2024-2025_23_02_01_24_1234 (на базе 9 кл)_plx_Метрология_ стандартизация и сертификация
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация и сертификация»
23.02.01 – ОП.03 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология, стандартизация и сертификация»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.03 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология, стандартизация и сертификация»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Бондаренко Никита Борисович
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации

Уметь:

- применять документацию систем качества;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия и определения, показатели качества и методы оценки

Уметь:

- применять основные правила и документы систем сертификации Российской Федерации

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
Знать:

- технологическое обеспечение качества, поря-док и правила сертификации

Уметь:

- решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов

Иметь практический опыт:

ПК 2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.
 
 
 
 
 
Знать:

- организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса

Уметь:

- особенности метрологии, стандартизации и сертификации на транспорте

Иметь практический опыт:

ПК 2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика
 
- Транспортная система России
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Электротехника и электроника
 
- Инженерная графика
 
- Транспортная система России
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Технические средства (по видам транспорта)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 90 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
50
50
В том числе: 
Лекционные занятия
34
34
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
34
34
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
90
90
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Основы метрологии
 
Лекция (урок):

Введение. Основные понятия и определения метрологии. Средства измерений и эталоны физических величин. Классификация и ха-рактеристики средств измерений.

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 1 по теме 1.1

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Тема 1.1. Основные понятия и определения метрологии
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, учебной и специальной технической литературы, изучение нормативных документов

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Лекция (урок):

Понятие о видах и методах измерений. Метрологические свойства и классы точности средств измерений.

Государственный контроль и надзор за соблюдением технических регламентов.

6
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 2 по теме 1.2

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Тема 1.2. Основы технических измерений и технического законодательства
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, учебной и специальной технической литературы, изучение нормативных документов

8
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Лекция (урок):

Основы метрологического обеспечения. Инструменты транспортной метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Нормативные документы, устанавливающие правовые нормы в области измерений.

6
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 3 по теме 1.3

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Тема 1.3. Основы метрологического обеспечения. Правовые основы метрологического обеспечения
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, учебной и специальной технической литературы, изучение нормативных документов

6
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Раздел 2. Основы стандартизации
 
Лекция (урок):

Основные понятия в области стандартизации. Принципы стандартизации. Объекты стандартизации. Методы стандартизации. Роль стандартизации в повышении эффективности и безопасности перевозок. Нормативные документы по стандартизации.

6
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Тема 2.1 Основные понятия, определения и правовые основы процессов стандартизации
Практическое занятие:

Практическое занятие № 4 по теме 2.1

«Изучение маркировочных обозначений за-данных автотранспортных средств»

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Тема 2.2 Между-народная организация по стандартизации РФ. Международная государственная стандартизация
Лекция (урок):

Международная стандартизация РФ. Понятие о Государственной системе стандартизации РФ. Состав и назначение стандартов государственной системы стандартизации РФ.

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 5 по теме 2.2

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Тема 2.1 Основные понятия, определения и правовые основы процессов стандартизации
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, учебной и специальной технической литературы, изучение нормативных документов

8
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Раздел 3. Основы сертификации
 
Лекция (урок):

Сущность сертификации. Правовые основы сертификации.

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Тема 3.1 Сущность и правовые основы сертификации
Практическое занятие:

Практическое занятие № 6 по теме 3.1

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Лекция (урок):

Представление о качестве продукции. Технико-экономические показатели качества продукции.

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Тема 3.2 Качество продукции
Практическое занятие:

Практическое занятие № 7 по теме 3.2

«Анализ реальных сертификатов соответствия»

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Тема 3.2 Качество продукции
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, учебной и специальной технической литературы, изучение нормативных документов

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Раздел 4. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте
 
Лекция (урок):

Роль и место метрологии, стандартизации и сертификации в организации перевозок и управлении на транспорте

Дифференцированный зачет

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Тема 4.1 Особенности метрологии, стандартизации и сертификации на транспорте
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, учебной и специальной технической литературы, изучение нормативных документов

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.2,ПК 2.3
 
Консультации
Консультации:
6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.