2024-2025_23_02_01_22_1234 (на базе 9 кл)_plx_Экономика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика»
23.02.01 – СОО.02.03 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экономика»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – СОО.02.03 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экономика»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Экономика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Немова А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экономика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;

- об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;

Уметь:

- владеть приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

- системные экономические знания, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

Уметь:

- оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Экономика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Обществознание
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Экономика отрасли
 
- Основы логистической деятельности
 
- Транспортная система России
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Урок
78
34
44
Самостоятельная работа
50
21
29
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
144
63
81
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. 
 
Урок:

1. Предмет, функции и методы экономики

2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика

3. Основные этапы развития экономической теории

4. Типы экономических систем

5. Модели экономических систем

6. Основные экономические проблемы общества

4
ОК 01.,ОК 03.
 
Тема 1. Введение в экономику
Самостоятельная работа:

1. Рыночная, традиционная, административно-командная, смешанная типы экономических систем

2. Американская, шведская, японская, российская модели экономических систем

3. Что производить? Как производить? Для кого производить?

4
ОК 01.,ОК 03.
 
Тема 2. Экономические потребности, блага и ресурсы.

Собственность в экономической системе.

Урок:

1. Экономические блага и их классификация

2. Экономические блага и их классификация.

Закон Эйнгеля. Закон возвышения потребностей

3. Экономические ресурсы и их виды.

4. Понятие собственности и ее значение в экономической системе

5. Экономические и правовые аспекты собственности

6. Формы и виды собственности

8
ОК 01.,ОК 03.
 
Тема 2. Экономические потребности, блага и ресурсы.

Собственность в экономической системе.

Самостоятельная работа:

1. Экономическая модель Германии.

2. Экономическая модель Франции.

3. Экономическая модель Швеции (Норвегии).

4. Экономическая модель России.

5. Экономическая модель Республики Корея.

6. Экономическая модель Японии.

7. Экономическая модель Китая.

8. Экономическая модель Индии.

5
ОК 01.,ОК 03.
 
Урок:

1. Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства

2. Основные факторы общественного производства и закономерности их развития

6
ОК 01.,ОК 03.
 
Тема 3. Теория общественного производства
Самостоятельная работа:

Кейс-задача по теме «Теория общественного производства»

3
ОК 01.,ОК 03.
 
Урок:

1. Экономическая сущность рынка. Классификация рынков

2. Функции рынка

3. Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты

4. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса

5. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения

6. Понятие, условия возникновения

и виды конкуренции.

7. Монополистическая конкуренция

8. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики

10
ОК 01.,ОК 03.
 
Тема 4. Рынок и механизм его функционирования. Теория спроса и предложения.

Теория конкуренции и монополии

Самостоятельная работа:

Подготовка устных выступлений.

Понятие предприятия и его роль в рыночной экономике.

Типы коммерческих организаций.

Расходы организации, экономическое содержание

4
ОК 01.,ОК 03.
 
Урок:

1. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата

2. Рынок капитала. Основной и оборотный капитал. Процентная ставка и инвестиции

3. Рынок земли. Рента. Цена земли

Контрольная работа

6
ОК 01.,ОК 03.
 
Тема 5. Рынок факторов производства и распределения доходов
Самостоятельная работа:

Подготовка к контрольной работе по теме «Рынки факторов производства»

5
ОК 01.,ОК 03.
 
Консультации:
8
ОК 01.,ОК 03.
 
Тема 6. Предприятие в сфере рыночных отношений. Издержки предприятия и его результаты
Урок:

1. Сущность и основные черты предприятия. Классификация предприятий

2. Организационно-правовые формы предприятий

3. Малые предприятия

4. Экономическое содержание издержек. Виды и структура издержек предприятия

5. Себестоимость и классификация затрат

6. Выручка и прибыль. Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба

10
ОК 01.,ОК 03.
 
Тема 6. Предприятие в сфере рыночных отношений. Издержки предприятия и его результаты
Самостоятельная работа:

Подготовка к устному опросу: 1. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики?

2. Какие значения имеет термин «экономика»?

3. Какова роль экономической теории в системе экономических наук?

4. Что такое блага и как они классифицируются?

5. Какие элементы производства относят к экономическим ресурсам?

6. Какова основная цель производителя в системе рыночного хозяйства?

7. Дайте экономическую интерпретацию кривой производственных возможностей.

8. Охарактеризуйте альтернативную стоимость или издержки упущенных возможностей.

8
ОК 01.,ОК 03.
 
Урок:

1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве

2. Основные макроэкономические показатели

6
ОК 01.,ОК 03.
 
Тема 7. Национальная экономика
Самостоятельная работа:

Подготовка к дискуссионной беседе по теме: «Национальная экономика. Основные макроэкономические показатели»

6
ОК 01.,ОК 03.
 
Урок:

1. Доходы населения: сущность, виды и принципы разделения

2. Дифференциация доходов

3. Социальные трансферты. Социальная политика государства

4.Инфляиця: сущность, виды и причины её возникновения

5. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства

6. Сущность, причины и формы безработицы

14
ОК 01.,ОК 03.
 
Тема 8. Доходы населения и социальная политика. Инфляция и безработица
Самостоятельная работа:

Подготовка рефератов по теме «Экономические модели и опыт их реализации в различных странах мира»:

1. История возникновения денег (на примере мировой экономики).

2. История возникновения и эволюция денег в России.

3. Дематериализация денег и распространение криптовалют.

4. Электронные деньги: возникновение и развитие.

5. Способы защиты наличных денег от мошенничества.

6. Мировые валюты (доллар США).

7. Мировые валюты (евро).

8. Мировые валюты (китайский юань).

6
ОК 01.,ОК 03.
 
Тема 9.

Международные экономические отношения

Урок:

1. Сущность мировой экономики

2. Мировая торговля

3. Валюта: сущность и виды.

4
ОК 01.,ОК 03.
 
Тема 9.

Международные экономические отношения

Самостоятельная работа:

Подготовка рефератов:

1. Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных экономиках.

2. Особенности международной торговли.

Сформулируйте теорию сравнительных издержек.

3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.

4. Порядок регулирования валютных курсов.

5. Порядок регулирования работ международных валютных бирж.

6. Как учитываются интересы экспортеров и импортеров при определении валютного курса?

7. Какими факторами характеризуются производственные различия национальных экономик?

5
ОК 01.,ОК 03.
 
Урок:

1. Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы

2. Экономическая политика государства в переходный период в России

3. Содержание, признаки и основные черты предпринимательства

4. Предпринимательская среда и функции предпринимательства

5. Организационно-правовые формы предпринимательства в России

6. Формирование конкурентной среды предпринимательства

Дифференцированный зачет

10
ОК 01.,ОК 03.
 
Тема 10. Концепции основы переходной экономики в России. Становление российского предпринимательства в переходной экономике
Самостоятельная работа:

Подготовка к контрольной работе по теме «Международные экономические отношения. Концепции основы переходной экономики в России»

4
ОК 01.,ОК 03.
 
Консультации:
8
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Экономика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.