2024-2025_23_02_01_23_123 (на базе 11 кл)_plx_Документооборот на морском транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Документооборот на морском транспорте»
23.02.01 – МДК.03.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Документооборот на морском транспорте»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – МДК.03.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Документооборот на морском транспорте»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Документооборот на морском транспорте» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Борщ А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Документооборот на морском транспорте»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

- поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций, оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности и принимать меры по ее предупреждению

Иметь практический опыт:

- в определении подхода к решению логистической задачи применительно к различным контекстам;

- анализировать организацию работы по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
Знать:

- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках, обеспечивающую грузовые перевозки

Уметь:

- применять основы транспортно-экспедиционной деятельности и виды документов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность на государственном и иностранном языках;

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
Знать:

- основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

Уметь:

Иметь практический опыт:

- в применении основных положений, регулирующих взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
Знать:

- основы транспортно-экспедиционной деятельности и виды документов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность на государственном и иностранном языках;

Уметь:

Иметь практический опыт:

- в применении основ транспортно-экспедиционной деятельности и видов документов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность на государственном и иностранном языках;

ПК 1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.
 
 
 
 
 
Знать:

- основы организации работы персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями;

- требования к персоналу по оформлению перевозок и расчетов по ним;

- формы перевозочных документов и грузовую отчетность;

Уметь:

- применять основы организации работы персонала по обработке перевозочных документов и осуществления расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями

Иметь практический опыт:

- в применении основ организации работы персонала по обработке перевозочных документов и осуществлении расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями;

ПК 3.1 Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.
 
 
 
 
 
Знать:

- основы процесса управления перевозками на основе логистической концепции и основы процесса организации рациональной переработки грузов;

Уметь:

- применять в процессе управления перевозками логистическую концепцию и методы организации рациональной переработки грузов;

- применять основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

Иметь практический опыт:

- в применении в процессе управления перевозками логистической концепции и методов организации рациональной переработки грузов;

- обеспечить управление движением;

ПК 3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 5, 6 семестре.
Дисциплина «Документооборот на морском транспорте» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика
 
- Технические средства (по видам транспорта)
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Транспортная система России
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
 
- Подготовка дипломного проекта (работы)
 
- Защита дипломного проекта (работы)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
126
48
78
В том числе: 
Лекционные занятия
64
24
40
Практические занятия
62
24
38
Самостоятельная работа
40
18
22
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
180
72
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Общие понятие о дисциплине «Документооборот на морском транспорте», основы документооборота на морском транспорте
 
Лекция (урок):

1. Понятие документооборота как учебной дисциплине, объект и предмет документооборота на морском транспорте.

2. Методы регулирования документооборота ведения на морском транспорте.

3. Источники документооборота на морском транспорте.

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 1.1 Понятие о документообороте как научной дисциплине, объект и предмет документооборота на морском транспорте
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Понятие документооборота как научной дисциплине, объект и предмет документооборота на морском транспорте

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

1. Понятия «информация» и «документ»

2. Функции документов на морском транспорте

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 1.2 Документ, его функции и способы документооборота на морском транспорте
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Документ. Признаки и функции документа. Систематизация документов по видам и группам

5
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

1. Оригинальность документа

2. Подлинность документа

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 1.3 Признаки документа
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Общие нормы и правила оформления документов

5
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

1. Функции документов

2. Классификации документов в делопроизводстве

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. Документооборот предприятия.

Технология обработки информационных потоков документооборота

5
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 1.4 Классификация документов по различным признакам и его функции
Самостоятельная работа:

Общие понятие о дисциплине «Документооборот на морском транспорте», основы документооборота на морском транспорте: изучение теоретического материала. Ответы на вопросы

9
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Раздел 2. Документооборот предприятия и основные документы на морском транспорте
 
Лекция (урок):

1. Понятие документооборота, объект и предмет документооборота на морском транспорте.

2. Особенность морского транспорта как вида водного транспорта.

3. Основные документы при морских перевозках.

4. Документы для международных грузоперевозок морским транспортом.

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 2.1 Основы документооборота предприятия и основные документы на морском транспорте
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Общие требования к составлению и оформлению документов управления

5
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

1. Судовые документы на морском транспорте

Контрольная работа

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 2.2 Виды судовых документов, используемые на морском транспорте
Самостоятельная работа:

Документооборот предприятия и основные документы на морском транспорте: изучение теоретического материала. Ответы на вопросы

9
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Консультации:
6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
6 семестр
 
Раздел 3. Нормативно-правовая база документирования на морском транспорте
 
Лекция (урок):

1. Нормативно-правовая база документирования

2. Законодательные акты РФ документирования

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 3.1 Современная нормативно- правовая база организации документооборота предприятия
Практическое занятие:

Практическая работа № 6. Делопроизводство в управленческой деятельности. Входящая и исходящая документация

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

1. Унификация управленческих документов

2. Унификация текста документа

3. Принципы унификации документов

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 3.2 Унификация и стандартизация документов
Практическое занятие:

Практическая работа № 7. Современное деловое письмо

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

1. Прием и документальное оформление экспортных грузов в морских портах.

2. Сдача и документальное оформление импортных грузов в российских портах.

3. Сдача и документальное оформление грузов в межпортовом сообщении (каботаж).

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 3.3 Документированное оформление приема и сдачи груза в заграничном и каботажном плавании
Практическое занятие:

Практическая работа № 8. Технология и принцип организации документооборота на предприятии

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

1. Понятие коносамента, порядок оформления.

2. Коносамент как форма договора морской перевозки.

3. Международно-правовая унификация коносамента.

4. Правовое регулирование

содержания и формы коносаментов, обязательные реквизиты.

5. Требование к оформлению

коносамента (время и мести его выдачи, количество экземпляров, оригиналы и копии, подписи).

6. Виды коносаментов.

7. Морская накладная

8
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 9. ГОСТ Р 6.30-2003. Реквизиты и их предназначение

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 3.4 Правовое регулирование оформления грузов морским транспортом в форме коносамента
Самостоятельная работа:

Нормативно-правовая база документирования на морском транспорте: изучение теоретического материала. Ответы на вопросы

11
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Раздел 4. Электронный документооборот
 
Лекция (урок):

1. Обработка информационных потоков в документообороте

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 4.1 Технология обработки информационных потоков документооборота
Практическое занятие:

Практическая работа № 10. Системы электронного документооборота на базе современные офисные технологии, делопроизводство

7
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

1. Современные офисные технологии, делопроизводство

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 4.2 Современные офисные технологии, делопроизводство
Практическое занятие:

Практическая работа № 11. Электронно-цифровая подпись (ЭЦП)"

7
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 4.3 Электронный документооборот как способ оптимизации процессов на предприятии
Лекция (урок):

1. Внедрение электронного документооборота

2. Функции и эффективность ЭДО

3. Требования к системам электронного документооборота

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

1. Электронно-цифровая подпись (ЭЦП)

2. Преимущества использования электронно-цифровой подписи

3. Виды электронно-цифровой подписи

4. Простая электронно-цифровая подпись

5. Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись

6. Простая электронно-цифровая подпись

7. Усиленная неквалифицированная электронно-цифровая подпись

8. Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись Дифференцированный зачет

10
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 4.4 Электронно-цифровая подпись (ЭЦП)
Самостоятельная работа:

Электронный документооборот: изучение теоретического материала. Ответы на вопросы

11
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 02.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Консультации:
8
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Документооборот на морском транспорте» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.