ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Основы предпринимательской деятельности»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы предпринимательской деятельности»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
Иметь практический опыт:
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач;
Уметь:
- определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы
Иметь практический опыт:
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;
- содержание актуальной нормативно-правовой документации;
Уметь:
- рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования;
Иметь практический опыт:
- принципы, методы, содержание и особенности процесса планирования экономических процессов
- методы оценки эффективности экономических процессов на предприятии, в т.ч. методами оценки эффективности функционирования элементов логистической системы.
Уметь:
- определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;
- выбирать цель и методы планирования элементов логистической системы предприятия;
- рассчитать эффективность функционирования элементов логистической системы.
Иметь практический опыт:
часов
1. Понятие, содержание и принципы предпринимательской деятельности.
2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность. Субъекты бизнеса.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений и докладов.
Основные организационные формы бизнеса.
Предприятие в системе бизнеса. Конкуренция в бизнесе.
Цель предпринимательства и его организация
1. Предпринимательство на Руси до XV века. Российское предпринимательство периода XV – XIX веков.
2. Бизнес в России дореволюционного периода. Бизнес в период руководства коммунистической партии. Предпринимательство постсоветского периода.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений и докладов.
Особенности экономического развития дореволюционной России.
Особенность экономического развития советской России.
Бизнес в период Новой экономической политики (НЭП).
Особенности современного экономического развития России.
Характеристика свойств личности предпринимателя.
1) Концепции бизнеса: позитивная концепция бизнеса, критическая концепция бизнеса, прагматическая концепция бизнеса. Внешняя и внутренняя предпринимательская среда.
2) Родовые признаки бизнеса.
Формирование концепции бизнеса
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений и докладов.
Концепция коммерческой деятельности на промышленном предприятии
1. Виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая. Характеристика производственной деятельности. Понятие, признаки, преимущества и недостатки малого предпринимательства.
2. Характеристика и сущность коммерческой деятельности. Предпринимательская тайна. Сущность и задачи финансовой деятельности.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка сообщений и докладов.
Анализ коммерческой деятельности на предприятиях
1. Организационно-правовые формы бизнеса: общества, товарищества, кооперативы, хозяйственное партнерство. Индивидуальное предпринимательство.
2. Процедура государственной регистрации предпринимательской деятельности. Предпринимательский договор, понятие, виды, этапы составления. Франчайзинг как форма организации собственного дела. Ответственность предпринимателя.
Составление сравнительной таблицы «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России»
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений и докладов.
Организационно-правые формы бизнеса в России.
Особенности организационно-правовых форм бизнеса в мире.
Анализ преимуществ и недостатков различных организационно-правовых форм бизнеса.
Порядок и этапы заполнения документов для регистрации предпринимательской деятельности.
1. Финансовая деятельность в организации. Инвестиционная деятельность в организации.
2. Формирование имущества и источники финансирования предпринимательской деятельности. Основные показатели эффективности предпринимательской деятельности
Решение задач на определение эффективности предпринимательской деятельности
Финансовая деятельность в организации. Инвестиционная деятельность в организации.
Формирование имущества и источники финансирования предпринимательской деятельности. Основные показатели эффективности предпринимательской деятельности
1. Финансовая система и финансовый рынок. Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита
2. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой.
Составление схемы «Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита»
Финансовая система и финансовый рынок. Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой.
1. Понятие и сущность рисков в предпринимательстве. Классификация рисков.
2. Система управления рисками: процесс управления рисками на предприятии, методы управления рисками, управление информационными рисками, методы финансирования рисков.
Анализ и определение рисков в предпринимательской деятельности.
Понятие и сущность рисков в предпринимательстве. Классификация рисков. Система управления рисками: процесс управления рисками на предприятии, методы управления рисками, управление информационными рисками, методы финансирования рисков.
1. Понятие и виды налогов. Система налогообложения предпринимательской деятельности.
2. Выбор системы налогообложения - общие принципы.
Решение задач по расчету налогов. Работа с формой заявления о переходе на УСН.
Понятие и виды налогов. Система налогообложения предпринимательской деятельности. Выбор системы налогообложения - общие принципы.
1. Методические основы разработки бизнес – плана. Состав бизнес-плана.
2. Структура бизнес-плана: титульный лист, оглавление, резюме бизнес-плана, история бизнеса организации (описание отрасли), план маркетинга, производственный план, организационный план, финансовый план.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.