ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Теория и устройство судна»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- основные конструктивные элементы судна,
набор корпуса, водонепроницаемые переборки, палубы, платформы.
Уметь:
- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях для расчета напряжений корпуса в случае частичной потери плавучести; выполнять теоретический чертеж судна.
Иметь практический опыт:
- нормативно-техническую документацию в области разработки, внедрения, допуска в эксплуатацию и пр. судов.
- национальные и международные требования к остойчивости судов,
- национальные и международные требования к безопасной эксплуатации судов;
Уметь:
Иметь практический опыт:
- национальные и международные требования к безопасной эксплуатации судов;
- судовые устройства – рулевое, якорное, спасательное, грузовое.
- оборудование и снаряжение судов.
- дельные вещи – водонепроницаемые двери и люки, детали та-келажа.
- противопожарные, балластные и осушительные системы.
- теорию устройства судна остойчивость, крен, дифферент, осадки, непотопляемость;
- эксплуатационные качества, ходкость судна,
- судовые движители, характеристики гребных винтов,
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
Классификация судов. Типы судов.
1 Понятие о судне.
2 Классификация судов по назначению, по району плавания, по конструкции корпуса судна.
3 Классификация судов по роду энергетической установки и движителей.
4 Классификация судов по архитектурно-конструктивным типам.
5 Общее понятие о принципах работы различных энергетических установок.
1 Назначение судна. Характер движения. Материал корпуса. Род главного двигателя.
2 Понятие о прочности судна. Общая и местная прочность.
3 Корпус судна: набор корпуса и обшивка. Перекрытия. Существующие системы набора. Разновидности шпангоутов.
4 Дельные вещи. Лацпорт. Аппарели.
5 Конструкция отдельных узлов судна.
6 Новые материалы в судостроении.
Конструкция корпуса судна.
Понятие о прочности судна. Основные конструктивные элементы судна.
Изучение основных конструктивных элементов судна
1 Назначение и оборудование судовых помещений.
2 Изоляция, зашивка и отделка судовых помещений.
3 Судовые мебель и фурнитура.
Судовые помещения. Размещение и оборудование внутренних помещений на судне.
Судовые помещения.
Повторение лекционного материала
1 Рулевое устройство. Требования руководящих документов к рулевому устройству.
2 Якорное устройство и его составные части. Типы якорей. Якорные цепи. Маркировка якорной цепи.
3 Требования регистра, предъявляемые к якорному устройству. Правила технической эксплуатации и техники безопасности при работе с ним. Освидетельствование и испытание якорного устройства.
4 Швартовное устройство. Правила техники безопасности при работе со швартовным устройством. Требования регистра, предъявляемые к швартовному устройству.
5 Назначение, состав и правила технической эксплуата¬ции буксирного устройства. Требования, предъявляемые к буксирному устройству. Техника безопасности при эксплуатации.
6 Правила буксировки объектов буксирными судами и судами общего назначения (транспортными). Подготовка судна к буксировке.
7 Состав буксирного устройства на специализированных судах.
Судовые устройства. Якорь, якорные характеристики. Расчет якорных характеристик, веса якоря в зависимости от класса и типа судна.
Судовые устройства.
Типы якорей и требования регистра к якорному устройству
1 Виды шлюпбалок, принцип действия.
2 Спасательные шлюпки и спасательные плоты, их устройство и снабжение.
3 Спасательные средства, их размещение на судах. Правила технической эксплуатации и техники безопасности при работе с ними. Освидетельствование и испытание.
4 Эксплуатация шлюпочного устройства, подъем и спуск шлюпок.
5 Перспективы развития индивидуальных и коллективных спасательных средств.
Спасательное устройство. Шлюпочное устройство и спасательные средства.
Судовые устройства. Выбор тросов по ГОСТам.
1 Устройство и составные элементы общесудовых систем.
2 Противопожарные системы.
3 Система пожарной сигнализации.
4 Правила эксплуатации судовых систем, требования регистра, предъявляемые к ним.
Контрольная работа
Общесудовые системы.
Подготовка к контрольной работе
1 Теоретический чертёж судна.
2 Главные размерения.
3 Посадка судна. Определение осадки по маркам углубления.
Геометрия корпуса судна.
Геометрия корпуса судна. Ознакомление с теоретиче-ским чертежом различных типов судов. Расчёт площа-ди шпангоута по теоретическому чертежу.
1 Силы, действующие на плавающее судно. Центр тяжести и центр величины. Условия равновесия судна.
2 Весовое и объемное водоизмещение судна
3 Объемные характеристики. Изменение средней осадки судна после приема или снятия малого груза и при переходе судна из воды одной плотности в воду другой плотности.
4 Грузовой размер. Грузовая шкала. Запас плавучести. Грузовая и тоннажная марка.
Плавучесть судна.
Остойчивость судна.
1 Общие сведения об остойчивости. Начальная поперечная остойчивость.
2 Силы, действующие на судно при крене. Поперечный метацентр, метацентрический радиус, метацентрическая высота. Восстанавливающая пара сил и восстанавливающий момент. Условия остойчивости.
3 Три случая остойчивости. Изменение остойчивости при вертикальном перемещении груза, при расходовании малых по массе грузов. Влияние на остойчивость жидких, подвешенных, сыпучих, перекатывающихся грузов.
4 Требования Регистра судоходства к остойчивости морских судов. Нормы остойчивости. Информация капитану об остойчивости судна.
5 Определение элементов остойчивости судна по формулам, используя судовую документацию.
Непотопляемость судна.
1 Общие сведения о непотопляемости. Требования руководящих документов по вопросам непотопляемости.
2 Конструктивное и организационно – техническое обеспечение непотопляемости.
1 Сопротивление воды движению судна. Воздушное сопротивление.
2 Судовые движители. Гребной винт и его основные характеристики. Общая характеристика работы винта за кормой судна.
3 Гребной винт: основные характеристики, конструкция, типы винтов. Понятие о тяжелых и легких винтах. Винты регулируемого шага.
Ходкость судна и его движители.
Ходкость судна. Обмер гребного винта. Определение его геометрических характеристик.
1 Общие понятия об управляемости судна и силах, действующих на корпус судна. Виды траекторий движения судна.
2 Управляемость судна в особых условиях: при ветре, на волнении, на мелководье, в канале, на заднем ходу, на малом ходе и др.
3 Виды и элементы качки. Свободные и вынужденные колебания судна. Качка на тихой воде.
4 Избыточная остойчивость. Качка на волнении и резонансе. Факторы, влияющие на качку.
Управляемость судна. Качка судна.
Качка судна. Определение и расчет метацентрической высоты по периоду бортовой качки.
Контрольная работа
Технадзор за судами.
1 Организация технического надзора за судами.
2 Требования Российского Регистра судоходства к техническому состоянию корпуса, систем и оборудования.
3 Требования международных документов к техническому состоянию судна его устройствам и системам.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.