2024-2025_23_02_01_24_1234 (на базе 9 кл)_plx_Физика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
23.02.01 – СОО.01.11 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – СОО.01.11 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Физика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Было Д.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Физика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- о роли и месте физики в современной научной картине мира; о физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

Уметь:

- уверено пользоваться физической терминологией и символикой;

- решать физические задачи;

- сформировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

- основополагающие физические понятия, закономерности, законы и теории;

Уметь:

- обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
Знать:

- основные методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

Уметь:

- применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Физика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Химия
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
- Математика
 
- Информатика
 
- Электротехника и электроника
 
- Технические средства (по видам транспорта)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 225 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
139
51
88
В том числе: 
Лекционные занятия
139
51
88
Самостоятельная работа
56
24
32
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
225
81
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Введение. Физика и методы научного познания
 
Урок:Введение. Предмет физика и техника. Физическая картина мира
2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема.

Введение.

Физика и

методы

научного

познания

Самостоятельная работа:

Введение. Предмет физика и техника. Физическая картина мира. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 2. Механика 
 
Тема 1.1.

Основы

кинематики.

Урок:

1.Механическое движение и его виды.

2.Механическое движение и его виды.

3. Прямолинейное движение с постоянным

ускорением. Криволинейное движение.

4. Равномерное движение материальной точки по

окружности

5. Поступательное и вращательное движения

твердого тела. Угловая и линейная скорость

вращения

10
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 1.1.

Основы

кинематики.

Самостоятельная работа:

Механическое движение и его виды.

Относительность движения. Проработать

конспект занятия и учебной

Равномерное прямолинейное движение.

Скорость, координаты и пройденный путь.

Решение задач, карточки с заданиями

литературы.

Равномерное движение материальной точки по

окружности. Проработать конспект занятия и

учебной литературы, подготовить сообщение о И.

Ньютоне.

12
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Консультации:
1
 
Урок:

1. Основная задача динамики. Масса

2. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона

3. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес

тела.

4. Силы. Сила трения. Сила упругости.

5. Первая космическая скорость. Движение планет и

малых тел Солнечной системы.

6. «Движение тела под действием нескольких сил».

7. «Изучение движения тела по окружности под

действием сил упругости и тяжести»

14
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 1.2. Основы

динамики.

Самостоятельная работа:

Основная задача

динамики. Масса. Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона. Сила всемирного

тяготения. Сила тяжести, Вес тела. Конспект.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Консультации:
2
 
Тема 1.3.

Законы

сохранения в

механике

Урок:

1. Реактивное движение. Реактивная сила.

Закон сохранения импульс

2. Работа. Мощность. Механическая энергия.

Закон сохранения полной механической энергии.

3. Принцип относительности Галилея-Эйнштейна.

Закон сложения скоростей

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 1.3.

Законы

сохранения в

механике

Самостоятельная работа:

Реактивное движение.

Реактивная сила. Закон охранения момента

импульса. Работа. Мощность. Механическая

энергия. Кинетическая и потенциальная энергии.

Закон сохранения импульса. Закон сохранения

полной механической энергии. Проработать

конспект занятий по учебной литературе

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Консультации:
2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
 
Тема 2.1.

Основы

молекулярнокинетической

теории.

Урок:

1. Основные положения МКТ. Давление

2. Уравнение состояния идеального газа

3. Температура. Абсолютная шкала температур.

4. Изопроцессы. Газовые законы.

5. Графики изопроцессов. 

10
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 2.1.

Основы

молекулярнокинетической

теории.

Самостоятельная работа:

Небесные координаты. геоцентрическая и

гелиоцентрическая система мира. Проработать

конспект занятий по учебной литературе

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Консультации:
1
 
Урок:

1. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа.

2. Первое начало термодинамики. Понятие о втором 02, ОК 07

начале термодинамики. Необратимость тепловых

процессов.

3. Тепловая машина. КПД тепловых двигателей

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 2.2. Основы

термодинамик

и

Самостоятельная работа:

Подготовить сообщение об истории развития

термометра

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 2.3.

Агрегатные

состояния

вещества и

фазовые

переходы

Урок:

1. Агрегатные состояния вещества

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность

воздуха.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:Контрольная работа за I семестр
1
 
2 семестр
 
Раздел 4. Основы электродинамики
 
Урок:

1. Электризация тел. Заряд. Закон сохранения заряда

2. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей

3. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды. Поляризация диэлектриков

4. Разность потенциалов. Связь между

напряженностью и разностью потенциалов

электрического поля.

5. Электрическая емкость. Конденсаторы и их

соединения

6. Изучение последовательного соединения

конденсаторов

7. Изучения параллельного соединения

конденсаторов

14
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.1

Электрическое

поле.

Самостоятельная работа:Электризация тел. Заряд. Закон сохранения

заряда

Закон Кулона. Напряженность электрического

поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники

и диэлектрики в электрическом поле.

