2024-2025_38_02_03_24_123 (на базе 9 кл)_plx_Безопасность жизнедеятельности_Операционная деятельность в логистике
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
38.02.03 – СГЦ.03 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Индекс:

(Файл)

38.02.03 – СГЦ.03 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Специальность
38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
операционный логист
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (приказ Минобрнауки России от 21.04.2022 г. № 257)», учебного плана по специальности «38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Филь Е.С.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

-   организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских под-разделений;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;

- правила и стандарты безопасности, которые должны быть соблюдены во время перевозок и при работе в нестандартных ситуациях;

Уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

-   основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

Уметь:

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязан-ностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- инженерные решения в сфере БЖД на транспорте;

- способы мониторинга и контроля в сфере обеспечения БЖД на транспорте;

Уметь:

- разрабатывать правила и стандарты безопасности, которые должны соблюдаться в различных сферах транспорта;

- анализировать прошлые случаи нестандартных и аварийных ситуаций с целью разработки мероприятий по улучшению систем без-опасности;

- разрабатывать планы действий в случае чрезвычайных ситуаций на объектах транспорта.

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3, 4 семестре.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы безопасности и защиты Родины
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная практика (преддипломная)
 
- Производственная практика
 
- Производственная практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 81 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
68
32
36
В том числе: 
Лекционные занятия
48
22
26
Практические занятия
20
10
10
Самостоятельная работа
9
2
7
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
81
36
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, мероприятия по защите работа-ющих и населения от их негативного воздействия
 
Лекция (урок):

1 Классификация чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Модели безопасного поведения при возникновении таких ситуаций.

2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

3 Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности (на водном транспорте) и в быту. Профилактические мероприятия по предупреждению и снижению уровня опасностей различного вида и их последствий

4
ОК 07.,ОК 06.
 
Практическое занятие:

№1. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия

4
ОК 07.,ОК 06.
 
Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера
Самостоятельная работа:Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера
1
ОК 07.,ОК 06.
 
Тема 1.2. Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время
Лекция (урок):1 Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны

2 Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера. Современные средства поражения, их поражающие факторы

4
ОК 07.,ОК 06.,ОК 04.
 
Тема 1.2. Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время
Самостоятельная работа:

Основные задачи и формы подготовки и обучения населения в области гражданской обороны

1
ОК 07.,ОК 06.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

1 Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Инженерная защита населения от ЧС. АСиДНР в зоне ЧС

2 Назначение и классификация средств индивидуальной защиты населения

3 Пожарная безопасность и правила безопасного поведения при пожарах. Первичные средства пожаротушения и порядок их использования

6
ОК 07.,ОК 06.,ОК 04.
 
Тема 1.3. Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Практическое занятие:

№2. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания

№3. Использование средств индивидуальной защиты кожных покровов

6
ОК 07.,ОК 06.,ОК 04.
 
Тема 1.4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на объектах транспорта
Лекция (урок):

1 Прикладные аспекты БЖД в сфере транс-порта

4
ОК 06.
 
Консультации:
2
 
4 семестр
 
Раздел 2. Основы военной службы
 
Лекция (урок):

1 Национальная безопасность и национальные интересы России. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации

2 Назначение, функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ и управление ими

4
ОК 06.
 
Самостоятельная работа:

1 История создания Российских вооруженных сил

2 Работа с информационными источниками: Указ Президента   Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

2
ОК 06.
 
Тема 2.1. Основы обороны государства
Лекция (урок):1 Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их структура, предназначение и задачи. Военные округа и флоты 2 Российские Вооруженные Силы на современном этапе развития. Реформа Вооружённых Сил 3 Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение
4
 
Лекция (урок):

1 Правовые основы военной службы

2 Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни

3 Воинская обязанность, её задачи и основные составляющие. Перечень военно-учетных специальностей.

4 Прохождение военной служ¬бы по призыву.

5 Прохождение военной служ¬бы по контракту

6 Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы

7 Применение получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы и эксплуатации основных видов вооружений, боевой техники, состоящих на вооружении в воинских частей и подразделений, имеющим военно-учётные специальности, родственные специальностям учебного заведения

8
ОК 06.
 
Тема 2.2. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы
Самостоятельная работа:

1 Правила приёма гражданской молодёжи в военные образовательные учреждения профессионального образования

2 Строевой устав. Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю

3 Устав внутренней службы. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

4 Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу и ограничения их прав и свобод

4
ОК 06.
 
Лекция (урок):

1 Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

2 Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации

3 Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

4
ОК 06.
 
Тема 2.3. Основы военно-патриотического воспитания
Самостоятельная работа:

1 Боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации

2 Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

1
ОК 06.
 
Лекция (урок):

1 Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях, разрывах связок и мышц

Первая помощь при черепно-мозговой травме и по¬вреждении позвоночника

Первая помощь при травмах груди, живота и области таза

Первая помощь при травматическом шоке

2 Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел

Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

Первая медицинская помощь при ожогах, обморожении, электротравме

3 Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Правила наложения повязок и кровоостанавливающего жгута.

4 Способы оказания первой медицинской помощи при переломах.

5 Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

10
ОК 07.
 
Тема 2.4. Основы медицинских знаний и медико-санитарная подготовка
Практическое занятие:№5 Оказание первой медицинской помощи при травмах и ожогах. Реанимация.
10
 
Консультации:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.