ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Математика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Математика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- основные теоремы, формулы;
- основные понятия математического анализа и их свойства;
Уметь:
- применять основные теоремы, формулы;
- умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
- характеризовать поведение функций, использовать полученные знания для описания и анализа реальных зависимостей;
Иметь практический опыт:
- о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
- понятийный аппарат по основным разделам курса математики;
Уметь:
- моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
- составлять вероятностные модели по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению.
Иметь практический опыт:
часов
основной школы.
Базовые знания и умения по математике в профессиональной и в повседневной деятельности.
Действия над положительными и отрицательными числами, обыкновенными и десятичными дробями.
Действия со степенями, формулы сокращенного умножения.
Виды плоских фигур и их площадь.
Практико-ориентированные задачи в курсе геометрии на плоскости
Простые проценты, разные способы их вычисления. Сложные проценты
Линейные, квадратные уравнения и неравенства
Дробно-линейные уравнения и неравенства
Способы решения систем линейных уравнений. Понятия: матрица 2х2 и 3х3, определитель матрицы. Метод Гаусса. Системы нелинейных уравнений. Системы неравенств
Вычисления и преобразования. Уравнения и неравенства. Геометрия на плоскости
Понятие корня n-ой степени из действительного числа.
свойства
Свойства корня n-ой степени
Преобразование иррациональных выражений
Преобразование иррациональных выражений
Понятие степени с любым рациональным показателем. Степенные функции, их свойства и графики
Равносильность иррациональных уравнений и неравенств. Методы их решения.
Решение иррациональных уравнений и неравенств
Решение иррациональных уравнений и неравенств
Степенная функция
Определение степенной функции. Использование ее свойств при решении уравнений и неравенств
Степень с произвольным действительным показателем. Определение показательной функции, ее свойства и график. Знакомство с применением показательной функции.
Решение показательных уравнений функционально-графическим методом
Решение показательных уравнений методом уравнивания показателей.
Решение показательных уравнений методом введения новой переменной.
Решение показательных уравнений функционально-графическим методом.
Решение показательных неравенств
Решение систем показательных уравнений
Решение систем показательных уравнений
Решение показательных уравнений методом уравнивания показателей и методом введения новой переменной. Решение показательных неравенств
Логарифм числа. Десятичный и натуральный логарифмы, число е
Свойства логарифмов. Операция логарифмирования.
Свойства логарифмов. Операция логарифмирования.
Свойства логарифмов. Операция логарифмирования.
Свойства логарифмов. Операция логарифмирования.
Логарифмическая функция и ее свойства
Логарифмическая функция и ее свойства
Понятие логарифмического уравнения. Операция потенцирования.
Три основных метода решения логарифмических уравнений: функционально-графический, метод потенцирования.
Три основных метода решения логарифмических уравнений: метод введения новой переменной.
Логарифмические неравенства
Алгоритм решения системы уравнений. Равносильность логарифмических уравнений и неравенств
Применение логарифма.
Логарифмическая спираль в природе. Ее математические свойства
Логарифмическая функция. Решение простейших логарифмических уравнений
Контрольная работа
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
Знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса по четвертям. Зависимость между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла
Тригонометрические тождества. Синус, косинус, тангенс и котангенс углов α и - α.
Формулы приведения
Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла.
Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму.
Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений
Область определения и множество значений функций. Чётность, нечётность, периодичность функций. Способы задания функций
Область определения и множество значений тригонометрических функций. Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций. Свойства и графики функций y = cos x, y = sin x, y = tg x, y = сtg x.
Сжатие и растяжение графиков тригонометрических функций.
Преобразование графиков тригонометрических функций
Использование свойств тригонометрических функций в профессиональных задачах
Обратные тригонометрические функции. Их свойства и графики
Уравнение cos х = a. Уравнение sin x = a. Уравнение tg x = a, сtg x = a.
Решение тригонометрических уравнений основных типов: простейшие тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным, решаемые разложением на множители, однородные
Уравнение cos х = a. Уравнение sin x = a. Уравнение tg x = a, сtg x = a. Простейшие тригонометрические неравенства
Системы простейших тригонометрических уравнений
Преобразование тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений и неравенств в том числе с использованием свойств функций
Предмет стереометрии. Основные понятия (точка, прямая, плоскость, пространство). Основные аксиомы стереометрии. Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Признак и свойство скрещивающихся прямых. Основные пространственные фигуры.
Параллельные прямая и плоскость. Определение. Признак. Свойства (с доказательством). Параллельные плоскости. Определение. Признак. Свойства (с доказательством).
Тетраэдр и его элементы. Параллелепипед и его элементы. Свойства противоположных граней и диагоналей параллелепипеда.
Построение сечений. Решение задач.
Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Доказательство. Перпендикуляр и наклонная. Перпендикулярные плоскости. Признак перпендикулярности плоскостей. Доказательство. Расстояния в пространстве
Теорема о трех перпендикулярах. Доказательство.
Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями
Аксиомы стереометрии. Перпендикулярность прямой и плоскости, параллельность двух прямых, перпендикулярных плоскости.
Перпендикулярность плоскостей
Расположение прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность и параллельность прямых и плоскостей. Скрещивающиеся прямые
Контрольная работа
Понятие многогранника. Его элементы: вершины, ребра, грани. Диагональ.
