2024-2025_23_02_01_23_123 (на базе 11 кл)_plx_Организация доступной среды для инвалидов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация доступной среды для инвалидов»
23.02.01 – ОП.10 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация доступной среды для инвалидов»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.10 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация доступной среды для инвалидов»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Организация доступной среды для инвалидов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
преподаватель, Таперечкина Юлия Николаевна
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Организация доступной среды для инвалидов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

потребности инвалидов и маломобильных группам населения, которым могут потребоваться дополнительные услуги для преодоления барьеров; основные виды барьеров для передвижения инвалидов на объектах транспортной инфраструктуры и на различных видах транспортных средств.

Уметь:

организовывать коммуникацию с лицами с ОВЗ.

Иметь практический опыт:

навыками оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
Знать:

требования законодательства по обеспечению доступа инвалидов к услугам пассажирского транспорта; основные параметры стандартов качества доступности.

Уметь:

организовать работу экипажа по оказанию услуг инвалидам и другим МГН в соответствие с требованиями

законодательства; использовать принцип «разумного приспособления» для обеспечения доступности услуг водного транспорта для МГН.

Иметь практический опыт:

методикой проведения паспортизации доступности для МГН объектов и услуг водного транспорта.

ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.
 
 
 
 
 
Знать:

основные способы и методы организации работы персонала  по  обеспечению  комфортной  и безопасной  перевозки  пассажиров с инвалидностью.

Уметь:

организовывать работу персонала в перевозочных работах для обеспечения безопасной и комфортной перевозки пассажиров с инвалидностью.

Иметь практический опыт:

навыками оказания ситуационной помощи инвалидам и маломобильным группам населения.

ПК 3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Организация доступной среды для инвалидов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
 
- Организация сервиса и безопасность на транспорте
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
20
20
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
18
18
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
54
54
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Основные сведения о требованиях законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта
 
Требования

законодательства по

обеспечению доступа

инвалидов к объектам

и услугам

пассажирского

транспорта

Лекция (урок):Лекция (урок):

Основные  положения  и  принципы

Конвенции  о  правах  инвалидов  по

обеспечению прав инвалидов на доступные

объекты и услуги пассажирского транспорта

(определение  инвалидности,  права

инвалидов,  принцип  отсутствия

«дискриминации  по  признаку

инвалидности»  при  обеспечении

доступности объектов и услуг социальной

инфраструктуры для населения, принципы

«разумного  приспособления»,  принцип

«универсального дизайна»)

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Практическая работа № 1. Требования

Федеральных законов № 181–ФЗ, № 46–ФЗ,

№ 419-ФЗ, Государственной программа РФ

«Доступная среда».

Практическое занятие:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Ответственность

организаций и

персонала

пассажирского

транспорта за

обеспечение доступа

инвалидов к объектам

и услугам

Лекция (урок):Лекция (урок):

1. Обязанности организаций пассажирского

транспорта  по  обеспечению  доступа

инвалидов к объектам и услугам. Права

инвалидов на доступ к объектам и услугам

транспорта и на получение «ситуационной

помощи».

2.  Права  общественных  организаций

инвалидов по защите прав инвалидов на

доступные услуги и объекты пассажирского

транспорта.

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

Самостоятельная работа:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Раздел 2. Модель взаимодействия участников процесса формирования доступной среды для инвалидов и МГН на транспорте
 
Процесс

организации

доступной среды для

инвалидов и МГН на

пассажирском

транспорте

Лекция (урок):Лекция (урок):

1.  Участники  процесса  организации

доступной среды для инвалидов и МГН на

пассажирском транспорте.

2. Состав участников процесса организации

доступной среды. Функции участников.

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Взаимодействие

органов

исполнительной

власти, организаций

пассажирского

транспорта,

общественных

организаций

инвалидов по

формированию

доступной среды для

инвалидов и МГН

Лекция (урок):Лекция (урок):

Модель  взаимодействия  органов

исполнительной  власти,  организаций

пассажирского транспорта, общественных

организаций инвалидов по формированию

доступной среды для инвалидов и МГН

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

Самостоятельная работа:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Раздел 3. Потребности  инвалидов  в  помощи  на  объектах  транспортной инфраструктуры
 
Группы

инвалидов

Лекция (урок):Лекция (урок):

1.  Классификация  групп  инвалидов,

определения скрытых и явных признаков

инвалидности.

