2024-2025_23_02_01_23_123 (на базе 11 кл)_plx_Русский язык и культура речи
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
23.02.01 – ОГСЭ.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОГСЭ.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Клименко А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОГСЭ.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Преподаватель, Плотникова М.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
Знать:

– нормы русского литературного языка и применять их в речевой деятельности.

Уметь:

– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Русский язык
 
- Литература
 
- Родная литература
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы философии
 
- История
 
- Производственная практика (по профилю специальности)
 
- Транспортно-экспедиционная деятельность (по видам транспорта)
 
- Документооборот на морском транспорте
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
20
20
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
11
11
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
45
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Орфоэпические нормы
 
Лекция (урок):Понятие орфоэпии и орфоэпической нормы. 
2
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 1.1.

Нормы произношения

Практическое занятие:

Произношение согласных перед Е в заимствованных словах. Произношение Е или О (Ё) после мягких согласных под ударением. Произношение сочетания букв ЧН. Ошибки, связанные с влиянием народных говоров. Просторечие. 

1
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 1.2.

Нормы ударения

Лекция (урок):

Особенности русского ударения: свободное, подвижное и неподвижное. Варианты произношения слов. Варианты произношения в профессиональной и художественной речи. Ударение в именах существительных и прилагательных, в глаголах, в причастиях и отглагольных прилагательных. Орфоэпический словарь. 

2
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Раздел 2. Лексические нормы
 
Тема 2.1.

Значение слова и его употребление

Лекция (урок):

Понятие слова. Слово как коммуникативная единица. Однозначные и многозначные слова. Литературные нормы словоупотребления, их нарушения. Лексическая сочетаемость и стилистическая окраска.

2
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 2.2.

Синонимия и омонимия в русском языке

Лекция (урок):

Понятие «омонимы». Пути появления омонимов. Системные отношения в лексике. Функции синонимов. Синонимические ряды.

2
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 2.3.

Антонимия и паронимия в русском языке

Лекция (урок):

Понятие «антонимы». Лексические и контекстуальные антонимы. Понятие «паронимы». Паронимические пары и их члены. Смешение паронимов. Словарь паронимов.

2
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 2.4.

Иноязычная лексика. Фразеология русского языка

Лекция (урок):

Заимствование, понятие. Основные причины неуместного и частого употребления иноязычных слов в русском языке. Фразеология и фразеологизмы. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.

2
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 2.5.

Речевая недостаточность и избыточность

Практическое занятие:

Понятие речевой недостаточности. Речевая недостаточность и эллипсис. Речевая избыточность, её понятие. Плеоназм. Тавтология.

2
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Раздел 3. Морфологические нормы
 
Лекция (урок):

Трудности, возникающие при употреблении имён существительных: склонение одушевлённых существительных, употребление неконкретных существительных во множественном числе, определение рода имён существительных, выбор вариантных падежных форм, склонение существительных с первой частью ПОЛ-.

2
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 3.1.

Трудности употребления имен существительных и прилагательных

Практическое занятие:

Трудности употребления имён прилагательных. Трудности при образовании краткой формы мужского рода прилагательных. 

1
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Практическое занятие:

Трудности при образовании форм имён числительных. Трудности при употреблении собирательных имён числительных. Местоимение и его функции. Трудности в употреблении местоимений, связанные с отдельными формами, разрядами местоимений, с ролью местоименных слов в организации предложения и текста. 

2
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 3.2.

Трудности употребления числительных и местоимений

Самостоятельная работа:

Использование притяжательного местоимения ИХ. Склонение неопределённых и отрицательных местоимений. Употребление возвратного местоимения СЕБЯ и притяжательного СВОЙ.

5
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 3.3.

Трудности употребления глаголов и их форм

Лекция (урок):

Глагол, его характеристика. Трудности в образовании глаголов несовершенного вида. Стилистическое размежевание в отдельных парах глаголов. Трудности образования и употребления форм повелительного наклонения.

2
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Раздел 4. Синтаксические нормы
 
Тема 4.1.

Согласование и управление. Прямой и непрямой порядок слов

Практическое занятие:

Сложные случаи согласования. Ошибки, связанные с неправильным согласованием. Нормы согласования подлежащего со сказуемым. Согласование приложения с определяемым словом. Согласование прилагательных, причастий и местоимений с именами существительными. Управление как вид грамматической связи. Ошибки в предложном и беспредложном управлении. Ошибки в именном и глагольном управлении. 

2
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 4.1.

Согласование и управление. Прямой и непрямой порядок слов

Самостоятельная работа:

Грамматическая структура предложения как способ мышления. Прямой порядок слов. Инверсия как синтаксический приём. Неоправданная инверсия. Градация.

6
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 4.2.

Способы передачи чужой речи. Трудности употребления сложных предложений

Лекция (урок):

Понятие «чужая речь». Способы передачи чужой речи. Перевод прямой речи в косвенную. Правила перевода. Сложное предложение, понятие. Типы сложных предложений. Ошибки в построении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

2
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Раздел 5. Стилистические нормы
 
Тема 5.1.

Стилистическая окраска слов и грамматических конструкций

Лекция (урок): Стилистические нормы. Экспрессивные признаки слова, части слова, грамматической формы и предложения. Фиксация стилистической окраски слов в словарях. Основные виды стилистической окраски: книжная и разговорная. Эмоционально-оценочные слова. Просторечие. Жаргон. Профессионализмы.
2
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 5.2.

Функциональные стили речи. Стилистические ошибки

Практическое занятие:

Понятие стиля как разновидности литературного языка. Разговорный, публицистический, научный стили, их морфологические, синтаксические, лексические нормы. Жанры публицистического и научного стилей.

Зачет

4
ОК 01.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 05.,ОК 09.
 
Консультации:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Русский язык и культура речи» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.