2020-2021_26_05_06_65-20-12345-6217_plx_Информатика_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
26.05.06 – Б1.О.07 – 2020 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.07 – 2020 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2020 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
ктн, доцент, Ольшанский В.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-4.1 Использует современные информационно-коммуникативные средства для коммуникации
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ОПК-5.1 Знает основные информационные технологии и программные средства, которые применяются при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ОПК-5.2 Умеет формулировать требования к программному обеспечению, необходимому пользователю выполнять действия по загрузке изучаемых систем применять полученные навыки работы с изучаемыми системами в работе с другими программами применять основные информационные технологии и программные средства, которые используются при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ОПК-5.3 Владеет навыками применения основных информационных технологий и программных средств, которые используются при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-09.3 Способен управлять программным обеспечением
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Системы искусственного интеллекта
 
- Экономика
 
- Автоматизированные системы управления СЭУ
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
108
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
36
18
18
Лабораторные занятия
72
36
36
Самостоятельная работа
54
18
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
180
72
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема 1  Информация и информационные процессы.
Лекционные занятия:

1. Информатика и информация. 2. Что можно делать с информацией? 3. Измерение количества информации. 4. Структура информации.

2
 
Самостоятельная работа:

Информация и информационные процессы

1
 

Текстовый процессор «Форматирование текста». 

Лабораторные занятия:

Текстовый процессор «Форматирование текста». 

4
 
Тема 2 Кодирование информации.
Лекционные занятия:

1. Дискретность. 2. Алфавитный подход к измерению количества информации.

2
 
Самостоятельная работа:

Кодирование информации

2
 

Текстовый процессор «Таблицы, колонки, назначение клавиш символам». 

Лабораторные занятия:

Текстовый процессор «Таблицы, колонки, назначение клавиш символам». 

4
 
Тема 3 Системы счисления
Лекционные занятия:

1. Системы счисления. 2. Двоичная система счисления. 3. Восьмеричнаясистема счисления. 4. Шестнадцатеричная система счисления.

2
 
Самостоятельная работа:

Системы счисления

1
 

Текстовый процессор «Таблицы, колонки, списки». 

Лабораторные занятия:

Текстовый процессор «Таблицы, колонки, списки». 

4
 
Тема 4 Кодирование различных форм представления информации
Лекционные занятия:

1. Кодирование символов. 2. Кодирование графической информации. 3. Кодирование звуковой и видеоинформации.

2
 
Самостоятельная работа:Кодирование различных aорм представления информации
1
 

Текстовый процессор «Формулы, таблицы, нижние индексы». 

Лабораторные занятия:

Текстовый процессор «Формулы, таблицы, нижние индексы». 

4
 
Тема 5 Логические основы компьютеров
Лекционные занятия:

1. Логика и компьютер. 2. Логические операции. 3. Диаграммы Венна

2
 
Самостоятельная работа:

Логические основы компьютеров

1
 

Текстовый процессор «Рисование, формулы, гиперссылки». 

Лабораторные занятия:

Текстовый процессор «Рисование, формулы, гиперссылки». 

4
 
Тема 6 Законы алгебры логики
Лекционные занятия:

1. Упрощение логических выражений. 2. Синтез логических выражений. 3. Предикаты и кванторы. 4. Логические элементы компьютера.

2
 
Самостоятельная работа:

Законы алгебры логики

2
 

Текстовый процессор «Рисование, сноски». 

Лабораторные занятия:

Текстовый процессор «Рисование, сноски». 

4
 
Тема 7 Компьютерная арифметика
Лекционные занятия:

1. Особенности представления чисел в компьютере. 2. Хранение в памяти целых чисел. 3. Операции с целыми числами. 4. Хранение в памяти вещественных чисел.

2
 
Самостоятельная работа:

Компьютерная арифметика

1
 

Текстовый процессор «Расположение текста с помощью невидимых таблиц». 

Лабораторные занятия:

Текстовый процессор «Расположение текста с помощью невидимых таблиц». 

