2021-2022_26_02_05_51-21-123-6217 (на базе 11 кл)_osf_Профессиональное обучение по программе Моторист (машинист)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Профессиональное обучение по программе "Моторист (машинист)"»
26.02.05 – Раздел 04.01 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Профессиональное обучение по программе "Моторист (машинист)"»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 04.01 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Профессиональное обучение по программе "Моторист (машинист)"»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Профессиональное обучение по программе "Моторист (машинист)"» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судомеханических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Корнева В.И.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Профессиональное обучение по программе "Моторист (машинист)"»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- обязанности, связанные с принятием вахты

- обычные обязанности, выполняемые во время несения вахты

- ведение машинного журнала и значение снимаемых показаний приборов

- обязанности, связанные с передачей вахты

Уметь:

- проводить процедуры безопасности и порядок действий при авариях; переход с дистанционного/автоматического на местное управление всеми системами

- принимать меры предосторожности, соблюдаемые во время несения вахты, и неотложные действия в случае пожара или аварии, особенно затрагивающих топливные и масляные системы

Иметь практический опыт:

К 1.1 Несение безопасной машинной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- порядок несения вахты в машинном отделении

- технику безопасности, связаннаю с работой в машинном отделении

Уметь:

- использовать соответствующюю систему внутрисудовой связи

- различать сигналы, особенно при подаче сигнала о включении газовой системы пожаротушения

Иметь практический опыт:

К 4.1 Выполнение обычных обязанностей по вахте в машинном отделении, которые поручаются лицам рядового состава
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- терминологию, применяемаю в машинном отделении, и названия механизмов и оборудования

- порядок несения вахты в машинном отделении

- технику безопасности, связаннаю с работой в машинном отделении

Уметь:

- организовывать действия, связанные с защитой окружающей среды

- использовать соответствующюю систему внутрисудовой связи

Иметь практический опыт:

К 4.2 Понимание команд и умение быть понятным по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принцип работы и усройства судовых котлов и паровых систем снабжения судна

Уметь:

- безопасносно эксплуатировать судовую систему паровых котлов

Иметь практический опыт:

К 4.3 Для несения вахты в котельном отделении: Поддержание надлежащего уровня воды и давления пара
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- обязанности в аварийной ситуации и аварийной сигнализации

- сигналы бедствия, подаваемых пиротехническими средствами; спутниковых АРБ и поисковоспасательных транспондеров

Уметь:

- избегать подачи ложных сигналов бедствия и действия, которые должны предприниматься при случайной подаче сигнала бедствия

Иметь практический опыт:

К 4.4 Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи;

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приёмы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Иметь практический опыт:

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

- основы проектной деятельности

Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности социального и культурного контекста;

- правила оформления документов и построения устных сообщений

Уметь:

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллектив

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;

- пути обеспечения ресурсосбережения

Уметь:

- соблюдать нормы экологической безопасности;

- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности

Уметь:

- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методов технической дефектоскопии;

- характерных неисправностей вспомогательных механизмов и систем, судового электрооборудования и способов их устранения;

- инструмента, оборудования, оснастки и материалов для изготовления деталей и выполнения ремонтных работ;

- порядка разборки, настройки и сборки механизмов и оборудования

Уметь:

- производить визуально-оптическую оценку состояния деталей и их обмер;

- использовать материалы, инструмент и оборудование для выполнения ремонта и изготовления деталей;

- выполнять дефектацию и ремонт валопроводов, дейдвудных комплексов, узлов главных и вспомогательных судовых механизмов и двигателей;

производить техническое обслуживание корпусных конструкций и судовых устройств

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Профессиональное обучение по программе "Моторист (машинист)"» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Материаловедение
 
- Механика
 
- Теория и устройство судна
 
- Электроника и электротехника
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 98 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
90
90
В том числе: 
Лекционные занятия
90
90
Самостоятельная работа
8
8
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
98
98
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Основы производственной деятельности на морских судах
 
Тема 1.1 Основы производственной деятельности на морских судах
Лекция (урок):

1. Основные сведения о требованиях Конвенции ПДНВ, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года* (далее - конвенция МАРПОЛ 73/78); Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее - СОЛАС-74)

2. Государственный флаг. Флаги, геральдика Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта. Экипаж судна. Обязанности членов экипажа

3. Основы трудового законодательства. Устав о дисциплине работников морского транспорта.

4. Вахтенная служба машинного отделения. Основные обязанности членов вахтенной службы. Обязанности вахтенного моториста.

