорость, координаты и пройденный путь. Решение задач, карточки с заданиями
2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 2.3
Урок:

Движение по окружности. Угловая и линейная скорость. Период и частота вращения

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Самостоятельная работа:

Равномерное движение материальной точки по окружности. Проработать конспект занятия и учебной литературы, подготовить сообщение о И. Ньютоне

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 2.3
Консультации:
1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Основная задача динамики. Масса

2. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона

3. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести, Вес тела

4. Движение тела под действием нескольких сил

5. Силы. Сила трения. Сила упругости

6. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести

12
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Консультации:
2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 2.4
Самостоятельная работа:

Основная задача динамики. Масса. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести, Вес тела. Конспект. Тест движение

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергии

2. Закон сохранения импульса

3. Закон сохранения полной механической энергии

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 2.5
Самостоятельная работа:

Реактивное движение. Реактивная сила. Закон охранения момента импульса. Работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения импульса. Закон сохранения полной механической энергии. Проработать конспект занятий по учебной литературе

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

Принцип относительности Галилея-Эйнштейна. Закон сложения скоростей

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Самостоятельная работа:

Небесные координаты. геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Проработать конспект занятий по учебной литературе

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 2.6
Консультации:
1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
 
Урок:

1. Основные положения МКТ. Давление. Уравнение состояния идеального газа

2. Изучение закона Паскаля

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.1 
Самостоятельная работа:

Основные положения МКТ. Давление. Уравнение состояния идеального газа. Проработать конспект занятий по учебной литературе

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Температура. Абсолютная шкала температур

2. Изопроцессы. Газовые законы

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.2
Самостоятельная работа:Температура. Абсолютная шкала температур. Изопроцессы. Газовые законы. Графики изопроцессов. Проработать конспект занятий по учебной литературе
1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа

2. Первое начало термодинамики. Понятие о втором начале термодинамики. Необратимость тепловых процессов

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Самостоятельная работа:Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа. Первое начало термодинамики. Понятие о втором начале термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловая машина.  КПД тепловых двигателей. Подготовить сообщение об истории развития термометра
1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.3
Консультации:
1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.4
Самостоятельная работа:

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Доклад «Вечный двигатель возможен?»

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Кристаллическая структура твердых тел. Кристаллическая решетка

2. Агрегатные состояния вещества

Контрольная работа

5
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Самостоятельная работа:

Кристаллическая структура твердых тел. Кристаллическая решетка. Проработать конспект занятий по учебной литературе

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.5
Консультации:
1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
2 семестр
 
Раздел 4. Основы электродинамики
 
Урок:

1. Электризация тел. Заряд. Закон сохранения заряда

2. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей

3. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды

4. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды

8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 4.1
Самостоятельная работа:

Электризация тел. Заряд. Закон сохранения заряда

Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды. Проработать конспект занятий по учебной литературе

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Электрическая емкость. Конденсаторы и их соединения

2. Изучение последовательного соединения конденсаторов

3. Изучения параллельного соединения конденсаторов

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 4.2
Самостоятельная работа:

Электрическая емкость. Конденсаторы и их соединения. Проработать конспект занятия и учебной литературы

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи

2. Последовательное и параллельное соединение резисторов

3. Последовательное и параллельное соединение резисторов

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Самостоятельная работа:

Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи Доклад

«Электростатическая

защита»

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 4.3
Консультации:
1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Электрическая проводимость веществ. Сверхпроводимость

2. Полупроводниковые приборы

3. Электрический ток в металлах, полупроводниках, жидкостях и газах

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 4.4
Самостоятельная работа:

Электрическая проводимость веществ. Сверхпроводимость. Проработать конспект занятия и учебной литературы

Природа ферромагнетизма. Пьезоэлектрический эффект его применение.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Магнитное поле. Его свойства. Характеристика магнитного поля

2. Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу

3. Исследование фоторезистора

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 4.5
Самостоятельная работа:

Магнитное поле. Его свойства. Характеристика магнитного поля. Сообщения «Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.»

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Явление электромагнитной индукции

2. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Самостоятельная работа:

Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Проработать конспект лекций

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 4.6
Консультации:
1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 5. Колебания и волны
 
Урок:

1. Колебательное движение. Виды колебательного движения

2. Изучение колебаний нитяного маятника

3. Свободные и вынужденные гармонические колебания

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 5.1
Самостоятельная работа:

Колебательное движение. Виды колебательного движения. Проработать конспект занятия и учебной литературы

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 5.2
Урок:

1. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Частота, период колебаний

2. Вынужденные электромагнитные колебания

3. Изучения параллельного соединения конденсаторов

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 5.2
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа: Свободные электромагнитные колебания в контуре. Частота, период колебаний. Вынужденные электромагнитные колебания. Проработать конспект занятия и учебной литературы

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

Вынужденные электромагнитные колебания

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 5.3
Самостоятельная работа:

Закон Ома для цепей переменного тока. Мощность. Трансформатор. Сообщение «Оптические явления в атмосфере»

Подготовить сообщение о изобретении радио

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн

2. Принципы радиосвязи

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 5.4
Самостоятельная работа:

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн Сообщение «Изобретение радио А.С. Поповым»

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Отражение света. Законы отражения света. Преломление света. Законы преломления

2. Построение изображения в собирающей линзе

3. Построение изображения в рассеивающей линзе

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Самостоятельная работа:

Отражение света. Законы отражения света. Преломление света. Законы преломления Сообщение «Устройство фотоаппарата

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 5.5
Консультации:
1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 6. Ядерная физика
 
Урок:

1. Модель атома резерфорда и Бора

Дифференцированный зачет

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Самостоятельная работа:

Модель атома резерфорда и Бора. Подготовить сообщение о ядерной энергетике

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 6.1
Консультации:
1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Физика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.