ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Химия»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
-основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, p-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо- и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы),
-закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека.
Уметь:
- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;
- использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций;
- устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением.
Иметь практический опыт:
- основные методы научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование)
Уметь:
- планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
- анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением.
Иметь практический опыт:
- о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
Уметь:
- соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации;
Иметь практический опыт:
часов
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Виды химических связей
Виды химической связи (ионная, ковалентная, металлические, водородная), способы ее образования. Типы кристаллических решеток.
Строение атомов
химических
элементов и
природа
химической
связи
Практическая работа№1. Решение заданий по составлению формул соединений. Установление связи между строением
атомов и периодической системой элементов.
Строение атомов
химических
элементов и
природа
химической
связи
Основные понятия и законы химии. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии
Периодическая система элементов и ее структура. Физический смысл. Закономерности изменения свойств химических элементов. Научное значение. Открытие новых химических элементов. Взаимосвязь положения элемента со строением
атомов. Научное значение Периодического закона. Прогнозы открытия новых элементов.
Практическая работа№2. Составление электронных формул элементов. Отличия формул элементов, находящихся в
главных подгруппах от побочных.
Периодический
закон и
Периодическая
система
химических
элементов Д.И.
Менделеева
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение вещества. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное
Классификация неорганических соединений, их свойства. Кислоты, основания, соли как электролиты, способы получения солей. Оксиды, солеобразующие и несолеобразующие. Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов.
Типы
химических
реакций и
классов
неорганических
веществ
Практическая работа№3. Количественные отношения в химии и их законы. Расчеты по химическим уравнениям. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро.
Практическая работа№4. Теория электролитической диссоциации. Ионы, электролиты, не электролиты. Реакции ионного
обмена, их составление путем полных и сокращенных уравнений реакций. Задания на составление ионных реакций.
Электролитичес
кая диссоциация
и ионный обмен,
гидролиз солей.
Лабораторная работа №1. Типы химических реакций, исследование типов (по составу по количеству исходных и образующих
веществ) и признаков химических реакций.
Гидролиз солей, рассмотрение случаев его протекания. Действия индикаторов.
Практическая работа№5. Задание на составление уравнений реакций гидролиза, протекающих в трех направлениях.
Лабораторная работа №2. Исследование ионов по составу и количеству
исходных и образующихся веществ и признаков химических реакций.
Электролитичес
кая диссоциация
и ионный обмен,
гидролиз солей.
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциации. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
Основные классы: Оксиды, основания (гидроксиды), кислоты, соли и их взаимосвязь. Агрегатные состояния. Кристаллические и
аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от их кристаллических решеток и химической связи. Причины многообразия веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Их типы и значение в народном хозяйстве и на морском транспорте.
Лабораторная работа №3. Называть вещества по их формулам, или составлять формулы, их названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре.
Практическая работа№6. Решать задания по классификации номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ,
уметь называть их. Определять принадлежность к классу веществ и называя их по правильным названиям определять их принадлежность к классу. Уметь пользоваться источниками информации.
Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ
Классификация неорганических соединений и их свойства. Химические реакции. Чтение основной и дополнительной литературы.
Контрольная работа
Металлы. Общие физические и химические свойства, способы получения значения металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Общие свойства. Типичные свойства неметаллов. 4-6 группы . Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе
Лабораторная работа №4. Составление уравнений с участием металлов и неметаллов, оксидов и амфотерных элементов, а
также кислот, оснований и амфотерных гидроксидов.
Практическая работа № 7. Решать практическо-теоритические задания на получение и безопасное использование неорганических веществ в быту и практической деятельности человека.
Физико-
химические
свойства
неорганических
веществ
Металлы и неметаллы. Подготовка доклада
Практическая работа№8. Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов и распознавания и получения соединений металлов и неметаллов. Качественные реакции на сульфат, карбонат, хлорид-анионы, на катионы алюминия
строение и номенклатура органических веществ.
Органическая химия как наука. Предмет органической химии, её место и значение в системе естественных наук. Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Международная номенклатура. Понятие об углеводах, жирах, белках, и др. высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено).
Тема 4.1 Классификация,
строение и номенклатура органических веществ.
Практическая работа №9. Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные, ароматические углеводы, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных форму органических веществ отдельных классов их названий по систематической и травильной номенклатуре. Расчёты простейшей формулы, исходя из элементного состава в %.
строение и номенклатура органических веществ.
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Чтение основной и дополнительной литературы
Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (классификация, номенклатура, гомологический ряд и общая формула, изомерия, физические и химические свойства, способы поучения) Предельные углеводороды (алканы и циклоалканы), горение метана, как один из основных источников тепла в Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (классификация, номенклатура, гомологический ряд и общая формула, изомерия, физические и химические свойства, способы поучения) Предельные углеводороды (алканы и циклоалканы), горение метана, как один из основных источников тепла в
Кислородосодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки) высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически- активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его использование.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Лабораторная работа №5. Свойства органических соединений отдельных классов, предельные, непредельные и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты. Задание на составление уравнений химических реакций с участием
органических веществ на основании их состава и строения.
Практическая работа №10. Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по травиальной или международной систематической номенклатуре. Решение практика -ориентированных теоретических заданий на
свойства органических соединений отдельных классов.
Кислород содержащие органические соединения. Азотсодержащие органические соединения. Подготовка доклада.
значение и
применение в бытовой и производственно й деятельности человека.
Биоорганические соединение. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов -источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности.
значение и
применение в бытовой и производственно й деятельности человека.
Практическая работа№11. Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создание новых материалов, новых источников энергии( альтернативные источники энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды и др.)
Практическая работа№12. Скорость реакции, и её зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции. Обратимость реакции. Химическое равновесие и его смещение для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье.
Химическое равновесие.
Практическая работа №13. Решение заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции, в том числе с позиции экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды. Решение заданий на применение принципа Ле-Шателье факторов, влияющих на смещение химического равновесия.
Практическая работа№14. Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Классификация. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Решение расчётных заданий на растворы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека.
Лабораторная работа №6. Решение задач на приготовление растворов заданных концентраций
Практическая работа№15. Новейшие достижения химической науки и химической технологии.
Практическая работа№16. Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии
медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных источников.
Дифференцированный зачет
Практическая работа №17. Чтение рефератов о применении наноматериалов как средств по борьбе за живучесть судна.
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.