5. Организация обеспечения живучести судна. Судовые расписания. Аварийные партии. Расписание по тревогам

10
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 2. Охрана труда
 
Тема 2.1 Охрана труда
Лекция (урок):

1. Производственный травматизм на морских судах

2. Опасные и вредные производственные факторы. Микроклимат производственной среды на судне

3. Правила безопасности труда на морских судах

4. Электробезопасность на судах и базах технического обслуживания флота

5. Противопожарная безопасность на морских судах и объектах водного транспорта

6. Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на судне

30
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 3. Выполнение судовых работ
 
Тема 3.1 Выполнение судовых работ
Лекция (урок):

1. Техническое обслуживание дизелей при использовании по назначению: ежедневное техническое обслуживание, очередное плановое техническое обслуживание.

2. Техническое обслуживание при выводе дизеля из эксплуатации: указания по разборке и сборке дизеля, оценка технического состояния узлов и деталей дизелей

3. Техническое обслуживание фильтров и теплообменных аппаратов.

30
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 4. Несениевахты в машинно(котельном)отделении
 
Тема 4.1 Несение вахты в машинном (котельном)отделении
Лекция (урок):

1. Принципиальные схемы систем судовых ДВС: топливная, смазки, охлаждение, газораспределения, управления работой дизеля.

2. Действия моториста при приеме - сдачи вахты в машинном отделении.

3. Подготовка судовой дизельной установки к работе; последовательность подготовки дизеля к работе после: кратковременной и продолжительной стоянок судна, ремонтных работ. Последовательность выполнения операций при пуске дизеля.

4. Обслуживание дизеля во время работы. Прогрев и достижения оптимальных параметров судовых ДВС.

5. Остановка двигателя. Обслуживание двигателя на стоянке. Техника безопасности при пуске и обслуживание двигателя во время работы.

6. Принципиальные схемы валопровода: с прямой передачей, с реверс редуктором, с реверсивной муфтой, с электрической передачей.

7. Техническое обслуживание судовых вспомогательных котельных установок:

8. Принципиальные схемы общесудовых и специальных систем.

9. Принципиальные схемы судовых устройств: якорно-швартовного, рулевого, шлюпочного.

10. Основные неподвижные детали СДВС

Основные подвижные детали СДВС

Энергетические показатели работы дизелей

Экономические показатели работы дизелей

Теплообменные аппараты Фильтры

Системы обработки сточных вод, систем обезвреживания твердых отходов и система очистки нефтесодержащих вод

20
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 4.1 Несение вахты в машинном (котельном)отделении
Самостоятельная работа:

Несение вахты в машинном (котельном)отделении

8
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Профессиональное обучение по программе "Моторист (машинист)"» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Дейнего Ю.Г. Эксплуатация судовых энергетических установок, механизмов, и систем. Практические советы и рекомендации.:. - Моркнига, 2018. - 340 с.
 
2. Фока А.А. Судовой механик:справочник. - Одесса: Феникс, 2016. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) и руководства по его выполнению:. - СПб.: ЗАО "ЦНИИМФ, 2014. - 
 
2. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты:. - ИМО, Лондон, 2013. - 
 
3. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). (Консолидированный текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками:. - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2015. - 
 
4. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973г., измененная протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ-73/78). Книги I и II:. - , . - 
 
5. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), Книга III (пересмотренное Приложение VI - Правила предотвращения загрязнения атмосферы с судов и Технический Кодекс по контролю выбросов NOx с судов):. - , 2012. - 
 
6. Наставление по борьбе за живучесть судов - РД 31.60.14-81 (НБЖС с Приложениями и Дополнениями):. - , . - 
 
7. Правила пожарной безопасности на морских судах. Рекомендованы постановлением тех-нического комитета по стандартизации ТК 318 «Морфлот» №10:. - , 2003. - 
 
8. ПТЭ судовых технических средств и конструкций. РД 31.21.30-90 97:. - , . - 
 
9. Приказ Минтранса России № 62  «Положение о дипломировании членов экипажей морских судов»:. - , 2012. - 
 
10. Приказ Минтруда России о № 367н «Об утверждении Правил по охране труда на судах морского и речного флота»:. - , 2014. - 
 
11. Руководство по системам управления охраной труда/ МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 200:. - Женева: Международное бюро труда, 2003. - 
 
12. Свод практических правил МОТ «Предупреждение несчастных случаев на борту судна в море и в порту»:. - Женева, 1996. - 
 
13. став о дисциплине работников морского транспорта (утв. постановлением Правитель-ства Российской Федерации N 395).:. - , 2000. - 
 
14. Устав службы на судах морского флота:. - , . - 
 
15. Федеральный закон  № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Россий-ской Федерации».:. - , 1999. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.