2024-2025_38_02_03_24_123 (на базе 9 кл)_plx_Менеджмент_Операционная деятельность в логистике
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Менеджмент»
38.02.03 – ОПЦ.10 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Менеджмент»

Индекс:

(Файл)

38.02.03 – ОПЦ.10 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Менеджмент»

Специальность
38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
операционный логист
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Менеджмент» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (приказ Минобрнауки России от 21.04.2022 г. № 257)», учебного плана по специальности «38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Степеннова И.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Менеджмент»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

Уметь:

- планировать и организовывать работу подразделения;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);

- внешнюю и внутреннюю среды организации;

- цикл менеджмента;

Уметь:

- формировать организационные структуры управления;

- разрабатывать мотивационную политику организации;

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методику принятия решений;

- стили руководства, коммуникации в организациях, правила эффективного делового общения

Уметь:

- учитывать особенности менеджмента (по отраслям).

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике;

Уметь:

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

Иметь практический опыт:

ПК 4.1. Планировать работу элементов логистической системы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

Уметь:

- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

Иметь практический опыт:

ПК 4.3. Составлять программу и осуществлять мониторинг показателей работы на уровне подразделения (участка) логистической системы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Менеджмент» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы коммерческой деятельности
 
- Основы предпринимательской деятельности
 
- Экономика организации
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Логистика сервисного обслуживания
 
- Моделирование логистических систем
 
- Производственная практика
 
- Распределительная логистика
 
- Транспортная логистика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
40
40
В том числе: 
Лекционные занятия
26
26
Практические занятия
14
14
Самостоятельная работа
10
10
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
54
54
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

Условия и предпосылки возникновения менеджмента. История развития менеджмента. Школы менеджмента, их характерные черты. Национальные особенности менеджмента. Качества, необходимые менеджеру. Менеджмент – наука, искусство и практика. Менеджмент как многоаспектный процесс. Функции, принципы и методы менеджмента.

2
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента.

Особенности российского менеджмента.

2
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

1
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Лекция (урок):

Организация как социотехническая система. Основные ресурсы организации. Жизненный цикл организации. Внешняя среда и ее элементы. Внутренняя среда, ее основные внутренние переменные. Факторы внешней среды и их влияние на организацию. Микро- и макросреда. Внутренние переменные организации. Цели, задачи, структура, технология, люди. Критерии успеха организации. SWOT-анализ. 

4
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации
Практическое занятие:

Практическое занятие № 1. Проведение SWOT-анализа организации

2
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

2
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Лекция (урок):

Цикл менеджмента: понятие, содержание. Функция планирования. Функция организации. Функция мотивации. Функция контроля. Цикл менеджмента. Система методов управления. Формы, виды, основные стадии планирования. Виды и этапы контроля. Правила проведения контроля в менеджменте. Мотивация как управленческая функция. Мотивы внутренние и внешние. 

4
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 2. Разработка различных видов планов деятельности логистической службы (отдела логистики)

2
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Тема 3. Цикл менеджмента
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

2
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Лекция (урок):

Методы управления: классификация, взаимосвязь и взаимозависимость. Управленческие решения: понятие, сущность, классификация, условия и этапы принятия, организация и контроль исполнения. Рациональные решения. Этапы принятия рационального управленческого решения.

2
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 3. Разработка управленческих решений на основе анализа практических ситуаций

2
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Тема 4. Система методов управления
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений и докладов.

1
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Лекция (урок):

Коммуникации: понятие, виды, роль в организации. Коммуникационные сети и их разновидности. Процесс коммуникации, его этапы и элементы. Коммуникации между организацией и элементами внешней среды. Горизонтальные и вертикальные коммуникации в организациях. Неформальные коммуникации. Пути совершенствования информационного обмена в организации. Эффективное деловое и управленческое общение. 

4
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 4.

1. Упражнения по созданию эффективных коммуникаций внутри группы.

2. Публичные выступления

2
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Тема 5. Коммуникации в организации
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений и докладов.

2
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Тема 6. Стили управления
Лекция (урок):

Власть. Виды власти. Стили управления и факторы их формирования: авторитарный демократический и нейтральный стили руководства. «Решетка менеджмента». Формы власти и влияния. 

4
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 5. Анализ стилей руководства.

2
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Тема 6. Стили управления
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений и докладов.

1
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Лекция (урок):

Конфликты в организации: понятие, природа, последствия, функции, виды и причины возникновения. Стресс: понятие и причины возникновения. Виды стресса. Способы управления конфликтной ситуацией. Структурные методы и межличностные стили управления конфликтом. Психологический климат в организации. Стресс и дистресс. Пути предупреждения стрессовых ситуаций.

4
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 6. Управление конфликтами и стрессами

2
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Тема 7. Управление конфликтами и стрессами
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений и докладов.

1
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Промежуточная аттестация
Лекция (урок):

Дифференцированный зачет

2
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Консультации:
4
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Менеджмент» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.