2024-2025_23_02_01_24_1234 (на базе 9 кл)_plx_Информатика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
23.02.01 – ЕН.02 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ЕН.02 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, А.Б. Короткова
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ЕН.02 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Преподаватель, А.И. Харькин
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях.

Уметь:

- анализировать задачу и выделять её составные части;

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи;

- определять необходимые ресурсы;

-  осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

– основные понятия автоматизированной обработки информации,

– структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных сетей,

– основные этапы решения задач с помощью ЭВМ,

-  методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации.

Уметь:

– работать в качестве пользователя персонального компьютера,

– использовать внешние носители для обмена данными между машинами, создавать резервные копии, архивы данных и программ,

– работать с программными средствами общего назначения, использовать ресурсы сети Интернет для решения профессиональных задач,

– технические программные средства защиты информации при работе с компьютерными системами в соответствии с приемами антивирусной защиты

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
Знать:

- основы современных информационных технологий переработки информации влияние на успех в профессиональной деятельности

Уметь:

- распознавать информационные процессы в различных системах;

- использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией

Иметь практический опыт:

ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 3, 4 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Транспортная логистика
 
- Документооборот на морском транспорте
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 145 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
88
52
36
В том числе: 
Лекционные занятия
44
28
16
Лабораторные занятия
44
24
20
Самостоятельная работа
33
19
14
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
145
75
70
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Информационная деятельность человека
 
Лекция (урок):

Место и роль информатики в профессиональной деятельности

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

Информационные технологии в логистике

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

Инструментарий информационных технологий

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 1.1 Информационная деятельность чело- века
Самостоятельная работа:

Место и роль информатики в профессиональной деятельности. Информационные технологии в логистике.

Инструментарий ИТ. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии. Создание презентации.

4
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Раздел 2. Общий состав и структура ЭВМ и вычислительных систем, программное обеспечение
 
Лекция (урок):

Архитектура современных ПК

3
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 2.1 Архитектура совре- менных ПК
Самостоятельная работа:

Архитектура современных ПК

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 2.2 Периферийные устройства ПК
Лекция (урок):

Периферийные устройства ПК

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа №1. «Базовая аппаратная конфигурация. Внутреннее устройство системного блока»

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 2.2 Периферийные устройства ПК
Самостоятельная работа:

Периферийные устройства ПК

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

Классификация программного обеспечения

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

Программная конфигурация ПК

1
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 2.3 Классификация про- граммного обеспе- чения. Программная конфигурация ПК.
Самостоятельная работа:

Программная конфигурация ПК

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

Операционные системы

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 2. «Работа с графической операционной системой»

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 3. «Работа с каталогами и файлами. Служебные приложения»

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 2.4 Операционные системы
Самостоятельная работа:

Операционные системы

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Раздел 3. Пакеты прикладных программ
 
Тема 3.1 Классификация пакетов прикладных программ
Лекция (урок):

Понятие классификация пакетов прикладных программ

3
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 3.1

Классификация пакетов прикладных программ

Самостоятельная работа:

Классификация пакетов прикладных программ

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

Текстовые процессоры

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа№ 4. «Деловой текстовый документ. Стили Оформления документов»

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа№5. «Инструменты автоматизации форматирования»

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 6. «Использование деловой графики для визуализации текстовой информации»

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 7. «Оформление деловой корреспонденции. Рассылка документов»

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 3.2 Текстовые процессоры
Самостоятельная работа:

Текстовые процессоры

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 3.3 Электронные таблицы
Лекция (урок):

Электронные таблицы

3
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 8. «Расчеты средствами редактора ЭТ»

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 9. «Графическое представление числовых данных»

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 10. Фильтрация данных. Условное форматирование»

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 3.3 Электронные таблицы
Самостоятельная работа:

Электронные таблицы

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

Системы управления базами данных СУБД

4
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 11. «Основные объекты СУБД»

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 12. «Создание реляционной базы данных». Контрольная работа

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 3.4

Системы управления базами данных СУБД

Самостоятельная работа:

Системы управления базами данных СУБД

1
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Консультации:
4
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
4 семестр
 
Раздел 4. Пакеты прикладных программ
 
Лекция (урок):

Графические редакторы

1
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа №13. Основные инструменты графических редакторов

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа №14. Создание и преобразование графических изображений

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 3.5 Графические редакторы
Самостоятельная работа:

Графические редакторы

3
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лекция (урок): Мультимедиа презентации
1
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 3.6 Мультимедиа презентации
Лабораторные занятия:Лабораторная работа №.15 Создание мультимедиа презентации
2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Раздел 5. Сетевые технологии обработки информации
 
Лекция (урок):Компьютерные сети.  Виды вычислительных сетей. Сетевое оборудование.

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 4.1

Компьютерные сети

Самостоятельная работа:Компьютерные сети. Виды вычислительных сетей. Сетевое оборудование
3
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 4.2

Интернет

Лекция (урок):Представление информации в глобальной сети Интернет. Информационный поиск в Интернете.

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 4.2

Интернет

Лабораторные занятия:

Лабораторная рабата № 16. Работа с информационно – поисковой системой

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 4.2

Интернет

Самостоятельная работа:

Представление информации в глобальной се- ти Интернет. Информационный поиск в Интернете

3
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 4.3 Сервисы глобальных сетей
Лекция (урок):

Сервисы глобальных сетей

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

Лабораторная работа № 17. Настройка и работа с электронной почтой

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 4.3 Сервисы глобальных сетей
Самостоятельная работа:

Сервисы глобальных сетей

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Раздел 6. Информационная безопасность
 
Тема 5.1

Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности

Лекция (урок):

Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 5.2 Технические и программные средства защиты информации.
Лабораторные занятия:

Технические и программные средства защиты информации

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 

Тема 5.2 Технические и программные средства защиты информации.

Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 18. «Организация за- щиты документов электронного офиса. Применение средств антивирусной защиты»

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Раздел 7. Автоматизированная обработка информации
 
Лекция (урок):

Автоматизированные системы.

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 19. Автоматизированное рабочее место.

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 6.1 Автоматизированные системы.
Самостоятельная работа:

Автоматизированные системы

3
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 6.2 Сетевые офисные программы
Лекция (урок):

Сетевые офисные программы

1
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 

Тема 6.2 Сетевые офисные программы

Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 20. Облачные технологии.

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

Системы электронного документооборота

1
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 21 Электронный документ и электронная копия. Цифровая подпись.

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Тема 6.3

Системы электронного документообо- рота

Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 21 Электронный документ и электронная копия. Цифровая подпись.

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
Консультации:
2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.