Диэлектрическая проницаемость среды.

Проработать конспект занятий по учебной

литературе

Электрическая емкость. Конденсаторы и их

соединения. Проработать конспект занятия и

учебной литературы

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.2

Законы постоянного

тока

Урок:

1. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического

тока. Сила тока и плотность тока.

2. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и

площади поперечного сечения проводника.

3.  Зависимость

электрического сопротивления проводников от температуры.

Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость.

4. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока.

Закон Джоуля-Ленца. Электродвижущая сила источника тока.

5. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и

последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для

узла. 

10
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.3

Электрический

ток в

различных

средах.

Урок:

1. Электрическая проводимость веществ.

Сверхпроводимость

2. Полупроводниковые приборы

3. Электрический ток в металлах, полупроводниках,

жидкостях и газах

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.3

Электрический

ток в

различных

средах.

Самостоятельная работа:

Электрическая

проводимость веществ. Сверхпроводимость.

Проработать конспект занятия и учебной

литературы

Природа ферромагнетизма. Пьезоэлектрический

эффект его применение.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Консультации:
2
 
Тема 3.4

Магнитное

поле.

Урок:

1. Магнитное поле. Его свойства. Характеристика

магнитного поля.

2. Взаимодействие токов. Сила Ампера.

3. Магнитный поток. Сила Лоренца

4. Действие магнитного поля на движущуюся

заряженную частицу

8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.4

Магнитное

поле.

Самостоятельная работа:

Магнитное поле. Его свойства. Характеристика

магнитного поля. Сообщения «Майкл Фарадей —

создатель учения об электромагнитном поле.»

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.5

Электромагнит

ная индукция.

Урок:

1. Явление электромагнитной индукции. Правило

Ленца. Закон электромагнитной индукции.

2. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в

движущихся проводниках. Явление

самоиндукции.

3. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Электромагнитное поле

4. Явление электромагнитной индукции.

8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Консультации:
2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 5. Колебания и волны
 
Урок:

1. Колебательное движение. Виды колебательного движения

2. Уравнение гармонического осциллятора.

3. Свободные и вынужденные гармонические

колебания

4. Векторное представление колебаний

8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 4.1

Механические

колебания и

волны

Самостоятельная работа:

Колебательное движение. Виды колебательного движения. Проработать конспект занятия и учебной литературы

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 4.2. Электромагнитные колебания

и волны

Урок:

1. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Частота, период колебаний

2. Закон Ома для цепей переменного тока.

Мощность.

3. Вынужденные электромагнитные колебания.

4. Электромагнитные волны. Свойства

электромагнитных волн.

8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 4.2. Электромагнитные колебания

и волны

Самостоятельная работа:

Свободные электромагнитные колебания в

контуре. Частота, период колебаний.

Вынужденные электромагнитные колебания.

Проработать конспект занятия и учебной

литературы Закон Ома для цепей переменного

тока. Мощность. Трансформатор. Сообщение

«Оптические явления в атмосфере»

Подготовить сообщение о изобретении радио

Электромагнитные волны. Свойства

электромагнитных волн Сообщение

«Изобретение радио А.С. Поповым»

10
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 6. Оптика
 
Урок:1. Отражение света. Законы отражения света.

2. Преломление света. Законы преломления. Линзы

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 5.1.

Природа света

Самостоятельная работа:

Отражение света.

Законы отражения света. Преломление света.

Законы преломления Сообщение «Устройство

фотоаппарата

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 5.2.

Волновые

свойства света.

Урок:

1. Интерференция света. Когерентность световых

лучей. Кольца Ньютона.

2. Дифракция света. Дифракционная решетка.

3. Дисперсия света. Виды излучений. Виды

спектров

4. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное

излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и

свойства. Шкала электромагнитных излучений.

8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Постулаты теории относительности и следствия

из них. Энергия покоя.

2. Связь массы и энергии

свободной частицы. Элементы релятивистской

динамики

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 5.3.

Специальная

теория

относительнос

ти

Самостоятельная работа:

Возникновение СТО. Постулаты СТО. Следствия

постулатов СТО: относительность

одновременности, относительность расстояний,

относительность промежутков времени,

релятивистский закон сложения скоростей.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 7. Квантовая физика
 
Тема 6.1.

Квантовая

оптика

Урок:

1. Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение.

Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Урок:

1. Модели строения атомного ядра. Ядерная модель

атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома

водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора.

2. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного

распада. Радиоактивные превращения.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 6.2.

Физика атома

и атомного

ядра.

Самостоятельная работа:

Модель атома

резерфорда и Бора. Подготовить сообщение о

ядерной энергетике

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Консультации:
2
 
Раздел 8. Строение Вселенной
 
Тема 7.1.

Строение

Солнечной

системы

Урок:

1. Солнечная система: планеты и малые тела,

система Земля—Луна

2. Звездные системы и галактики

4
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Физика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.