2024-2025_23_02_01_22_1234 (на базе 9 кл)_plx_География
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«География»
23.02.01 – СОО.02.02 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – СОО.02.02 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «География» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «География»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

-основные источники информации и ресурсы для решения

задач и проблем в профессиональном контексте;

-алгоритмы выполнения работ в профессиональной и

смежных областях.

Уметь:

- анализировать задачу и выделять её составные части;

- выявлять и эффективно искать информацию,

- необходимую для решения задачи;

- определять необходимые ресурсы;

- осуществлять выбор способа представления информации

в соответствии с поставленной задачей.

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

-номенклатуру информационных источников,

применяемых в профессиональной деятельности;

-приёмы структурирования информации;

-формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

-  структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оценивать практическую значимость результатов поиска;

- оформлять результаты поиска

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
Знать:

- взаимосвязь организмов среды обитания, принципы

рационального использования, методы снижения

хозяйственного воздействия на биосферу;

-  условия, устойчивого состояния экосистем,

организационные и правовые средства охраны

окружающей среды.

Уметь:

- осуществлять в общем виде оценку антропогенного

воздействия на окружающую среду с учетом специфики

природно-климатических условий;

- грамотно реализовывать нормативно – правовые акты при

работе с экологической документацией

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «География» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
- Обществознание
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
- Экологические основы природопользования
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 189 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
122
34
88
В том числе: 
Практические занятия
22
22
Индивидуальный проект
22
22
Урок
78
34
44
Самостоятельная работа
33
21
12
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
189
63
126
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Общая характеристика мира
 
Урок:

География как наука

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Географическая карта 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.1.

Введение. Источники географической информации.

Самостоятельная работа:

Геополитика. Международные отношения в современном мире.

5
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Многообразие стран мира и их типы. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Государственное устройство стран мира

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.2. Современная политическая карта мира 
Самостоятельная работа:

Основные признаки развитых и развивающихся стран. Монархии на политической карте мира

5
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Численность, воспроизводство, состав населения 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Состав и структура населения 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.3. География населения мира
Урок:

Размещение населения. Миграции

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.3. География населения мира
Самостоятельная работа:

«Демографический взрыв» его причины и последствия. Депопуляция. «Утечка умов».  Главные историко-культурные центры мира.

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Взаимодействие человечества и природы 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

География мировых природных ресурсов

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Географическое ресурсоведение и геоэкология. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.4. География мировых природных ресурсов
Самостоятельная работа:

Экологические проблемы мира. Современное состояние освоения планеты. Рекреационные ресурсы. Проблемы мирного освоения космоса.

5
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Мировое хозяйство

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

География промышленности. Факторы размещения 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.5. География отраслей мирового хозяйства
Урок:

География сельского хозяйства.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Консультации:
8
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Промежуточная аттестация

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Рыболовство 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

География транспорта

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Всемирные экономические отношения

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №1. Определение  преобладающих  видов транспорта  в  отдельных  странах  и  регионах  мира  и  оценка  степени  его  развития.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №2. Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.5. География отраслей мирового хозяйства
Самостоятельная работа:

Научно-техническая революция. Сельское хозяйство и его роль в современном мире. Международные магистрали и транспортные узлы.  Международный туризм. География мировых валютно-финансовых отношений.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 2. Регионы и страны мира
 
Урок:

Общая характеристика зарубежной Европы

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Хозяйство Зарубежной Европы: промышленность и сельское хозяйство

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Субрегионы и страны зарубежной Европы

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Германия

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №3. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной  Европы.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №4. Составление сравнительной характеристики двух европейских стран с учетом природной, социально-экономической специфики на основе различных источников информации.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.1. Регионы и страны Зарубежной Европы
Самостоятельная работа:

«Почему Европа была и остаётся главным районом международного туризма?» 

5
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Общая характеристика стран Юго-Западной Азии

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Зарубежная Азия. Китай и Индия

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Япония

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Австралия

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №5. Построение  картосхемы  главных  промышленных  и  сельскохозяйственных  районов  Зарубежной  Азии.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.2. Регионы и страны Зарубежной Азии
Практическое занятие:

Практическая работа №6. Составление картосхемы международных экономических связей Японии.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Общая характеристика стран Африки

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Субрегионы Африки

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №7. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.3. Регионы и страны Африки
Самостоятельная работа:

«Помогут ли национальные парки спасти природу Африки?» . Крупнейшие порты Африканского регион»

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Общая характеристика стран Северной Америки

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.4. Регионы и страны Америки
Урок:

Канада

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Общая характеристика стран Латинской Америки

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Контрольная работа №3

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №8. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Канады

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №9. Составление программы освоения новой территории в Латинской Америке

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №10. Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.4. Регионы и страны Америки
Самостоятельная работа:

«Мировые города – главные центры активности мирового сообщества». «Непризнанные государства. Общие особенности и проблемы»

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Россия на политической карте мира

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Россия в Мировом хозяйстве и МГРТ

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.5.

Россия в современном мире

Самостоятельная работа:

«Исследование современного туризма». Экономика России на мировом фоне.Перспективы развития России до 2030

1
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 3. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
 
Урок:

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:Стратегия устойчивого развития
2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

Составление схемы «Взаимосвязи глобальных проблем человечества». Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.1. Глобальные проблемы человечества
Практическое занятие:

Практическая работа №11. Разработка плана решения одной из глобальных проблем человечества

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.1. Глобальные проблемы человечества
Индивидуальный проект:

Подготовка доклада

– Почему Европа была и остаётся главным районом международного туризма?»

– «Помогут ли национальные парки спасти природу Африки?»

– «Крупнейшие порты Африканского регион»

– «Исследование современного туризма»

– «Мировые города – главные центры активности мирового сообщества»

– «Непризнанные государства. Общие особенности и проблемы»

– «Как решить  проблему загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом?»

– «Особо охраняемые территории мира»

– «Экологические кризисы в истории Земли»

– «Экологические проблемы нефтедобычи в Западной Сибири и их экономический аспект»

– «Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы»

– «Легкие нашей планеты»

– «Нетрадиционные источники получения энергии»

– «Самые крупные заповедники мира»

– «Мы за раздельный сбор мусора»

22
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Консультации:
8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «География» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.