ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Безопасность жизнедеятельности»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
Уметь:
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязан-ностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
Иметь практический опыт:
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- инженерные решения в сфере БЖД на транспорте;
- способы мониторинга и контроля в сфере обеспечения БЖД на транспорте;
Уметь:
- разрабатывать правила и стандарты безопасности, которые должны соблюдаться в различных сферах транспорта;
- анализировать прошлые случаи нестандартных и аварийных ситуаций с целью разработки мероприятий по улучшению систем без-опасности;
- разрабатывать планы действий в случае чрезвычайных ситуаций на объектах транспорта.
Иметь практический опыт:
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения веро-ятности их реализации;
- прикладные аспекты БЖД в сфере транспорта;
- методы обучения и тренировки персонала в сфере БЖД на транспорте;
Уметь:
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- устанавливать эффективные каналы коммуникации и систему координации между членами персонала, в т.ч. в аварийных ситуациях
Иметь практический опыт:
часов
1 Классификация чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Модели безопасного поведения при возникновении таких ситуаций.
2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
3 Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности (на водном транспорте) и в быту. Профилактические мероприятия по предупреждению и снижению уровня опасностей различного вида и их последствий
№1. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия
2 Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера. Современные средства поражения, их поражающие факторы
Основные задачи и формы подготовки и обучения населения в области гражданской обороны
1 Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Инженерная защита населения от ЧС. АСиДНР в зоне ЧС
2 Назначение и классификация средств индивидуальной защиты населения
3 Пожарная безопасность и правила безопасного поведения при пожарах. Первичные средства пожаротушения и порядок их использования
№2. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания
№3. Использование средств индивидуальной защиты кожных покровов
1 Прикладные аспекты БЖД в сфере транс-порта
Мероприятия, проводимые по обеспечению безопасности объектов транспорта в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе и в условиях противодействия терроризму
1 Национальная безопасность и национальные интересы России. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации
2 Назначение, функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ и управление ими
3 Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их структура, предназначение и задачи. Военные округа и флоты
4 Российские Вооруженные Силы на современном этапе развития. Реформа Вооружённых Сил
5 Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение
1 История создания Российских вооруженных сил
2 Работа с информационными источниками: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
1 Правовые основы военной службы
2 Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни
3 Воинская обязанность, её задачи и основные составляющие. Перечень военно-учетных специальностей.
4 Прохождение военной служ¬бы по призыву.
5 Прохождение военной служ¬бы по контракту
6 Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
7 Применение получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы и эксплуатации основных видов вооружений, боевой техники, состоящих на вооружении в воинских частей и подразделений, имеющим военно-учётные специальности, родственные специальностям учебного заведения
1 Правила приёма гражданской молодёжи в военные образовательные учреждения профессионального образования
2 Строевой устав. Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
3 Устав внутренней службы. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
4 Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу и ограничения их прав и свобод
1 Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы
2 Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации
3 Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
1 Боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации
2 Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений
1 Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях, разрывах связок и мышц
Первая помощь при черепно-мозговой травме и по¬вреждении позвоночника
Первая помощь при травмах груди, живота и области таза
Первая помощь при травматическом шоке
2 Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел
Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
Первая медицинская помощь при ожогах, обморожении, электротравме
3 Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Правила наложения повязок и кровоостанавливающего жгута.
4 Способы оказания первой медицинской помощи при переломах.
5 Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.