2024-2025_23_02_01_23_123 (на базе 11 кл)_plx_Теория и устройство судна
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
23.02.01 – ОП.09 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.09 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Теория и устройство судна» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Колтун В.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория и устройство судна»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные конструктивные элементы судна,

набор корпуса, водонепроницаемые переборки, палубы, платформы.

Уметь:

- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях для расчета напряжений корпуса в случае частичной потери плавучести; выполнять теоретический чертеж судна.

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

- нормативно-техническую документацию в области разработки, внедрения, допуска в эксплуатацию и пр. судов.

- национальные и международные требования к остойчивости судов,

- национальные и международные требования к безопасной эксплуатации судов;

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
Знать:

- национальные и международные требования к безопасной эксплуатации судов;

- судовые устройства – рулевое, якорное, спасательное, грузовое.

- оборудование и снаряжение судов.

- дельные вещи – водонепроницаемые двери и люки, детали та-келажа.

- противопожарные, балластные и осушительные системы.

- теорию устройства судна остойчивость, крен, дифферент, осадки, непотопляемость;

- эксплуатационные качества, ходкость судна,

- судовые движители, характеристики гребных винтов,

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Теория и устройство судна» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика
 
- Инженерная графика
 
- Электротехника и электроника
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
- Транспортная система России
 
- Организация движения (по видам транспорта)
 
- Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
 
- Производственная практика (по профилю специальности)
 
- Перевозка грузов на особых условиях
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 81 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
62
34
28
В том числе: 
Лекционные занятия
42
22
20
Практические занятия
20
12
8
Самостоятельная работа
15
9
6
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
К
Общая трудоемкость дисциплины
81
45
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Устройство судна
 
Тема 1.1

Классификация судов. Типы судов.

Лекция (урок):

1 Понятие о судне.

2 Классификация судов по назначению, по району плавания, по конструкции корпуса судна.

3 Классификация судов по роду энергетической установки и движителей.

4 Классификация судов по архитектурно-конструктивным типам.

5 Общее понятие о принципах работы различных энергетических установок.

3
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Лекция (урок):

1 Назначение судна. Характер движения. Материал корпуса. Род главного двигателя.

2 Понятие о прочности судна. Общая и местная прочность.

3 Корпус судна: набор корпуса и обшивка. Перекрытия. Существующие системы набора. Разновидности шпангоутов.

4 Дельные вещи. Лацпорт. Аппарели.

5 Конструкция отдельных узлов судна.

6 Новые материалы в судостроении.

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Практическое занятие:

Конструкция корпуса судна.

3
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Тема 1.2

Понятие о прочности судна. Основные конструктивные элементы судна.

Самостоятельная работа:

Изучение основных конструктивных элементов судна

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Лекция (урок):

1 Назначение и оборудование судовых помещений.

2 Изоляция, зашивка и отделка судовых помещений.

3 Судовые мебель и фурнитура.

3
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Практическое занятие:

Судовые помещения. Размещение и оборудование внутренних помещений на судне.

3
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Тема 1.3

Судовые помещения.

Самостоятельная работа:

Повторение лекционного материала

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Лекция (урок):

1 Рулевое устройство. Требования руководящих документов к рулевому устройству.

2 Якорное устройство и его составные части. Типы якорей. Якорные цепи. Маркировка якорной цепи.

3 Требования регистра, предъявляемые к якорному устройству. Правила технической эксплуатации и техники безопасности при работе с ним. Освидетельствование и испытание якорного устройства.

4 Швартовное устройство. Правила техники безопасности при работе со швартовным устройством. Требования регистра, предъявляемые к швартовному устройству.

5 Назначение, состав и правила технической эксплуата¬ции буксирного устройства. Требования, предъявляемые к буксирному устройству. Техника безопасности при эксплуатации.

6 Правила буксировки объектов буксирными судами и судами общего назначения (транспортными). Подготовка судна к буксировке.

7 Состав буксирного устройства на специализированных судах.

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Практическое занятие:

Судовые устройства. Якорь, якорные характеристики. Расчет якорных характеристик, веса якоря в зависимости от класса и типа судна.

3
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Тема 1.4

Судовые устройства.

Самостоятельная работа:

Типы якорей и требования регистра к якорному устройству

3
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Лекция (урок):

1 Виды шлюпбалок, принцип действия.

2 Спасательные шлюпки и спасательные плоты, их устройство и снабжение.

