2021-2022_26_02_05_51-20-1234-6217_osf_Выполнение работ по профессии Моторист (машинист)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Выполнение работ по профессии "Моторист (машинист)"»
26.02.05 – Раздел 04.01 – 2020 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Выполнение работ по профессии "Моторист (машинист)"»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 04.01 – 2020 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Выполнение работ по профессии "Моторист (машинист)"»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2020 г.
Рабочая программа дисциплины «Выполнение работ по профессии "Моторист (машинист)"» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судомеханических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Корнева В.И.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Выполнение работ по профессии "Моторист (машинист)"»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- обязанности, связанные с принятием вахты

- обычные обязанности, выполняемые во время несения вахты

- ведение машинного журнала и значение снимаемых показаний приборов

- обязанности, связанные с передачей вахты

Уметь:

- проводить процедуры безопасности и порядок действий при авариях; переход с дистанционного/автоматического на местное управление всеми системами

- принимать меры предосторожности, соблюдаемые во время несения вахты, и неотложные действия в случае пожара или аварии, особенно затрагивающих топливные и масляные системы

Иметь практический опыт:

К 1.1 Несение безопасной машинной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- порядок несения вахты в машинном отделении

- технику безопасности, связаннаю с работой в машинном отделении

Уметь:

- использовать соответствующюю систему внутрисудовой связи

- различать сигналы, особенно при подаче сигнала о включении газовой системы пожаротушения

Иметь практический опыт:

К 4.1 Выполнение обычных обязанностей по вахте в машинном отделении, которые поручаются лицам рядового состава
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- терминологию, применяемаю в машинном отделении, и названия механизмов и оборудования

- порядок несения вахты в машинном отделении

- технику безопасности, связаннаю с работой в машинном отделении

Уметь:

- организовывать действия, связанные с защитой окружающей среды

- использовать соответствующюю систему внутрисудовой связи

Иметь практический опыт:

К 4.2 Понимание команд и умение быть понятным по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принцип работы и усройства судовых котлов и паровых систем снабжения судна

Уметь:

- безопасносно эксплуатировать судовую систему паровых котлов

Иметь практический опыт:

К 4.3 Для несения вахты в котельном отделении: Поддержание надлежащего уровня воды и давления пара
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- обязанности в аварийной ситуации и аварийной сигнализации

- сигналы бедствия, подаваемых пиротехническими средствами; спутниковых АРБ и поисковоспасательных транспондеров

Уметь:

- избегать подачи ложных сигналов бедствия и действия, которые должны предприниматься при случайной подаче сигнала бедствия

Иметь практический опыт:

К 4.4 Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи;

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приёмы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Иметь практический опыт:

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

- основы проектной деятельности

Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности социального и культурного контекста;

- правила оформления документов и построения устных сообщений

Уметь:

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллектив

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;

- пути обеспечения ресурсосбережения

Уметь:

- соблюдать нормы экологической безопасности;

- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности

Уметь:

- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методов технической дефектоскопии;

- характерных неисправностей вспомогательных механизмов и систем, судового электрооборудования и способов их устранения;

- инструмента, оборудования, оснастки и материалов для изготовления деталей и выполнения ремонтных работ;

- порядка разборки, настройки и сборки механизмов и оборудования

Уметь:

- производить визуально-оптическую оценку состояния деталей и их обмер;

- использовать материалы, инструмент и оборудование для выполнения ремонта и изготовления деталей;

- выполнять дефектацию и ремонт валопроводов, дейдвудных комплексов, узлов главных и вспомогательных судовых механизмов и двигателей;

производить техническое обслуживание корпусных конструкций и судовых устройств

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Выполнение работ по профессии "Моторист (машинист)"» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Материаловедение
 
- Механика
 
- Теория и устройство судна
 
- Электроника и электротехника
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 98 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
90
90
В том числе: 
Лекционные занятия
90
90
Самостоятельная работа
8
8
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
98
98
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Основы производственной деятельности на морских судах
 
Тема 1.1 Основы производственной деятельности на морских судах
Лекция (урок):

1. Основные сведения о требованиях Конвенции ПДНВ, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года* (далее - конвенция МАРПОЛ 73/78); Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее - СОЛАС-74)

2. Государственный флаг. Флаги, геральдика Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта. Экипаж судна. Обязанности членов экипажа

3. Основы трудового законодательства. Устав о дисциплине работников морского транспорта.

4. Вахтенная служба машинного отделения. Основные обязанности членов вахтенной службы. Обязанности вахтенного моториста.