2. Потребности разных групп инвалидов и

МГН

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Практическая работа № 2. Особенности

потребностей инвалидов: по зрению, по

слуху, по опорно-двигательному аппарату,

перемещающихся на креслах-колясках

Практическое занятие:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

Самостоятельная работа:
3
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Барьеры на

транспорте для

инвалидов и МГН

Лекция (урок):Лекция (урок):

1.  Определение  барьеров  для  каждой

группы инвалидов: по зрению, по слуху, по

опорно-двигательному  аппарату,

перемещающихся  на  креслах-колясках,

нуждающихся в получении информации и

перемещении  при  осуществлении

пассажирской перевозки.

2.  Практика  зарубежных  стран  по

обеспечению  безбарьерной  среды  для

инвалидов.

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Практическая работа № 3. Особенности

потребностей инвалидов: по зрению, по слуху, по опорно-двигательному аппарату,

перемещающихся на креслах-колясках

Практическое занятие:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

Самостоятельная работа:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Общение с

инвалидами и МГН

Лекция (урок):Лекция (урок):

1. Этика и способы общения с инвалидами.

2.  Действия  работников  транспортного

комплекса  при  оказании  ситуационной

помощи. 3. Потребности различных групп

инвалидов в информации для принятия

решения о поездке на транспорте

2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Практическая работа № 4. Особенности

потребностей инвалидов: по зрению, по

слуху, по опорно-двигательному аппарату,

перемещающихся  на  креслах-колясках

Практическая работа № 5. Особенности

потребностей инвалидов: по зрению, по

слуху, по опорно-двигательному аппарату,

перемещающихся на креслах-колясках

Практическое занятие:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Раздел 4. Организация перевозки инвалидов и маломобильных пассажиров на транспорте (по видам транспорта)
 
Организация

пассажирских

перевозок

Лекция (урок):Лекция (урок):

1. Технологии обслуживания инвалидов и

маломобильных пассажиров на транспорте.

2.  Технические  и  функциональные

требования  к  объектам  транспортной

инфраструктуры,  информационному

обеспечению процессов и услуг

3
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Практическая  работа  №  6.  Оказание

ситуационной помощи.

Потребности в «ситуационной помощи»

различных групп инвалидов на объектах

наземной транспортной инфраструктуры и

борту пассажирских транспортных средств.

Технологии  оказания  «ситуационной

помощи» различным группам инвалидов.

Практическое занятие:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Стандарты

качества доступности

объектов и услуг для

инвалидов и МГН

организаций

пассажирского

транспорта

Лекция (урок):Лекция (урок):

1. Показатели эффективности и качества

доступности.

2. Приоритеты инвалидов и МГН к качеству

обеспечения  доступности  объектов

пассажирского  транспорта  и  услуг

пассажирских перевозок.

3. Показатели эффективности и качества

лучшей отраслевой практики обеспечения

доступности для МГН объектов и услуг пассажирского транспорта.

4. Лучший зарубежный опыт создания

доступной среды на транспорте.

3
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Практическая работа № 7. Законодательные

нормы в сфере формирования доступной

среды для инвалидов на транспорте

Контрольная работа

Практическое занятие:
2
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к итоговой контрольной работе

Самостоятельная работа:
9
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
Консультация
Консультации:
4
ОК 06.,ПК 1.2,ПК 3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Организация доступной среды для инвалидов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Российская Федерация. Законы. ФЗ-419. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014 /12/05/invalididok.html  
 
2. Российская Федерация. Законы. ФЗ-419. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.rg.ru.2014/12/05/invalididok.html  
 
3. ГОСТ Р 51090-97. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов:. - , . - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.

Федеральный закон "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ 

 
2. Российская Федерация. Законы.  Федеральный закон от 24.11.1995 N 181- ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9014513  
 
6.1 Основная литература
 
4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.mintrans.ru/upload/iblock/83b /transstrateg_22112008_1734_r.zip  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR SMART
https://www.iprbookshop.ru/
 
2
ЭБС Лань
https://e.lanbook.com/
 
3
Образовательная платформа Юрайт
https://urait.ru/
 
4
Ссылка  на  перечень  электронных образовательных  ресурсов  по образовательной  программе, размещенных на официальном сайте Института
https://iwtsedov.ru/sveden/objects.html#object sResurs
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.