3 Спасательные средства, их размещение на судах. Правила технической эксплуатации и техники безопасности при работе с ними. Освидетельствование и испытание.

4 Эксплуатация шлюпочного устройства, подъем и спуск шлюпок.

5 Перспективы развития индивидуальных и коллективных спасательных средств.

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Тема 1.5

Спасательное устройство. Шлюпочное устройство и спасательные средства.

Практическое занятие:

Судовые устройства.  Выбор тросов по ГОСТам.

3
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Лекция (урок):

1 Устройство и составные элементы общесудовых систем.

2 Противопожарные системы.

3 Система пожарной сигнализации.

4  Правила эксплуатации судовых систем, требования регистра, предъявляемые к ним.

Контрольная работа

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Тема 1.6

Общесудовые системы.

Самостоятельная работа:

Подготовка к контрольной работе

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Консультации:
2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
2 семестр
 
Раздел 2. Теория судна
 
Лекция (урок):

1 Теоретический чертёж судна.

2 Главные размерения.

3 Посадка судна. Определение осадки по маркам углубления.

3
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Тема 2.1

Геометрия корпуса судна.

Практическое занятие:

Геометрия корпуса судна. Ознакомление с теоретиче-ским чертежом различных типов судов. Расчёт площа-ди шпангоута по теоретическому чертежу.

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Лекция (урок):

1 Силы, действующие на плавающее судно. Центр тяжести и центр величины. Условия равновесия судна.

2 Весовое и объемное водоизмещение судна

3 Объемные характеристики. Изменение средней осадки судна после приема или снятия малого груза и при переходе судна из воды одной плотности в воду другой плотности.

4 Грузовой размер. Грузовая шкала. Запас плавучести. Грузовая и тоннажная марка.

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Тема 2.2

Плавучесть судна.

Практическое занятие:Плавучесть судна. Определение элементов плавучести судна по формулам и, используя судовую документацию.
2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Тема 2.3

Остойчивость судна.

Лекция (урок):

1 Общие сведения об остойчивости. Начальная поперечная остойчивость.

2 Силы, действующие на судно при крене. Поперечный метацентр, метацентрический радиус, метацентрическая высота. Восстанавливающая пара сил и восстанавливающий момент. Условия остойчивости.

3 Три случая остойчивости. Изменение остойчивости при вертикальном перемещении груза, при расходовании малых по массе грузов. Влияние на остойчивость жидких, подвешенных, сыпучих, перекатывающихся грузов.

4 Требования Регистра судоходства к остойчивости морских судов. Нормы остойчивости. Информация капитану об остойчивости судна.

5 Определение элементов остойчивости судна по формулам, используя судовую документацию.   

3
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Тема 2.4

Непотопляемость судна.

Лекция (урок):

1 Общие сведения о непотопляемости. Требования руководящих документов по вопросам непотопляемости.

2 Конструктивное и организационно – техническое обеспечение непотопляемости.

3
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Лекция (урок):

1 Сопротивление воды движению судна. Воздушное сопротивление.

2 Судовые движители. Гребной винт и его основные характеристики. Общая характеристика работы винта за кормой судна.

3 Гребной винт: основные характеристики, конструкция, типы винтов. Понятие о тяжелых и легких винтах. Винты регулируемого шага.

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Тема 2.5

Ходкость судна и его движители.

Практическое занятие:

Ходкость судна. Обмер гребного винта. Определение его геометрических характеристик.

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Лекция (урок):

1 Общие понятия об управляемости судна и силах, действующих на корпус судна. Виды траекторий движения судна.

2 Управляемость судна в особых условиях: при ветре, на волнении, на мелководье, в канале, на заднем ходу, на малом ходе и др.

3 Виды и элементы качки. Свободные и вынужденные колебания судна. Качка на тихой воде.

4 Избыточная остойчивость. Качка на волнении и резонансе. Факторы, влияющие на качку.

3
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Тема 2.6

Управляемость судна. Качка судна.

Практическое занятие:

Качка судна. Определение и расчет метацентрической высоты по периоду бортовой качки.

Контрольная работа

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Тема 2.7

Технадзор за судами.

Самостоятельная работа:

1 Организация технического надзора за судами.

2 Требования Российского Регистра судоходства к техническому состоянию корпуса, систем и оборудования.

3 Требования международных документов к техническому состоянию судна его устройствам и системам.

6
ОК 01.,ОК 09.,ПК 2.3
 
Консультации:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теория и устройство судна» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.