2024-2025_23_02_01_23_123 (на базе 11 кл)_plx_Организация доступной среды для инвалидов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация доступной среды для инвалидов»
23.02.01 – ОП.10 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация доступной среды для инвалидов»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.10 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация доступной среды для инвалидов»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Организация доступной среды для инвалидов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
преподаватель, Таперечкина Юлия Николаевна
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Организация доступной среды для инвалидов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

потребности инвалидов и маломобильных группам населения, которым могут потребоваться дополнительные услуги для преодоления барьеров; основные виды барьеров для передвижения инвалидов на объектах транспортной инфраструктуры и на различных видах транспортных средств.

Уметь:

организовывать коммуникацию с лицами с ОВЗ.

Иметь практический опыт:

навыками оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
Знать:

требования законодательства по обеспечению доступа инвалидов к услугам пассажирского транспорта; основные параметры стандартов качества доступности.

Уметь:

организовать работу экипажа по оказанию услуг инвалидам и другим МГН в соответствие с требованиями

законодательства; использовать принцип «разумного приспособления» для обеспечения доступности услуг водного транспорта для МГН.

Иметь практический опыт:

методикой проведения паспортизации доступности для МГН объектов и услуг водного транспорта.

ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.
 
 
 
 
 
Знать:

основные способы и методы организации работы персонала  по  обеспечению  комфортной  и безопасной  перевозки  пассажиров с инвалидностью.

Уметь:

организовывать работу персонала в перевозочных работах для обеспечения безопасной и комфортной перевозки пассажиров с инвалидностью.

Иметь практический опыт:

навыками оказания ситуационной помощи инвалидам и маломобильным группам населения.

ПК 3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Организация доступной среды для инвалидов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
 
- Организация сервиса и безопасность на транспорте
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
20
20
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
18
18
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
54
54
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Основные сведения о требованиях законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта
 
Требования

законодательства по

обеспечению доступа

инвалидов к объектам

и услугам

пассажирского

транспорта

Лекция (урок):Лекция (урок):

Основные  положения  и  принципы

Конвенции  о  правах  инвалидов  по

обеспечению прав инвалидов на доступные

объекты и услуги пассажирского транспорта

(определение  инвалидности,  права

инвалидов,  принцип  отсутствия

«дискриминации  по  признаку

инвалидности»  при  обеспечении

доступности объектов и услуг социальной

инфраструктуры для населения, принципы

«разумного  приспособления»,  принцип

«универсального дизайна»)

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Практическая работа № 1. Требования

Федеральных законов № 181–ФЗ, № 46–ФЗ,

№ 419-ФЗ, Государственной программа РФ

«Доступная среда».

Практическое занятие:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Ответственность

организаций и

персонала

пассажирского

транспорта за

обеспечение доступа

инвалидов к объектам

и услугам

Лекция (урок):Лекция (урок):

1. Обязанности организаций пассажирского

транспорта  по  обеспечению  доступа

инвалидов к объектам и услугам. Права

инвалидов на доступ к объектам и услугам

транспорта и на получение «ситуационной

помощи».

2.  Права  общественных  организаций

инвалидов по защите прав инвалидов на

доступные услуги и объекты пассажирского

транспорта.

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

Самостоятельная работа:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Раздел 2. Модель взаимодействия участников процесса формирования доступной среды для инвалидов и МГН на транспорте
 
Процесс

организации

доступной среды для

инвалидов и МГН на

пассажирском

транспорте

Лекция (урок):Лекция (урок):

1.  Участники  процесса  организации

доступной среды для инвалидов и МГН на

пассажирском транспорте.

2. Состав участников процесса организации

доступной среды. Функции участников.

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Взаимодействие

органов

исполнительной

власти, организаций

пассажирского

транспорта,

общественных

организаций

инвалидов по

формированию

доступной среды для

инвалидов и МГН

Лекция (урок):Лекция (урок):

Модель  взаимодействия  органов

исполнительной  власти,  организаций

пассажирского транспорта, общественных

организаций инвалидов по формированию

доступной среды для инвалидов и МГН

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

Самостоятельная работа:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Раздел 3. Потребности  инвалидов  в  помощи  на  объектах  транспортной инфраструктуры
 
Группы

инвалидов

Лекция (урок):Лекция (урок):

1.  Классификация  групп  инвалидов,

определения скрытых и явных признаков

инвалидности.

