2024-2025_23_02_01_23_123 (на базе 11 кл)_plx_Экологические основы природопользования
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
23.02.01 – ЕН.03 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ЕН.03 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
преподаватель, Н.Ю. Жабинская
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ЕН.03 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
преподаватель, Е.И. Самохина
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экологические основы природопользования»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

-основные источники информации и ресурсы для решения

задач и проблем в профессиональном контексте;

-алгоритмы выполнения работ в профессиональной и

смежных областях.

Уметь:

- анализировать задачу и выделять её составные части;

- выявлять и эффективно искать информацию,

- необходимую для решения задачи;

- определять необходимые ресурсы;

- осуществлять выбор способа представления информации

в соответствии с поставленной задачей.

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

- взаимосвязь организмов среды обитания, принципы

рационального использования, методы снижения

хозяйственного воздействия на биосферу;

-  условия, устойчивого состояния экосистем,

организационные и правовые средства охраны

окружающей среды;

Уметь:

- осуществлять в общем виде оценку антропогенного

воздействия на окружающую среду с учетом специфики

природно-климатических условий;

- грамотно реализовывать нормативно – правовые акты при

работе с экологической документацией

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия и определения природопользования;

- современное состояние окружающей среды в России и ми-ре;

- способы охраны биосферы от загрязнения антропогенными выбросами;

- основные направления рационального природопользования;

- основные положения и сущность механизма охраны окружающей среды;

Уметь:

- оценивать эффективность природоохранных мероприятий;

- оценивать качество окружающей среды;

- определять формы ответственности за загрязнение природной среды.

- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воз-действия на окружающую среду с учетом специфики при-родно-климатических условий;

-анализировать и оценивать воздействие человеческой деятельности на окружающую среду;

-грамотно реализовывать нормативно–правовые акты при работе с экологической документацией;

Иметь практический опыт:

ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.
 
 
 
 
 
Знать:

-влияния различных видов транспорта на окружающую среду и возможные пути минимизации этого воздействия;

- правовые вопросы экологической безопасности.

Уметь:

- планировать и организовывать работу в условиях соблюдения экологических норм и требований;

- решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.

Иметь практический опыт:

ПК 2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Транспортная система России
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 37 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
22
22
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
5
5
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
37
37
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Состояние окружающей среды и природопользование
 
Лекция (урок):

Введение. Цели и задачи дисциплины. Взаи-модействие человека и природы. Глобальные проблемы экологии: «парниковый» эффект, разрушение основного озонного слоя, кислотные дожди, фотохимический смог, сокращение биоразнообразия, деградация земель другие. Пути их решения.

2
ОК 07.,ПК 1.2,ОК 01.
 
Тема 1. Предмет изучения дисциплины «Экологические основы природопользования»
Практическое занятие:

Практическое занятие № 1 по теме 1.

2
ОК 07.,ПК 1.2,ПК 2.2,ОК 01.
 
Лекция (урок):

Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. Основные направления рационального природопользования.

4
ОК 07.,ПК 1.2,ПК 2.2,ОК 01.
 
Тема 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование
Практическое занятие:

Практическое занятие № 2 по темам 2.

2
ОК 07.,ПК 1.2,ПК 2.2,ОК 01.
 
Тема 3. Загрязнение окружающей среды.
Лекция (урок):

Загрязнение биосферы. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. «Зеленая революция» и ее последствия. Значение и экологическая роль удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

4
ОК 07.,ПК 1.2,ПК 2.2,ОК 01.
 
Тема 3. Загрязнение окружающей среды.
Практическое занятие:

Практическое занятие № 3 по темам 3.

2
ОК 07.,ПК 1.2,ПК 2.2,ОК 01.
 
Лекция (урок):

Влияние урбанизации на биосферу. Уничтожение вредных выбросов. Малоотходные производства. Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности. Экологический мониторинг: цель, виды.

4
ОК 07.,ПК 1.2,ПК 2.2,ОК 01.
 
Тема 4. Природо-охранный потенциал
Практическое занятие:

Практическое занятие № 4 по теме 4.

2
ОК 07.,ПК 1.2,ПК 2.2,ОК 01.
 
Лекция (урок):

Воздействие транспорта на окружающую среду. Мероприятия по уменьшению экологического воздействия. Морские суда, как источник загрязнения окружающей среды. Последствия загрязнения с судов нефтью, вредными жидкими веществами, остатками грузов, сточными водами, мусором. Применение нормативно-правовых документов для решения профессиональных задач.

4
ОК 07.,ПК 1.2,ПК 2.2,ОК 01.
 
Тема 5. Воздействие транспорта на окружающую среду.
Практическое занятие:

Практическое занятие № 5 по теме 5.

2
ОК 07.,ПК 1.2,ПК 2.2,ОК 01.
 
Лекция (урок):

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Зачет

4
ОК 07.,ПК 1.2,ПК 2.2,ОК 01.
 
Тема 6. Правовые во-просы экологической безопасности
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, с литературой

5
ОК 07.,ПК 1.2,ПК 2.2,ОК 01.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Экологические основы природопользования» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.