ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Общие принципы построения электрооборудования судов»
26.02.06 – ОП.07. – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Общие принципы построения электрооборудования судов»
26.02.06 – ОП.07. – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Общие принципы построения электрооборудования судов»
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Общие принципы построения электрооборудования судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Электротехнических дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Общие принципы построения электрооборудования судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- Электротехнология и теория электрических машин;
- Основы электроники и силовой электроники;
- Основы автоматики, автоматических систем и технологии управления
Уметь:
- читать руководства по эксплуатации
Иметь практический опыт:
К1.1 Наблюдение за эксплуатацией электрических и электронных систем, а также систем управления
Знать:
- Соединение, распределение нагрузки и переключение генераторов
Уметь:
- объяснить с помощью схем и чертежей электрические рапрсделительные системы
Иметь практический опыт:
К1.3 Эксплуатация генераторов и распределительных систем
Знать:
- основные источники информации и ресурсов для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте
Уметь:
- эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
Знать:
формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
выделять наиболее значимое в перечне информации;
оценивать практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска
Иметь практический опыт:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Знать:
лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности
Уметь:
участвовать в диалогах на знако-мые общие и профессиональные темы
Иметь практический опыт:
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Общие принципы построения электрооборудования судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Техническая эксплуатация судовых электрических машин
- Техническая эксплуатация судовых электроприводов
- Техническая эксплуатация электроэнергетических систем
- Техническая эксплуатация ЭСА и контроль СТС
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Понятие о судовой электроэнергетической системе
Тема 1.1 Назначение и виды судовых электростанций
Лекция (урок):1. Получение электрической энергии на судах. Назначение и состав СЭЭС
2. Структурные схемы судовых электростан-ций
3. Виды электрических станций на судах «ре-ка-море»
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 1.2 Судовые синхронные генераторы
Лекция (урок):1. Понятие о генераторах
2. Получение трех фазного переменного тока на судах
3. Конструкция и принцип работы синхронно-го генератора
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 1.3 Вспомогательные источники электроэнергии на судах
Лекция (урок):1. Понятие об аккумуляторах. Кислотные и щелочные аккумуляторные батареи
2. Виды заряда аккумуляторных батарей
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Раздел 2. Распределение электрической энергии на судах
Тема 2.1 Главный распределительный щит (ГРЩ)
Лекция (урок):1. Состав, назначение и размещение ГРЩ на судах
2. Основные устройства и приборы на секциях ГРЩ
3. Аварийный распределительный щит
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 2.2 Электроизмерительные приборы
Лекция (урок):1. Назначение приборов установленных на секциях ГРЩ.
2. Функции и шкалы измерений основных электроизмерительных приборов.
3. Величины измеряемые амперметром, вольт-метром, омметром, ваттметром и частотомером
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 2.3 Преобразователи электроэнергии на судах
Лекция (урок):1. Назначение и виды преобразователей электроэнергии применяемых на судах
2. Понятие о трансформаторах и их функции
3. Понятие об электромашинных преобразователях
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Раздел 3. Основные потребители электрической энергии
Тема 3.1 Судовые электрические сети
Лекция (урок):1. Понятие о магистральных, радиальных и смешанных электрических сетях
2. Деление сетей по роду тока
3. Сети основного и аварийного освещения
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 3.2 Общие понятия об электродвигателях
Лекция (урок):1. Назначение, состав и конструкция асинхронного электродвигателя
2. Использование электродвигателей на судах
3. Электродвигатели с короткозамкнутым и фазным роторами
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 3.3 Судовые системы управления электродвигателями
Лекция (урок):1. Понятие об электроприводе
2. Понятие об основных судовых электроприводах
3. Понятие об электрических схемах судовых электроприводов
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Самостоятельная работа:Виды электрических станций на судах «река-море». Понятие о генераторах. Получение трех фазного переменного тока на судах. Конструкция и принцип работы синхронного генератора. Понятие о параллельной работе генераторов. Судовые электрические машины и их размещение на судах. Автоматизация электростанций. Выбор кабелей и их основные параметры. Регулирование частоты и реверс электродвигателей. Понятие об электроприводе. Понятие об основных судовых электроприводах. Понятие об электрических схемах судовых электроприводов
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Общие принципы построения электрооборудования судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Г. М. Михеев Электростанции и электрические сети. Диагностика и контроль электрообо-рудования:. - Саратов: Профобразование, 2019. -
6.2 Дополнительная литература
1. Л.Ф. Мокеров Энергетические установки и электрооборудование судов:методические рекомендации по выполнению практических работ. - Москва: Московская государственная академия водного транспорта , 2019. -
2. Коломиец Н.В., Пономарчук Н.Р., Елгина Г.А. Режимы работы и эксплуатация электрооборудования электрических стан-ций:курсовой проект по дисциплине «Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем». - Саратов: Профобразование, 2017. -
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.