2. Потребности разных групп инвалидов и

МГН

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Практическая работа № 2. Особенности

потребностей инвалидов: по зрению, по

слуху, по опорно-двигательному аппарату,

перемещающихся на креслах-колясках

Практическое занятие:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

Самостоятельная работа:
3
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Барьеры на

транспорте для

инвалидов и МГН

Лекция (урок):Лекция (урок):

1.  Определение  барьеров  для  каждой

группы инвалидов: по зрению, по слуху, по

опорно-двигательному  аппарату,

перемещающихся  на  креслах-колясках,

нуждающихся в получении информации и

перемещении  при  осуществлении

пассажирской перевозки.

2.  Практика  зарубежных  стран  по

обеспечению  безбарьерной  среды  для

инвалидов.

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Практическая работа № 3. Особенности

потребностей инвалидов: по зрению, по слуху, по опорно-двигательному аппарату,

перемещающихся на креслах-колясках

Практическое занятие:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

Самостоятельная работа:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Общение с

инвалидами и МГН

Лекция (урок):Лекция (урок):

1. Этика и способы общения с инвалидами.

2.  Действия  работников  транспортного

комплекса  при  оказании  ситуационной

помощи. 3. Потребности различных групп

инвалидов в информации для принятия

решения о поездке на транспорте

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Практическая работа № 4. Особенности

потребностей инвалидов: по зрению, по

слуху, по опорно-двигательному аппарату,

перемещающихся  на  креслах-колясках

Практическая работа № 5. Особенности

потребностей инвалидов: по зрению, по

слуху, по опорно-двигательному аппарату,

перемещающихся на креслах-колясках

Практическое занятие:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Раздел 4. Организация перевозки инвалидов и маломобильных пассажиров на транспорте (по видам транспорта)
 
Организация

пассажирских

перевозок

Лекция (урок):Лекция (урок):

1. Технологии обслуживания инвалидов и

маломобильных пассажиров на транспорте.

2.  Технические  и  функциональные

требования  к  объектам  транспортной

инфраструктуры,  информационному

обеспечению процессов и услуг

3
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Практическая  работа  №  6.  Оказание

ситуационной помощи.

Потребности в «ситуационной помощи»

различных групп инвалидов на объектах

наземной транспортной инфраструктуры и

борту пассажирских транспортных средств.

Технологии  оказания  «ситуационной

помощи» различным группам инвалидов.

Практическое занятие:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Стандарты

качества доступности

объектов и услуг для

инвалидов и МГН

организаций

пассажирского

транспорта

Лекция (урок):Лекция (урок):

1. Показатели эффективности и качества

доступности.

2. Приоритеты инвалидов и МГН к качеству

обеспечения  доступности  объектов

пассажирского  транспорта  и  услуг

пассажирских перевозок.

3. Показатели эффективности и качества

лучшей отраслевой практики обеспечения

доступности для МГН объектов и услуг пассажирского транспорта.

4. Лучший зарубежный опыт создания

доступной среды на транспорте.

3
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Практическая работа № 7. Законодательные

нормы в сфере формирования доступной

среды для инвалидов на транспорте

Контрольная работа

Практическое занятие:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к итоговой контрольной работе

Самостоятельная работа:
9
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Консультация
Консультации:
4
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Организация доступной среды для инвалидов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Российская Федерация. Законы. ФЗ-419. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014 /12/05/invalididok.html  
 
2. Российская Федерация. Законы. ФЗ-419. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.rg.ru.2014/12/05/invalididok.html  
 
3. ГОСТ Р 51090-97. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов:. - , . - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.

Федеральный закон "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ 

 
2. Российская Федерация. Законы.  Федеральный закон от 24.11.1995 N 181- ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9014513  
 
6.1 Основная литература
 
4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.mintrans.ru/upload/iblock/83b /transstrateg_22112008_1734_r.zip  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR SMART
https://www.iprbookshop.ru/
 
2
ЭБС Лань
https://e.lanbook.com/
 
3
Образовательная платформа Юрайт
https://urait.ru/
 
4
Ссылка  на  перечень  электронных образовательных  ресурсов  по образовательной  программе, размещенных на официальном сайте Института
https://iwtsedov.ru/sveden/objects.html#object sResurs
 
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.