ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Экономика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;
- об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;
Уметь:
- владеть приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
Иметь практический опыт:
- системные экономические знания, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
Уметь:
- оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.
Иметь практический опыт:
часов
1. Предмет, функции и методы экономики
2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика
3. Основные этапы развития экономической теории
4. Типы экономических систем
5. Модели экономических систем
6. Основные экономические проблемы общества
1. Рыночная, традиционная, административно-командная, смешанная типы экономических систем
2. Американская, шведская, японская, российская модели экономических систем
3. Что производить? Как производить? Для кого производить?
Собственность в экономической системе.
1. Экономические блага и их классификация
2. Экономические блага и их классификация.
Закон Эйнгеля. Закон возвышения потребностей
3. Экономические ресурсы и их виды.
4. Понятие собственности и ее значение в экономической системе
5. Экономические и правовые аспекты собственности
6. Формы и виды собственности
Собственность в экономической системе.
1. Экономическая модель Германии.
2. Экономическая модель Франции.
3. Экономическая модель Швеции (Норвегии).
4. Экономическая модель России.
5. Экономическая модель Республики Корея.
6. Экономическая модель Японии.
7. Экономическая модель Китая.
8. Экономическая модель Индии.
1. Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства
2. Основные факторы общественного производства и закономерности их развития
Кейс-задача по теме «Теория общественного производства»
1. Экономическая сущность рынка. Классификация рынков
2. Функции рынка
3. Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты
4. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса
5. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения
6. Понятие, условия возникновения
и виды конкуренции.
7. Монополистическая конкуренция
8. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики
Теория конкуренции и монополии
Подготовка устных выступлений.
Понятие предприятия и его роль в рыночной экономике.
Типы коммерческих организаций.
Расходы организации, экономическое содержание
1. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата
2. Рынок капитала. Основной и оборотный капитал. Процентная ставка и инвестиции
3. Рынок земли. Рента. Цена земли
Контрольная работа
Подготовка к контрольной работе по теме «Рынки факторов производства»
1. Сущность и основные черты предприятия. Классификация предприятий
2. Организационно-правовые формы предприятий
3. Малые предприятия
4. Экономическое содержание издержек. Виды и структура издержек предприятия
5. Себестоимость и классификация затрат
6. Выручка и прибыль. Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба
Подготовка к устному опросу: 1. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики?
2. Какие значения имеет термин «экономика»?
3. Какова роль экономической теории в системе экономических наук?
4. Что такое блага и как они классифицируются?
5. Какие элементы производства относят к экономическим ресурсам?
6. Какова основная цель производителя в системе рыночного хозяйства?
7. Дайте экономическую интерпретацию кривой производственных возможностей.
8. Охарактеризуйте альтернативную стоимость или издержки упущенных возможностей.
1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве
2. Основные макроэкономические показатели
Подготовка к дискуссионной беседе по теме: «Национальная экономика. Основные макроэкономические показатели»
1. Доходы населения: сущность, виды и принципы разделения
2. Дифференциация доходов
3. Социальные трансферты. Социальная политика государства
4.Инфляиця: сущность, виды и причины её возникновения
5. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства
6. Сущность, причины и формы безработицы
Подготовка рефератов по теме «Экономические модели и опыт их реализации в различных странах мира»:
1. История возникновения денег (на примере мировой экономики).
2. История возникновения и эволюция денег в России.
3. Дематериализация денег и распространение криптовалют.
4. Электронные деньги: возникновение и развитие.
5. Способы защиты наличных денег от мошенничества.
6. Мировые валюты (доллар США).
7. Мировые валюты (евро).
8. Мировые валюты (китайский юань).
Международные экономические отношения
1. Сущность мировой экономики
2. Мировая торговля
3. Валюта: сущность и виды.
Международные экономические отношения
Подготовка рефератов:
1. Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных экономиках.
2. Особенности международной торговли.
Сформулируйте теорию сравнительных издержек.
3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.
4. Порядок регулирования валютных курсов.
5. Порядок регулирования работ международных валютных бирж.
6. Как учитываются интересы экспортеров и импортеров при определении валютного курса?
7. Какими факторами характеризуются производственные различия национальных экономик?
1. Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы
2. Экономическая политика государства в переходный период в России
3. Содержание, признаки и основные черты предпринимательства
4. Предпринимательская среда и функции предпринимательства
5. Организационно-правовые формы предпринимательства в России
6. Формирование конкурентной среды предпринимательства
Дифференцированный зачет
Подготовка к контрольной работе по теме «Международные экономические отношения. Концепции основы переходной экономики в России»
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.