ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Механика»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Механика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
- методику расчёта элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформаций.
- внутренние напряжения в деталях машин и элементах конструкций
- Проверочные расчёты по сопротивлению материалов;
Уметь:
- анализировать условия работы деталей машин и механизмов, оценивать их работоспособность
- Определять внутренние напряжения в деталях машин и элементах конструкций
. - выполнять проверочные расчеты по сопротивлению материалов и деталям машин
Иметь практический опыт:
методами анализа условий работы машин и механизмов,
способами оценки их работоспособности, надежности и вероятности отказов
методами выполнения расчетов по сопротивлению материалов и деталям машин
- основные понятия, законы и модели механики; кинематику; динамику преобразования энергии в механическую работу;
- классификацию механизмов, узлов и деталей.
Критерии работоспособности и влияющие факторы.
Функциональные возможности механизмов и области их применения;
Уметь:
использовать законы и модели механики; кинематику; динамику преобразования энергии в механическую работу;
- классифицировать механизмы, узлы и детали.
Определять работоспособность механизмов.
Анализировать функциональные возможности механизмов и области их применения;
Иметь практический опыт:
Методами использования законов и моделей механики; кинематики; динамики, преобразования энергии в механическую работу;
- Способами классифицирования механизмов, узлов и деталей.
Методиками определения работоспособности механизмов.
Методами анализа функциональных возможностей механизмов и области их применения;
часов
Основные понятия и определения статики
1 Основные понятия статики
2 Материальная точка, абсолютно твердое тело.
3 Сила, система, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновеш. силы.
4 Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей
2 Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник.
3 Проекции силы на ось. Правило знаков. Проекции силы на две взаимно перпендикулярные оси.
4 Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в геометрической и аналитической формах
5 Пара сил и её характеристики. Момент пары. Эквивалентные пары. Сложение пар. Условие равновесия системы пары сил. Момент силы относительно точки.
Плоская система сходящихся сил
Определение равнодействующей графическим и аналитическим способами
2 Главный вектор и главный момент системы сил. Равновесие плоской системы сил.
3 Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор.
4 Определения реакций опор и моментов защемления.
Плоская система произвольно
расположенных сил
Определение опорных реакций балок
Зависимость между моментом пары и моментами сил пары относительно любой точки
2 Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести составных плоских фигур.
Центр тяжести
Определение положения центра тяжести фигуры сложной геометрической формы.
Кинематика точки
2 Способы задания движения точки. Скорость, ускорение.
3 Частные случаи движения точки
Простейшие
движения твердого тела
Практическая работа №4.
Скорость и ускорение различных точек вращающегося тела
Основные понятия динамики. Работа и мощность
2 Зависимость между массой и силой тяжести
3 Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа при вращательном движении
4 Мощность. Коэффициент полезного действия
Законы динамики
мощность
Законы динамики
Практическая работа №5.
Решение задач с применением общих теорем динамики
Кинетическая энергия. Моменты инерции
2 Классификации нагрузок. Силы внешние и внутренние
3 Метод сечений. Механические напряжения
4 Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальное напряжение
5 Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука
6 Определение перемещений. Предельные, допускаемые и расчётные напряжения. Расчёты на прочность
Основные положения. Растяжение и сжатие
Практическая работа №6.
Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений при растяжении и сжатии, определение перемещений
Кручение
2 Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений. Напряжения в поперечном сечении
3 Угол закручивания. Расчёты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колес на валу
Практическая работа №7.
Расчёт на прочность при кручении
Изгиб
2 Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Определение нормальных напряжений при изгибе.
3 Расчёты на прочность при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок.
Изгиб
Практическая работа №8.
Расчёт балок на прочность при изгибе
4.2 Построение эпюр крутящих моментов и определение диаметра вала из условий прочности и жёсткости при кручении
4.3 Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по характерным точкам и определение размеров поперечных сечений балок при изгибе.
4.3 Понятие о касательных напряжениях
Основные
Понятия и определения
2 Требования к машинам и деталям
3 Кинетические цеп и пары
4 Стандартизация и взаимозаменяемость, унификация
Соединения деталей машин
Общие сведения о передачах. Механические передачи
2 Фрикционные, ременные, цепные, зубчатые, червячные передачи: устройство, сравнительная оценка, область применения и классификация
Валы и оси. Подшипники, муфты
2 Назначение и классификация муфт. Сцепные и предохранительные муфты
Материал ремней и зубчатых колес. Разрушение зубьев, клина ременная передача, расчёт цепей
Смазка подшипников муфты, соединительные и компенсирующие
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.