ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- актуального профессионального и социального контекста, в котором приходится работать и жить;
- основных источников информации и ресурсов для решения задач и про-блем в профессиональном и/или со-циальном контексте;
- алгоритмов выполнения работ в профессиональной и смежных облас-тях;
- методов работы в профессиональ-ной и смежных сферах;
- структуры плана для решения за-дач;
- порядка оценки результатов реше-ния задач профессиональной дея-тельности
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или про-блему и выделять её составные час-ти;
- определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
- составлять план действия;
- определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
- реализовывать составленный план;
- оценивать результат и последст-вия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Иметь практический опыт:
- приёмы структурирования информации
- форматы оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
- планировать процесс поиска;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оформлять результаты поиска;
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности.
Иметь практический опыт:
- возможные траекторий профессионального развития и самообразования;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы.
Уметь:
- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью.
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
- правил оформления документов и построения устных сообщений.
Уметь:
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке.
Иметь практический опыт:
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- пути обеспечения ресурсосбережения;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- способы защиты населения от оружия массового поражения.
Уметь:
- соблюдать нормы экологической безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности.
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
1. Основные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
2. Права, обязанность и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций и в области пожарной безопасности.
3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
1. Опасность, негативное влияние на жизнь личности, общества, государства экстремизма и терроризма. Роль государства в противодействии экстремистской и террористической деятельности.
2. Порядок действий при угрозе или совершении террористического акта и при проведении контртеррористической операции.
1. Общие понятия, классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, источники опасностей в природной среде и характерные признаки их возникновения.
2. Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера. Современные средства поражения, их поражающие факторы.
1. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
2. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
3. Инженерная защита населения от ЧС. Виды защитных сооружений и правила поведения в них.
4. Средства индивидуальной защиты населения.
Практическая работа № 1. Фильтрующие противогазы, их подбор и порядок использования.
Практическая работа № 2. Порядок одевания и снятия общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1)
1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.
2. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
3. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера.
4. Правила безопасного поведения на различных видахтранспорта.
5. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера, том числе и цифровой среде.
6. Предупреждение пожаров и порядок действий при угрозе пожара и при пожаре в быту, общественных местах, на транспорте и природной среде.
7. Основные правила безопасного поведения на природе и экологическая безопасность.
1. Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний.
2. Возникновение, распространение и пути передачи инфекционных заболеваний.
3. Иммунитет.
4. Профилактика инфекционных заболеваний.
1. Оказание помощи при травмах (термических (ожоги и обморожения), переломах (открытых и закрытых), повреждениях сосудов с развитием кровотечения, повреждениях жизненноважных органов (сотрясение головного мозга, ушиб сердца, легких, почек, печени), электротравме).
2. Оказание помощи при отравлениях (ингаляционных (через дыхательные пути), парентеральных (через вену), пероральных (через рот), трансдермальных (через кожу), через слизистые (за исключением рта) и раны).
3. Оказание помощи при острых заболеваниях внутренних органов (отеке легких, инсульте, инфаркте миокарда, острой почечной недостаточность и печеночной недостаточности, перитоните).
1. Здоровый образ жизни и его составляющие.
2. Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового образа жизни.
3. Культура питания и здоровье.
4. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека.
5. Правила личной гигиены и здоровье.
6. Вредные привычки и их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек.
7. Действия при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера.
1. Роль России и её Вооружённых Сил в современном мире. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации.
2. Назначение, функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ и управление ими.
3. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их структура, предназначение и задачи. Военные округа и флоты.
4. Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение.
1. Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего.
2. Прохождение военной службы по призыву. Размещение, жизнь и быт военнослужащих. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Прохождение военной службы по контракту.
4. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
1. Суточный наряд. Общие положения.
2. Обязанности очередного дневального по роте и дневального свободной смены.
1. Организация караульной службы. Общие положения.
2. Часовой и его неприкосновенность.
3. Обязанности часового.
1. Строи и управление ими.
2. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
2. Порядок неполной разборки сборки автомата Калашникова.
3. Приёмы и правила стрельбы из автомата.
1. Современный бой.
2. Обязанности военнослужащего в бою.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.