5. Организация обеспечения живучести судна. Судовые расписания. Аварийные партии. Расписание по тревогам

10
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 2. Охрана труда
 
Тема 2.1 Охрана труда
Лекция (урок):

1. Производственный травматизм на морских судах

2. Опасные и вредные производственные факторы. Микроклимат производственной среды на судне

3. Правила безопасности труда на морских судах

4. Электробезопасность на судах и базах технического обслуживания флота

5. Противопожарная безопасность на морских судах и объектах водного транспорта

6. Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на судне

30
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 3. Выполнение судовых работ
 
Тема 3.1 Выполнение судовых работ
Лекция (урок):

1. Техническое обслуживание дизелей при использовании по назначению: ежедневное техническое обслуживание, очередное плановое техническое обслуживание.

2. Техническое обслуживание при выводе дизеля из эксплуатации: указания по разборке и сборке дизеля, оценка технического состояния узлов и деталей дизелей

3. Техническое обслуживание фильтров и теплообменных аппаратов.

30
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 4. Несениевахты в машинно(котельном)отделении
 
Тема 4.1 Несение вахты в машинном (котельном)отделении
Лекция (урок):

1. Принципиальные схемы систем судовых ДВС: топливная, смазки, охлаждение, газораспределения, управления работой дизеля.

2. Действия моториста при приеме - сдачи вахты в машинном отделении.

3. Подготовка судовой дизельной установки к работе; последовательность подготовки дизеля к работе после: кратковременной и продолжительной стоянок судна, ремонтных работ. Последовательность выполнения операций при пуске дизеля.

4. Обслуживание дизеля во время работы. Прогрев и достижения оптимальных параметров судовых ДВС.

5. Остановка двигателя. Обслуживание двигателя на стоянке. Техника безопасности при пуске и обслуживание двигателя во время работы.

6. Принципиальные схемы валопровода: с прямой передачей, с реверс редуктором, с реверсивной муфтой, с электрической передачей.

7. Техническое обслуживание судовых вспомогательных котельных установок:

8. Принципиальные схемы общесудовых и специальных систем.

9. Принципиальные схемы судовых устройств: якорно-швартовного, рулевого, шлюпочного.

10. Основные неподвижные детали СДВС

Основные подвижные детали СДВС

Энергетические показатели работы дизелей

Экономические показатели работы дизелей

Теплообменные аппараты Фильтры

Системы обработки сточных вод, систем обезвреживания твердых отходов и система очистки нефтесодержащих вод

20
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 4.1 Несение вахты в машинном (котельном)отделении
Самостоятельная работа:

Несение вахты в машинном (котельном)отделении

8
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Выполнение работ по профессии "Моторист (машинист)"» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Дейнего Ю.Г. Эксплуатация судовых энергетических установок, механизмов, и систем. Практические советы и рекомендации.:. - Моркнига, 2018. - 340 с.
 
2. Фока А.А. Судовой механик:справочник. - Одесса: Феникс, 2016. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) и руководства по его выполнению:. - СПб.: ЗАО "ЦНИИМФ, 2014. - 
 
2. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты:. - ИМО, Лондон, 2013. - 
 
3. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). (Консолидированный текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками:. - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2015. - 
 
4. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973г., измененная протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ-73/78). Книги I и II:. - , . - 
 
5. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), Книга III (пересмотренное Приложение VI - Правила предотвращения загрязнения атмосферы с судов и Технический Кодекс по контролю выбросов NOx с судов):. - , 2012. - 
 
6. Наставление по борьбе за живучесть судов - РД 31.60.14-81 (НБЖС с Приложениями и Дополнениями):. - , . - 
 
7. Правила пожарной безопасности на морских судах. Рекомендованы постановлением тех-нического комитета по стандартизации ТК 318 «Морфлот» №10:. - , 2003. - 
 
8. ПТЭ судовых технических средств и конструкций. РД 31.21.30-90 97:. - , . - 
 
9. Приказ Минтранса России № 62  «Положение о дипломировании членов экипажей морских судов»:. - , 2012. - 
 
10. Приказ Минтруда России о № 367н «Об утверждении Правил по охране труда на судах морского и речного флота»:. - , 2014. - 
 
11. Руководство по системам управления охраной труда/ МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 200:. - Женева: Международное бюро труда, 2003. - 
 
12. Свод практических правил МОТ «Предупреждение несчастных случаев на борту судна в море и в порту»:. - Женева, 1996. - 
 
13. став о дисциплине работников морского транспорта (утв. постановлением Правитель-ства Российской Федерации N 395).:. - , 2000. - 
 
14. Устав службы на судах морского флота:. - , . - 
 
15. Федеральный закон  № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Россий-ской Федерации».:. - , 1999. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.