2024-2025_38_02_03_23_123 (на базе 9 кл)_plx_Информатика_Операционная деятельность в логистике
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
38.02.03 – СОО.01.10 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

38.02.03 – СОО.01.10 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
операционный логист
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (приказ Минобрнауки России от 21.04.2022 г. № 257)», учебного плана по специальности «38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Агаркова Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

- о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

Уметь:

- владеть навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

- понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

- знанием основных конструкций программирования;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;

- требования техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

- основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете

Уметь:

- умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

- владеть стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использовать готовые прикладные компьютерные программы по выбранной специализации;

- владеть компьютерными средствами представления и анализа данных.

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Информационное обеспечение логистических процессов
 
- Математика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 149 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
149
51
98
В том числе: 
Практические занятия
54
24
30
Индивидуальный проект
32
32
Урок
63
27
36
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
149
51
98
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека.
 
Урок:

1 Введение. Роль информационной деятельности в экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Информация и информационные процессы.

2 Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.1 Информация и информационные процессы
Практическое занятие:

Образовательные информационные ресурсы.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Правовые нормы, относящиеся к информации

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.2 Правовые нормы, относящиеся к информации
Практическое занятие:

Работа с программным обеспечением. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

1 Подходы к понятиям информации и ее измерению

2 Кодирование информации.

3 Системы счисления.

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.3 Подходы к измерению информации
Практическое занятие:

Модель перевода чисел из одной системы счисления в другую.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической информации, звуковой и видео – информации

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.3 Подходы к измерению информации
Практическое занятие:

Дискретное (цифровое) представление звуковой и видео – информации

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.4 Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров
Урок:

1 Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации

2 Информационные объекты различных видов

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

1 Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.5 Принципы обработки информации при помощи компьютера
Практическое занятие:

Программный принцип работы компьютера.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами.

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Решение логических задач графическим способом.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Примеры компьютерных моделей различных процессов

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.6 Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Высказывание, логические операции, таблицы истинности логического выражения
Практическое занятие:

Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

1 Хранение информационных объектов различных видов. Архив информации

3
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.7 Хранение информации
Практическое занятие:

Создание архива данных

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.7 Хранение информации
Практическое занятие:

Атрибуты файла и его объем

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления

3
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.8 Представление об автоматических и автоматизированных системах управления
Практическое занятие:

АСУ различного назначения, примеры их использования

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 2. Использование программных систем и сервисов
 
Тема 2.1 Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера
Урок:

1 Архитектура компьютеров. Основные характеристики ПК

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

1 Виды программного обеспечения

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.2 Программное обеспечение. Классификация и его название
Практическое занятие:

Операционная система. Графический интерфейс

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.3 Компьютерные сети: локальные сети. Сеть Интернет
Урок:

1 Компьютерные сети и их классификация. Работа в локальной сети. Топологии локальных сетей.

2 Глобальная сеть Интернет. IP-адресация.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Информационная безопасность

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.4 Информационная безопасность
Практическое занятие:

Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

1 Обработка информации в текстовых процессорах. Технологии создания структурированных текстовых документов

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Использование систем проверки орфографии и грамматики

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.5 Обработка информации в текстовых процессорах
Практическое занятие:

Технологии обработки текста. Использование шаблонов

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

1 Гипертекстовое представление информации.

1
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.6 Гипертекстовое представление информации
Практическое занятие:

Создание веб-сайта.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 3. Информационное моделирование
 
Урок:

1 Модели и моделирование. Этапы моделирования.

2 Списки, графы, деревья

3 Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры.

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Алгоритм построения дерева решений.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3.1 Модели и моделирование. Этапы моделирования
Практическое занятие:Создание алгоритмов для решения задач
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:1 Формулы и функции в электронных таблицах. Визуализация данных в электронных таблицах
3
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Использование различных возможностей электронных таблиц

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Визуализация данных в электронных таблицах

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3.2 Технологии обработки данных в электронных таблицах
Практическое занятие:

Моделирование в электронных таблицах

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3.3 Базы данных как модель предметной области
Урок:

Базы данных как модель предметной области.

3
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

1 Компьютерная графика и мультимедиа. Технологии обработки графических объектов. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3.4 Компьютерная графика и мультимедиа
Практическое занятие:

Создание и редактирование мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 4. Телекоммуникационные технологии
 
Урок:

Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Службы и сервисы Интернета

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 4.1 Службы интернета
Практическое занятие:

«Браузер. Работа с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-библиотекой

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

1 Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 4.2 Поиск информации с использованием компьютера
Практическое занятие:

«Поисковые системы»

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Урок:

1 Сетевое хранение данных и цифрового контента.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 4.3 Сетевое хранение данных и цифрового контента
Практическое занятие:

Создание ящика электронной почты и настройка его параметров

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 5. Индивидуальная проектная деятельность
 
Тема 5.1 Индивидуальный проект
Индивидуальный проект:

1 Требования к ИП. Этапы разработки ИП

2 Работа по созданию ИП.

3 Защита ИП

4 Дифференцированный зачет

32
ОК 01.,ОК 02.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.