4
 
Тема 8 Принципы построения вычислительной техники
Лекционные занятия:1. Современные компьютерные системы. 2. Принципы устройства компьютеров. 3. Магистрально-модульная организация компьютера

2
 
Самостоятельная работа:

Принципы построения вычислительной техники

2
 

Текстовый процессор «Нумерация страниц, оглавление». 

Лабораторные занятия:

Текстовый процессор «Нумерация страниц, оглавление». 

4
 

Текстовый процессор «Создание титульного листа». 

Лабораторные занятия:

Текстовый процессор «Создание титульного листа». 

4
 
Тема 9. Устройство компьютера
Лекционные занятия:1. Процессор. 2. Память. 3. Устройства ввода и вывода.

2
 
Самостоятельная работа:Устройство компьютера
7
 
2 семестр
 
Раздел 2. 
 
Тема 10 Алгоритмы и программирование
Лекционные занятия:

1. Алгоритмы. 2. Оптимальные линейные программы. 3.Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами.

2
 
Самостоятельная работа:Алгоритмы и программирование
4
 

Табличный процессор «Начало работы с табличной информацией». 

Лабораторные занятия:

Табличный процессор «Начало работы с табличной информацией». 

4
 
Тема 11 Программноеобеспечение
Лекционные занятия:

1. Понятие программного обеспечения. 2. Понятие программного обеспечения. Системные программы. 3. Системы программирования (инструментальные средства). 4. Правовая охрана программ и данных

2
 
Самостоятельная работа:Программное обеспечение
4
 

Табличный процессор «Работа с диаграммами».

Лабораторные занятия:

Табличный процессор «Работа с диаграммами».

4
 
Тема 12 Обслуживающие программы
Лекционные занятия:1. Архивация и сжатие файлов. 2. Вредоносные программы. Защита от вредоносных программ.
4
 
Самостоятельная работа:Обслуживающие программы
8
 

Табличный процессор «Работа со списками».

Лабораторные занятия:

Табличный процессор «Работа со списками».

4
 
Тема 13 Компьютерные сети
Лекционные занятия:1. Основные понятия. 2. Классификация сетей.

2
 
Самостоятельная работа:Компьютерные сети
4
 

Табличный процессор «Работа с формулами и функциями». 

Лабораторные занятия:

Табличный процессор «Работа с формулами и функциями». 

4
 
Тема 14 Основы построения сети Интернет. Сервисы Интернет.
Лекционные занятия:1. Сеть Интернет. 2. Адреса в Интернете. Службы Интернета. 3. Электронная коммерция. Личное информационное пространство.

2
 
Самостоятельная работа:Основы построения сети Интернет. Сервисы Интернет.
4
 

Табличный процессор «Трёхмерные ссылки». 

Лабораторные занятия:

Табличный процессор «Трёхмерные ссылки». 

4
 
Тема 15 Базы данных. информационные системы 
Лекционные занятия:1. Информационные системы. 2. Базы данных (БД. 3. Реляционные БД

2
 
Самостоятельная работа:Базы данных. Информационные системы 
4
 

Табличный процессор «Создание сводной таблицы». 

Лабораторные занятия:

Табличный процессор «Создание сводной таблицы». 

4
 
Тема 16 Информационная безопасность

 

Лекционные занятия:1. Защита информации. 2. Концептуальная модель информационной безопасности.

2
 
Самостоятельная работа:Информационная безопасность
4
 

Табличный процессор «Шаблоны». 

Лабораторные занятия:

Табличный процессор «Шаблоны». 

4
 
Тема 17 Цифровая гигиена
Лекционные занятия:1. Киберугрозы в Сети. 2. Достоверность информации в Cети. 3. Общие принципы цифровой гигиены.

2
 
Самостоятельная работа:Цифровая гигиена
4
 

Табличный процессор «Таблицы подстановок».

Лабораторные занятия:

Табличный процессор «Таблицы подстановок».

4
 

Табличный процессор «Базы данных в Excel». 

Лабораторные занятия:

Табличный процессор «Базы данных в Excel». 

4
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система «IPRbooks»
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.