2024-2025_38_02_03_24_123 (на базе 9 кл)_plx_Основы предпринимательской деятельности_Операционная деятельность в логистике
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы предпринимательской деятельности»
38.02.03 – ОПЦ.14 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы предпринимательской деятельности»

Индекс:

(Файл)

38.02.03 – ОПЦ.14 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы предпринимательской деятельности»

Специальность
38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
операционный логист
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (приказ Минобрнауки России от 21.04.2022 г. № 257)», учебного плана по специальности «38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Степеннова И.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач;

Уметь:

- определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;

- содержание актуальной нормативно-правовой документации;

Уметь:

- рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования;

Иметь практический опыт:

ПК 4.1. Планировать работу элементов логистической системы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы, методы, содержание и особенности процесса планирования экономических процессов

- методы оценки эффективности экономических процессов на предприятии, в т.ч. методами оценки эффективности функционирования элементов логистической системы.

Уметь:

- определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;

- выбирать цель и методы планирования элементов логистической системы предприятия;

- рассчитать эффективность функционирования элементов логистической системы.

Иметь практический опыт:

ПК 4.2. Владеть методологией оценки эффективности функционирования элементов логистической системы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы коммерческой деятельности
 
- Экономика организации
 
- Обществознание
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Финансы, денежное обращение и кредит
 
- Логистика сервисного обслуживания
 
- Моделирование логистических систем
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
38
38
В том числе: 
Лекционные занятия
28
28
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
12
12
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
54
54
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1. Понятие, содержание и принципы предпринимательской деятельности.

2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность. Субъекты бизнеса.

2
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Тема 1. Содержание и типология предпринимательской деятельности
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений и докладов.

Основные организационные формы бизнеса.

Предприятие в системе бизнеса. Конкуренция в бизнесе.

Цель предпринимательства и его организация

1
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Тема 2. История российского предпринимательства
Лекция (урок):

1. Предпринимательство на Руси до XV века. Российское предпринимательство периода XV – XIX веков.  

2. Бизнес в России дореволюционного периода. Бизнес в период руководства коммунистической партии. Предпринимательство постсоветского периода.

2
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Тема 2. История российского предпринимательства
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений и докладов.

Особенности экономического развития дореволюционной России.

Особенность экономического развития советской России.

Бизнес в период Новой экономической политики (НЭП).

Особенности современного экономического развития России.

Характеристика свойств личности предпринимателя.

2
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

1) Концепции бизнеса: позитивная концепция бизнеса, критическая концепция бизнеса, прагматическая концепция бизнеса. Внешняя и внутренняя предпринимательская среда.

2) Родовые признаки бизнеса.

3
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Формирование концепции бизнеса

1
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Тема 3. Концепция и родовые признаки бизнеса
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений и докладов.

Концепция коммерческой деятельности на промышленном предприятии

1
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая. Характеристика производственной деятельности. Понятие, признаки, преимущества и недостатки малого предпринимательства.

2. Характеристика и сущность коммерческой деятельности. Предпринимательская тайна. Сущность и задачи финансовой деятельности.

4
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Тема 4. Виды предпринимательской деятельности
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка сообщений и докладов.

Анализ коммерческой деятельности на предприятиях

2
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Организационно-правовые формы бизнеса: общества, товарищества, кооперативы, хозяйственное партнерство. Индивидуальное предпринимательство.

2. Процедура государственной регистрации предпринимательской деятельности. Предпринимательский договор, понятие, виды, этапы составления. Франчайзинг как форма организации собственного дела. Ответственность предпринимателя.

3
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Тема 5. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности
Практическое занятие:

Составление сравнительной таблицы «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России»

1
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Тема 5. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений и докладов.

Организационно-правые формы бизнеса в России.

Особенности организационно-правовых форм бизнеса в мире.

Анализ преимуществ и недостатков различных организационно-правовых форм бизнеса.

Порядок и этапы заполнения документов для регистрации предпринимательской деятельности.

1
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Финансовая деятельность в организации. Инвестиционная деятельность в организации.

2. Формирование имущества и источники финансирования предпринимательской деятельности. Основные показатели эффективности предпринимательской деятельности

4
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Решение задач на определение эффективности предпринимательской деятельности

2
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Тема 6. Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности
Самостоятельная работа:

Финансовая деятельность в организации. Инвестиционная деятельность в организации.

Формирование имущества и источники финансирования предпринимательской деятельности. Основные показатели эффективности предпринимательской деятельности

1
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Финансовая система и финансовый рынок. Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита

2. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой.

2
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Составление схемы «Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита»

2
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Тема 7. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой и кредитными организациям
Самостоятельная работа:

Финансовая система и финансовый рынок. Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой.

1
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Понятие и сущность рисков в предпринимательстве. Классификация рисков.

2. Система управления рисками: процесс управления рисками на предприятии, методы управления рисками, управление информационными рисками, методы финансирования рисков.

2
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Тема 8. Риски предпринимательской деятельности
Практическое занятие:

Анализ и определение рисков в предпринимательской деятельности.

2
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Тема 8. Риски предпринимательской деятельности
Самостоятельная работа:

Понятие и сущность рисков в предпринимательстве. Классификация рисков. Система управления рисками: процесс управления рисками на предприятии, методы управления рисками, управление информационными рисками, методы финансирования рисков.

1
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Понятие и виды налогов. Система налогообложения предпринимательской деятельности.

2. Выбор системы налогообложения - общие принципы.

2
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Решение задач по расчету налогов. Работа с формой заявления о переходе на УСН.

2
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Тема 9. Система налогообложения предпринимательской деятельности
Самостоятельная работа:

Понятие и виды налогов. Система налогообложения предпринимательской деятельности. Выбор системы налогообложения - общие принципы.

1
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Методические основы разработки бизнес – плана. Состав бизнес-плана.

2. Структура бизнес-плана: титульный лист, оглавление, резюме бизнес-плана, история бизнеса организации (описание отрасли), план маркетинга, производственный план, организационный план, финансовый план.

4
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Тема 10. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

1
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
Консультации:
4
ОК 03.,ПК 4.1.,ПК 4.2.,ОК 01.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.