ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация судовых работ»
26.02.03 – Раздел 5.02 – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация судовых работ»
26.02.03 – Раздел 5.02 – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация судовых работ»
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Организация судовых работ» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Организация судовых работ»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 2.1 Наблюдение за погрузкой, размещением, креплением и выгрузкой грузов, а также за обращением с ними во время рейса
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 2.2 Проверка и сообщение о дефектах и повреждениях в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.1 Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.7 Наблюдение за соблюдением требований законодательства
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.8 Применение навыков руководителя и умение работать в команде
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.6 Содействие при швартовке, постановке на якорь и других швартовных операциях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.7 Содействие обработке грузов и запасов
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 7.1 Содействие безопасной эксплуатации палубного оборудования и механизмов
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 7.2 Соблюдение правил гигиены труда и мер предосторожности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 7.3 Применение мер предосторожности и содействие предотвращению загрязнения морской среды
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 8.1 Содействие техническому обслуживанию и ремонту на судне
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 3.2. Соблюдать меры предосторожности во время погрузки, выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 4.1. Оценивать эффективность и качество работы судна;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 4.2. Находить оптимальные варианты планирования рейса судна, технико-экономических характеристик эксплуатации судна;
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3, 4 семестре.
Дисциплина «Организация судовых работ» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Работа с судовыми устройствами
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Применение материалов и инструментов для судовых работ
Лекция (урок):
Краски масляные и эмалевые, лаки, сиккативы, специальные краски, олифы, растворители, пигменты для приготовления красок. Графит, клей столярный, клей казеиновый, мел, мыло, пемза, сода каустическая, сода кальцинированная, жидкое стекло, тиры, цемент
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Тема 1.1 Лакокрасочные материалы и материалы, употребляемые в морской практике
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Тема 1.2 Инструменты, применяемые для подготовки поверхности к окраске
Лекция (урок):
Кирки, скребки, проволочные щѐтки, цикли, шпатели, пневматические молотки, пневматические и электрические щѐтки, пневматические и электрические шарошки
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Тема 1.3 Инструменты, применяемые для окраски
Лекция (урок):
Пневматические пистолеты-распылители; кисти - маховые, филѐночные, флейцы, торцовые, вальковые
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Раздел 2. Выполнение работ по уходу за корпусом, палубами, грузовыми, жилыми, служебными и вспомогательными помещениями
Тема 2.1 Уход за корпусом
Лекция (урок):
Осмотр корпуса, выявление повреждений. Ведение специального журнала осмотра, составление ремонтных ведомостей (или плана работ). Мытьѐ, окраска обшивки, промывка и очистка льял, сточных колодцев, фундаментов механизмов
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Тема 2.2 Уход за палубами. Выполнение плотницких работ
Лекция (урок):
Удаление воды, снега, льда; поддержание исправности шпигатов, закрытий полупортов фальшборта; поддержание водонепроницаемости деревянных палуб, конопаченье и заливка стыков палубных досок; скатывание водой и защита от гидрометеорологических и прочих физических воздействий деревянного палубного настила; мытьѐ линолеума. Плотницкие работы
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
Содержание сухогрузных и рефрижераторных трюмов.
Чистка, мойка и поддержание нормального состояния защитного покрытия танков и грузовых цистерн. Содержание помещений, санитарный аврал; мытьѐ пластмассовых изделий и отделки; меление резины, расхаживание и смазка резьб. Уборка и дезинфекция кладовых грязного белья.
Уничтожение носителей инфекции. Хранение горючих материалов в фонарных, малярных кладовых. Столярные работы
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Тема 2.3 Уход за грузовыми помещениями и танками, за жилыми и служебными помещениями. Выполнение столярных работ
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Раздел 3. Выполнение малярных работ
Тема 3.1 Приготовление красок для малярных работ
Лекция (урок):
Применение свинцового сурика, железного сурика, белил цинковых и белил свинцовых. Несовместимость эмалевых и масляных красок. Пентафталевые и глифталевые краски. Окраска подводной части корпуса, этинолевые краски. Общие сведения о приготовлении красок из густотертых паст
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Тема 3.2 Подготовка к окраске металлических и деревянных поверхностей
Лекция (урок):
Подготовка к окраске металлических поверхностей: удаление ржавчины, масляных и жировых пятен, плохо держащихся слоев краски; зачистка и грунтовка поверхности под покраску. Требования по подготовки к покраске деревянных поверхностей, просушка, покрытие олифой, шпаклевка, шлифовка, грунтовка
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):Технология проведения окрасочных работ, температурные параметры при окраске, последовательность нанесения краски на окрашиваемые поверхности, порядок растушевки, покладка слоев краски. Применение больших и малых беседок для окраски рангоута, такелажа, забортных и труднодоступных частей судна. Особенности использования окрасочных инструментов при окраске с беседки
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Практическое занятие:
Малярные работы на судне
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Тема 3.3 Технология проведения покрасочных работ
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Раздел 4. Выполнение такелажных работ
Тема 4.1 Ознакомление с такелажем современного сухогруза
Лекция (урок):
Основные термины раздела 4. Такелаж современного сухогруза (основные детали). Назначение предметов такелажа
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Тема 4.2 Инструмент и материалы для такелажных работ
Лекция (урок):
1. Инструмент для такелажных работ (драек, свайки, секач, мушкель, лопатка, тиски, такелажные ножи)
2. Материалы для такелажных работ. Основные характеристики и конструкция металлических, растительных и синтетических тросов. Приѐм на судно тросов и уход за ними. Сравнительные характеристики тросов. Применение такелажных цепей: короткозвенные, длиннозвенные, пластичные и шарнирные
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
Изготовление из растительных тросов судового снаряжения. Такелажные работы с тросами, тренцевание, клетневание, сплесневание, наложение марок и бензелей. Морские узлы и их применение: прямой, рифовый простой штык, штык со шлагом, выбленочный, беседочный, двойной беседочный, шкотовый, брамшкотовый, сваечный, удавка. Плетение матов, оплѐтка кранцев
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Практическое занятие:
Такелажные работы. Работа с тросами. Применение и вязание узлов, плетение матов и оплетка кранцев
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Тема 4.3 Такелажные работы с тросами
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Раздел 5. Техника безопасности при выполнении судовых работ
Тема 5.1 Допуск к судовым работам. Судовые документы, регламентирующие меры безопасности при выполнении судовых работ
Лекция (урок):
Порядок допуска к судовым работам. Инструктаж. «Положение о технической эксплуатации судов морского флота». «Правила технической эксплуатации судовых технических устройств». «Устав службы». «Правила технической эксплуатации (для речных судов)». Технические описания и инструкции по использованию конкретных судовых систем и устройств и др.
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
Работы на верхней палубе в штормовых условиях, штормовые леера. Заборные работы, спуск человека за борт. Требования к ограждению проѐмов, проходов, вырезов в палубах, переходных мостиков. Использование гаков, скоб, вертлюгов, блоков, тросов и т.п. при выполнении работа на верхней палубе
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Тема 5.2 Требования техники безопасности в особых условиях
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
Тема 5.3 Требования техники безопасности к амуниции, инструментам, материалам
Лекция (урок):
Спецодежда, обувь, брезентовые рукавицы, резиновые перчатки, респираторы и противогазы, предохранительные очки и другие предохранительные приспособления. Взрывобезопасные фонари и их применение. Работа в беседке, страховочный конец, требования к его креплению и длине. Использование ветоши при работе с олифой, красками и растворителями.
Дифференцированный зачет
ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.,К 2.2,К 3.2,ОК 01.,ОК 02.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Организация судовых работ» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
6.2 Дополнительная литература
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.