2024-2025_38_02_03_24_123 (на базе 9 кл)_plx_Основы финансовой грамотности_Операционная деятельность в логистике
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы финансовой грамотности»
38.02.03 – СГЦ.08 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы финансовой грамотности»

Индекс:

(Файл)

38.02.03 – СГЦ.08 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы финансовой грамотности»

Специальность
38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
операционный логист
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы финансовой грамотности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (приказ Минобрнауки России от 21.04.2022 г. № 257)», учебного плана по специальности «38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Помазкова А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы финансовой грамотности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

– экономические явления и процессы общественной жизни;

– структуру семейного бюджета и экономику семьи.

– депозит и кредит;

– накопления и инфляция, роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане;

Уметь:

– анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

– применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

– применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

– оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

– применять знания и депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита;

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

– признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;

– расчётно-кассовые операции;

– хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания;

– виды ценных бумаг, сферы применения различных форм денег;

Уметь:

– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

– грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

– применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности;

– анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

– определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию;

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

– основные элементы банковской системы, виды платежных средств;

– страхование и его виды;

– правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг.

– пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений;

– правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг.

Уметь:

– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

– определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;

– оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Основы финансовой грамотности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Русский язык
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Производственная практика (по профилю специальности)
 
- Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
 
- Организация движения (по видам транспорта)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
40
40
В том числе: 
Лекционные занятия
26
26
Практические занятия
14
14
Самостоятельная работа
12
12
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
54
54
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1 Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. SWOT-анализ как один из способов принятия решений

2 Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета

3 Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Практическое занятие:

1 Составление личного финансового плана на основе анализа баланса личного бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Тема 1.

Личное финансовое планирование

Самостоятельная работа:

1 Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей. Сравнительный анализ сберегательных альтернатив

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Лекция (урок):

1 Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов

2 Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах

3 Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Тема 2.

Депозит

Практическое занятие:

1 Изучаем депозитный договор. Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Тема 2.

Депозит

Самостоятельная работа:

1 Анализ возможностей Интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Лекция (урок):

1 Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность)

2 Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах

3 Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности

4 Кредитная часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита.

4
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Практическое занятие:

1 Заключаем кредитный договор – анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора. Расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Тема 3. Кредит
Самостоятельная работа:

1 Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов

3
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Лекция (урок):

1 Хранение, обмен и перевод денег – банковские операции для физических лиц

2 Виды платежных средств. Чеки, дебетовые карты, кредитные карты, электронные деньги – инструменты денежного рынка. Правила безопасности при использовании банкоматом

3 Формы дистанционного банковского обслуживания

4
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Практическое занятие:

1 Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты – формирование навыков безопасного поведения банковской карты

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Тема 4.

Расчётно-кассовые операции

Самостоятельная работа:1 Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег
2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Лекция (урок):

1 Страховые услуги, страховые риски, участники страхования. Учимся понимать договор страхования

2 Виды страхования в России. Страховые компании, услуги для физических лиц

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Тема 5.

Страхование

Практическое занятие:

1 Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Лекция (урок):

1 Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций

2 Виды финансовых продуктов для различных банковских целей. Как выбирать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска.

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Тема 6.

Инвестиции

Практическое занятие:

1 Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Тема 6.

Инвестиции

Самостоятельная работа:

1 Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Тема 7.

Пенсии

Лекция (урок):

1 Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают.

2 Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал. Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане

4
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Тема 8.

Налоги

Лекция (урок):

1 Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц

2 Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Тема 9.

Защита от мошеннических действий на финансовом рынке

Лекция (урок):

1 Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами

2 Махинации с кредитами

3 Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Лекция (урок):

1 Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея, планирование рабочего времени, венчурист

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Практическое занятие:

1 Формирование навыков по поиску актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса.

Контрольная работа

4
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Модуль 10.

Создание собственного бизнеса

Самостоятельная работа:1 Составление бизнес-плана по алгоритму
2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 06.
 
Консультации:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы финансовой грамотности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.