ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Основы финансовой грамотности»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы финансовой грамотности»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
– экономические явления и процессы общественной жизни;
– структуру семейного бюджета и экономику семьи.
– депозит и кредит;
– накопления и инфляция, роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане;
Уметь:
– анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
– применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
– применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
– оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
– применять знания и депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита;
Иметь практический опыт:
– признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;
– расчётно-кассовые операции;
– хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания;
– виды ценных бумаг, сферы применения различных форм денег;
Уметь:
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
– грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
– применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности;
– анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
– определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию;
Иметь практический опыт:
– основные элементы банковской системы, виды платежных средств;
– страхование и его виды;
– правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг.
– пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений;
– правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг.
Уметь:
– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
– определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;
– оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.
Иметь практический опыт:
часов
1 Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. SWOT-анализ как один из способов принятия решений
2 Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета
3 Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения
1 Составление личного финансового плана на основе анализа баланса личного бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана
Личное финансовое планирование
1 Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей. Сравнительный анализ сберегательных альтернатив
1 Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов
2 Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах
3 Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту
Депозит
1 Изучаем депозитный договор. Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора
Депозит
1 Анализ возможностей Интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач
1 Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность)
2 Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах
3 Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности
4 Кредитная часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита.
1 Заключаем кредитный договор – анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора. Расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит
1 Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов
1 Хранение, обмен и перевод денег – банковские операции для физических лиц
2 Виды платежных средств. Чеки, дебетовые карты, кредитные карты, электронные деньги – инструменты денежного рынка. Правила безопасности при использовании банкоматом
3 Формы дистанционного банковского обслуживания
1 Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты – формирование навыков безопасного поведения банковской карты
Расчётно-кассовые операции
1 Страховые услуги, страховые риски, участники страхования. Учимся понимать договор страхования
2 Виды страхования в России. Страховые компании, услуги для физических лиц
Страхование
1 Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов
1 Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций
2 Виды финансовых продуктов для различных банковских целей. Как выбирать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска.
Инвестиции
1 Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции
Инвестиции
1 Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации
Пенсии
1 Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают.
2 Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал. Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане
Налоги
1 Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц
2 Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты
Защита от мошеннических действий на финансовом рынке
1 Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами
2 Махинации с кредитами
3 Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды
1 Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея, планирование рабочего времени, венчурист
1 Формирование навыков по поиску актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса.
Контрольная работа
Создание собственного бизнеса
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.