2021-2022_26_02_05_51-21-123-6217 (на базе 11 кл)_osf_Техническая термодинамика и теплопередача
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая термодинамика и теплопередача»
26.02.05 – ОП.06. – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая термодинамика и теплопередача»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОП.06. – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая термодинамика и теплопередача»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Техническая термодинамика и теплопередача» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судомеханических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Султанов А.М.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техническая термодинамика и теплопередача»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.1 Несение безопасной машинной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Техническая термодинамика и теплопередача» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
- Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 90 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
66
66
В том числе: 
Лекционные занятия
44
44
Практические занятия
22
22
Самостоятельная работа
12
12
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
90
90
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Техническая термодинамика
 
Лекция (урок):Предмет: задачи; место и роль в системе получаемых знаний;  порядок изучения. Основные понятия термодинамики. Термодинамическая система. Параметры состояния рабочего тела
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:№1.

Расчёт параметров состояния рабочего тела. 

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 1.1 Введение. ТДС. Основные параметры состояния р.т. 
Самостоятельная работа:Физическое состояние вещества. Молярная масса и молярный объем
1
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):Законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля. Уравнение состояния идеального газа. Универсальная газовая постоянная
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.2 Законы идеальных газов. Уравнение состояния идеального газа
Практическое занятие:№2.

Изучение изопроцессов идеального газа

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 1.3 Первый закон термодинамики
Лекция (урок):Теплоемкость. Внутренняя энергия. Уравнение первого начала термодинамики
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.4 Работа изменения объема и работа изменения давления
Лекция (урок):Графический и аналитический метод определения работы изменения объема и давления Энтальпия
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.5 Термодинамические процессы газов
Лекция (урок):Политропный, изохорный, изобарный, изотермический и адиабатный процессы
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:№3.

Изучение связи между параметрами состояния термодинамических процессов

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Самостоятельная работа:Обратимые процессы
1
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.5 Термодинамические процессы газов
Самостоятельная работа:Термодинамические процессы в pV-координатах
1
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.6 Второй закон термодинамики. Энтропия
Лекция (урок):Основные постулаты. Энтропия. Условие непрерывной работы теплового двигателя
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):Процессы цикла Карно. Термический КПД цикла
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.7 Цикл Карно
Самостоятельная работа:Обратный цикл Карно
1
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):Процессы, КПД и работа цикла Отто
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:№4.

Исследование цикла Отто

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 1.8 Циклы ДВС. Цикл Отто
Самостоятельная работа:Циклы ДВС. Перспективы развития тепловых двигателей
1
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):Процессы, КПД и работа цикла Дизеля
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.9 Цикл Дизеля
Практическое занятие:№5.

Исследование цикла Дизеля

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):Процессы, КПД и работа цикла Тринклера
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.10 Сравнение термических КПД циклов Отто и Дизеля. Цикл Тринклера
Практическое занятие:№6.

Исследование цикла Тринклера

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):Схема ГТУ. Идеальный цикл ГТУ. Работа и термический КПД ГТУ
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.11 Циклы газотурбинных установок
Самостоятельная работа:Перспективы развития судовых газовых турбин
1
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):Процессы в поршневых воздушных компрессорах. Работа компрессора
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.12 Работа поршневых компрессоров
Самостоятельная работа:Многоступенчатые поршневые компрессоры
1
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):Стадии получения водяного пара. Насыщенный и перегретый пар. Пограничные кривые. Таблицы и диаграммы водяного пара
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.13 Процессы парообразования
Самостоятельная работа:Процессы парообразования и перегрева пара
1
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.14 Цикл паросиловой установки с перегревом пара (цикл Ренкина)
Лекция (урок):Схема паросиловой установки. Термический КПД цикла Ренкина. Методы повышения экономичности цикла Ренкина
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.15 Истечение газов и паров
Лекция (урок):Сопла, диффузоры. Скорость истечения и массовый расход газа. Режимы истечения
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.16 Дросселирование газа
Лекция (урок):Понятие дросселирования газа или пара. Условия дросселирования. Процесс дросселирования на is-диаграмме
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):Схема компрессорной холодильной установки. Процессы цикла. Холодильный коэффициент
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.17 Циклы холодильных установок
Практическое занятие:№7.

Расчет произвольного термодинамического цикла

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Раздел 2. Основы теплопередачи
 
Лекция (урок):Теплообмен и его виды. Тепловой поток. Закон Фурье. Температурный напор. Плотность теплового потока
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:№8.

Передача теплоты теплопроводностью

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2.1 Способы переноса теплоты. Теплопроводность
Самостоятельная работа:Виды теплообмена
1
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):Уравнение Ньютона-Рихмана. Коэффициент теплоотдачи. Режимы течения. Критерии подобия. Определяющая температура
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:№9.

Изучение конвективного теплообмена

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2.2 Передача теплоты конвекцией
Самостоятельная работа:Теплоотдача при кипении
1
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):Поток излучения. Поверхностная плотность потока излучения. Распределение энергии при падении излучения на поверхность тела
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:№10.

Изучение законов теплового излучения

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2.3 Передача теплоты излучением
Самостоятельная работа:Теплообмен излучением
1
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.4 Теплопередача в теплообменных аппаратах
Лекция (урок):Виды теплообменных аппаратов. Схемы движения жидкости в ТОА. Теплообмен в рекуперативных теплообменных аппаратах
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):Задачи теплового расчета. Уравнение теплового баланса. Уравнение теплопередачи
2
ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:№11.

Тепловой расчет ТОА

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2.5 Методика проведения расчета ТОА
Самостоятельная работа:Судовые теплообменные аппараты
1
ОК 01.,ОК 02.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техническая термодинамика и теплопередача» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В.А.Кудинов, Э.М. Карташов, Е.В. Стефанюк Техническая термодинамика и теплопередача:учебник. - Юрайт, 2018. - 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.