2021-2022_26_02_06_51-20-1234-6217_osf_Электрические аппараты
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрические аппараты»
26.02.06 – ОП.08. – 2020 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электрические аппараты»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ОП.08. – 2020 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электрические аппараты»

Специальность
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2020 г.
Рабочая программа дисциплины «Электрические аппараты» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Электротехнических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод.,    Михеева Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Электрические аппараты»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- аппараты управления судовыми электроприводами

- устройство и назначение судовой электрической аппаратуры

Уметь:

- анализировать условия работы судовых аппаратов

Иметь практический опыт:

- наблюдения за эксплуатацией электроаппаратов

К1.1 Наблюдение за эксплуатацией электрических и электронных систем, а также систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила безопасной эксплуатации судовой электрической аппаратуры

Уметь:

- выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности, проводить противопожарные мероприятия при эксплуатации

Иметь практический опыт:

- применения методов оценки состояния электроаппаратов

К3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство и назначение судовой электрической аппаратуры

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу судовой аппаратуры

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство и назначение судовой электрической аппаратуры

Уметь:

- пользоваться нормативно-справочной и научно-технической литературой

Иметь практический опыт:

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;

Уметь:

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы

Иметь практический опыт:

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Электрические аппараты» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Техническая эксплуатация судовых электрических машин
 
- Техническая эксплуатация судовых электроприводов
 
- Техническая эксплуатация электроэнергетических систем
 
- Техническая эксплуатация ЭСА и контроль СТС
 
- Цифровые устройства автоматики
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 63 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
44
44
В том числе: 
Лекционные занятия
34
34
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
7
7
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
63
63
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Основы теории электрических аппаратов
 
Тема 1.1 Общие сведения о магнитных цепях и электромагнитах
Лекция (урок):

1. Общие сведения о магнитных цепях аппаратов постоянного и переменного тока

2. Однофазные и трехфазные электромагниты

2
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.2 Электрическая дуга и способы ее гашения
Лекция (урок):

1. Общие сведения об электрической дуге Дуга постоянного и переменного тока

2. Способы гашения дуги: механическое растягивание, гашение в магнитном поле, в продольных щелях, в плотно закрытых камерах, в дугогасительной решетке, в потоке сжатого газа, в трансформаторном масле, в вакуумной среде, с помощью полупроводниковых приборов 

3
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Неразмыкающиеся и размыкающиеся контактные системы, скользящие контактные системы

2. Основные типы контактных соединений: с помощью гибкой связи, скользящий токосъемный розеточный контакт, роликовый, пальцевая система, врубные контакты, мостиковые, жидкометаллические, магнитоуправляемые(герконы)

3
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.3 Электрические контактные соединения
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Техническое обслуживание контактных соединений

2
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 2. Электрические аппараты управления и защиты
 
Лекция (урок):

1. Коммутационная аппаратура. Рубильники, рубящие переключатели.

2. Пакетные выключатели и переключатели, универсальные переключатели и ключи

3. Контроллеры барабанного и кулачкового типов, командоконтроллеры 

6
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.1 Коммутационная аппаратура ручного действия
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Техническое обслуживание коммутационной аппаратуры ручного действия

2
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Контакторы постоянного и переменного тока

2. Магнитные пускатели

3. Реле времени электромагнитные, механические и моторные. Промежуточные реле, реле уровня, давления

6
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.2 Электрические аппараты автоматизации электрических схем
Практическое занятие:

Исследование контакторов постоянного тока и магнитных пускателей переменного тока

2
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Реле защиты. Разнообразие. Реле максимального и минимального тока и напряжения

2. Индукционное реле. Электротепловое реле.

3. Плавкие предохранители. Автоматические выключатели

6
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Изучение реле максимального тока

2
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.3 Аппараты защиты
Практическое занятие:

Изучение автоматических выключателей

2
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.4 Бесконтактная аппаратура
Лекция (урок):

1. Общие сведения. Элементы бесконтактных электроприводов

2. Бесконтактные реле

3. Цифровые мегомметры

4. Бесконтактные коммутаторы

8
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа:

Замедление и ускорение действия электромагнита. Бесконтактная коммутация. Эрозия и износ контактов. Вибрация контактов. Материалы контактных соединений. Кнопки управления. Назначение, устройство, принцип действия. Таймтакторы, устройство. Реле, основные сведения, разнообразие, безопасность при эксплуатации. Электромагнитные реле. Реле давления. Реле защиты. Реле обратной мощности и обратного тока. Электротепловые реле. Автоматические выключате. Электронное реле. Перспективы развития бесконтактной аппаратуры.

7
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Электрические аппараты» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А.Н. Пипченко Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления:Учебное пособие . - ТЭС, 2018. - 
 
2. Архангельский  В.С.  Автоматика и аппаратура контроля судовых энергетических  установок

:Учебное пособие для СПО. - Судостроение, 2017. - 

 
3. Дейнего  Ю.Г.  Судовой механик. Технический минимум+СД на русском и английском языках

:Учебник. - МОРКНИГА, 2018. - 

 
4. А.Ю.Самойленко Электронные и микропроцессорные средства судовых систем  управления:Учебное пособие. - ГМУ им. адм. С.О.Макарова, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Агеев В.И. Контрольно-измерительные приборы судовых энергетических установок (устройство, эксплуатация, эффективность)

:Справочник. - Судостроение, 2017. - 

 
2. Ю.Г.Дейнего Эксплуатация судовых энергетических установок, механизмов, и систем.   Практические советы и рекомендации

:Учебник по специальности "ЭСЭУ". - МОРКНИГА, 2018. - 

 
3. А.А.Фока Судовой механик. Том 3:Справочник. - Феникс, 2020. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.