2024-2025_23_02_01_22_1234 (на базе 9 кл)_plx_Информатика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
23.02.01 – СОО.03.03 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – СОО.03.03 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Коротва А.Б
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – СОО.03.03 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Харькин А.И
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

Уметь:

- владеть навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

- понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования;

- умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

- о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;

- требования техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете

Уметь:

- владеть стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;

- использовать готовые прикладные компьютерные программы по выбранной специализации;

- владеть компьютерными средствами представления и анализа данных

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Физика
 
- Математика
 
- Информатика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лабораторные занятия
38
16
22
Урок
40
18
22
Самостоятельная работа
26
9
17
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
108
45
63
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Информационная деятельность человека
 
Урок:

1. Введение. Роль информационной

деятельности в экономической, социальной,

культурной, образовательной сферах.

2. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств

и информационных ресурсов.

4
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 1: Образовательные

информационные ресурсы

2
ОК 02.
 
Тема 1.1
Самостоятельная работа:

Основные этапы

развития информационного общества. Этапы

развития технических средств и

информационных ресурсов

1
ОК 02.
 
Урок:

1.  Правовые нормы, относящиеся к информации

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 2: Работа с

программным обеспечением. Лицензионные и

свободно распространяемые программные

продукты

2
ОК 02.
 
Тема 1.2
Самостоятельная работа:

Правовые нормы, относящиеся к информации. Чтение

дополнительной литературы. Самостоятельное

изучение материала по литературным

источникам.

1
ОК 02.
 
Консультации:
1
ОК 02.
 
2 семестр
 
Раздел 2. Информация и информационные процессы
 
Урок:

Подходы к понятиям информации и ее измерению.

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 3: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой и видео – 

2
ОК 02.
 
Тема 2.1
Самостоятельная работа:

Подходы к понятиям информации и ее измерению. Выполнение домашней работы по решению задач.

1
ОК 02.
 
Урок:

1. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

2. Информационные объекты различных видов

4
ОК 02.
 
Тема 2.2
Самостоятельная работа:

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Индивидуальный проект (подготовка доклада)

4
ОК 02.
 
Урок:

1. Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 4: Программный ФГОС СОО принцип работы компьютера. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 5: Примеры компьютерных моделей различных процессов 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 6: Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Самостоятельная работа:

Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера

1
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.3
Консультации:
1
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

1. Хранение информационных объектов различных видов. Архив информации

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 7: Создание архива данных

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 8: Атрибуты файла и его объем

2
ОК 02.
 
Урок:

Контрольная работа

2
ОК 02.
 
Тема 2.4
Самостоятельная работа:

Хранение информационных объектов различных видов. Архив информации. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии

1
ОК 02.
 
Тема 2.5
Урок:

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 9: АСУ различного назначения, примеры их использования

2
ОК 02.
 
Тема 2.5
Самостоятельная работа:

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам

1
ОК 02.
 
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
 
Урок:

1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики ПК 

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 10: Использование внешних устройств, подключаемых к

компьютеру в учебных целях

2
ОК 02.
 
Тема 3.1
Самостоятельная работа:

Устройства персонального компьютера. Индивидуальный проект (подготовка доклада)

7
ОК 02.
 
Урок:

1. Виды программного обеспечения 

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 11: Операционная система. Графический интерфейс

2
ОК 02.
 
Тема 3.2
Самостоятельная работа:

Виды программного обеспечения. Чтение дополнительной литературы. Самостоятельное изучение

материала по литературным источникам.

1
ОК 02.
 
Урок:

1. Объединение компьютеров в локальную сеть

1
ОК 02.
 
Тема 3.3
Самостоятельная работа:

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.

1
ОК 02.
 
Урок:

1. безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 12: Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту

2
ОК 02.
 
Тема 3.4
Самостоятельная работа:

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. Подготовка устного сообщения для

выступления на занятии

1
ОК 01.,ОК 02.
 
Консультации:
1
ОК 02.
 
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
 
Тема 4.1
Урок:

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов

1
ОК 02.
 
Тема 4.1
Самостоятельная работа:

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

1
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 13: Использование систем проверки орфографии и грамматики

2
ОК 02.
 
Тема 4.2
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 14: Технологии обработки текста. Использование шаблонов

2
ОК 02.
 
Урок:

1. Возможности динамических (электронных) таблиц 

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 15: Использование различных возможностей электронных таблиц

2
ОК 02.
 
Тема 4.3
Самостоятельная работа:

Возможности динамических (электронных) таблиц.

1
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

1.Представление об организации баз данных и системах управления ими

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 16: Создание и редактирование мультимедийных объектов

средствами компьютерных презентаций

2
ОК 02.
 
Тема 4.4
Самостоятельная работа:

Представление об организации баз данных и системах управления ими. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам

1
ОК 02.
 
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
 
Урок:

1. Представление о технических программных средствах телекоммуникационных технологий

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 17: «Браузер. Работа с Интернет-магазином, Интернет-СМИ,

Интернет-библиотекой

2
ОК 02.
 
Тема 5.1
Самостоятельная работа:

Представление о программных средах компьютерной графики, презентациях и мультимедийных средах. Выполнение творческих заданий. Создание презентации.

1
ОК 02.
 
Урок:

1. Поиск информации с использованием компьютер. Программные поисковые сервисы

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 18: «Поисковые системы».

2
ОК 02.
 
Тема 5.2
Самостоятельная работа:

Методы и средства создания и сопровождения сайта. Поиск необходимой информации в сети Интернет

1
ОК 02.
 
Тема 5.3
Урок:

1. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Сетевые информационные системы

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Сетевые информационные системы. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам

2
ОК 02.
 
Тема 5.3
Самостоятельная работа:

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Сетевые информационные системы. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам

1
ОК 02.
 
Урок:

Дифференцированной зачет

2
ОК 02.
 
Консультации:
1
ОК 02.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.