Сечение. Выпуклые и невыпуклые многогранники
Понятие призмы. Ее основания и боковые грани. Высота призмы. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Ее сечение
Параллелепипед, свойства прямоугольного параллелепипеда, куб. Сечение куба, параллелепипеда
Пирамида и ее элементы. Сечение пирамиды. Правильная пирамида. Усеченная пирамида
Площадь боковой и полной поверхности призмы, пирамиды
Симметрия относительно точки, прямой, плоскости. Симметрия в кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде
Симметрия в природе, архитектуре, технике, в быту
Симметрия в природе, архитектуре, технике, в быту
Понятие правильного многогранника. Свойства правильных многогранников.
Цилиндр и его элементы. Сечение цилиндра (параллельное основанию и оси). Развертка цилиндра
Конус и его элементы. Сечение конуса (параллельное основанию и проходящее через вершину), конические сечения. Развертка конуса
Конус и его элементы. Сечение конуса (параллельное основанию и проходящее через вершину), конические сечения. Развертка конуса
Усеченный конус. Его образующая и высота. Сечение усеченного конуса
Шар и сфера. Взаимное расположение сферы и плоскости. Сечение шара, сферы
Понятие об объеме тела. Объем куба и прямоугольного параллелепипеда. Объем призмы и цилиндра.
Отношение объемов подобных тел. Геометрический смысл определителя 3-го порядка
Объемы пирамиды и конуса. Объем шара. Площади поверхностей тел
Комбинации геометрических тел
Комбинации геометрических тел
Использование комбинаций многогранников и тел вращения в практико-ориентированных задачах
Использование комбинаций многогранников и тел вращения в практико-ориентированных задачах
Объемы и площади поверхности многогранников и тел вращения
Декартовы координаты в пространстве. Простейшие задачи в координатах.
Декартовы координаты в пространстве. Расстояние между двумя точками. Координаты середины
отрезка
Расстояние между двумя точками, координаты середины отрезка
Векторы в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы. Скалярное произведение векторов.
Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Угол между векторами
Уравнение плоскости. Геометрический смысл определителя 2х2
Координатная плоскость. Вычисление расстояний и площадей на плоскости. Количественные расчеты
Координатная плоскость. Вычисление расстояний и площадей на плоскости. Количественные расчеты
Векторы в пространстве. Скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями
Понятие комплексного числа. Сопряженные комплексные числа, модуль и аргумент комплексного числа. Алгебраическая форма записи комплексного числа
Геометрическая и тригонометрическая форма записи комплексного числа. Арифметические действия с комплексными числами
Выполнение расчетов с помощью комплексных чисел. Примеры использования комплексных чисел
Определение предела последовательности. Вычисление пределов последовательностей. Предел функции. Приращение аргумента. Приращение функции.
Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной. Алгоритм отыскания производной
Формулы дифференцирования
Правила дифференцирования
Производная тригонометрических функций
Определение сложной функции.
Производная сложной функции
Геометрический смысл производной функции
Понятие непрерывной функции. Свойства непрерывной функции. Связь между непрерывностью и дифференцируемостью функции в точке. Алгоритм решения неравенств методом интервалов
Уравнение касательной к графику функции
Физический (механический) смысл производной
Возрастание и убывание функции, Понятие производной высшего порядка. Задачи на максимум и минимум
Алгоритм исследования функции и построения ее графика с помощью производной.
Дробно-линейная функция
Исследование функции на монотонность и построение графиков.
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функций
Построение графиков многочленов с использованием аппарата математического анализа
Наименьшее и наибольшее значение функции
Формулы и правила дифференцирования. Исследование функций с помощью производной. Наибольшее и наименьшее значения функции
Задача о восстановлении закона движения по известной скорости. Понятие интегрирования. Ознакомление с понятием интеграла и первообразной для функции y=f(x). Решение задач на связь первообразной и ее производной, вычисление первообразной для данной функции. Таблица формул для нахождения первообразных. Изучение правила вычисления первообразной
Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла – о вычислении площади криволинейной трапеции, о перемещении точки. Понятие определённого интеграла. Геометрический и физический смысл определенного интеграла. Формула Ньютона— Лейбница
Понятие неопределенного интеграла
Геометрический смысл определенного интеграла
Геометрический смысл определенного интеграла. Формула Ньютона - Лейбница.
Решение задач на применение интеграла для вычисления физических величин и площадей
Первообразная функции. Правила нахождения первообразных. Ее применение
Равносильность уравнений и неравенств. Определения. Основные теоремы равносильных переходах в уравнениях и неравенствах.
Общие методы решения уравнений: переход от равенства функций к равенству аргументов для монотонных функций, разложение на множители, введение новой переменной, функционально-графический метод
Общие методы решения неравенств: переход от сравнения значений функций к сравнению значений аргументов для монотонных функций, метод интервалов, функционально-графический метод
Графический метод решения уравнений и неравенств
Определение модуля. Раскрытие модуля по определению. Простейшие уравнения и неравенства с модулем. Применение равносильных переходов в определенных типах уравнений и неравенств с модулем
Знакомство с параметром. Простейшие уравнения и неравенства с параметром
Решение текстовых задач профессионального содержания
Общие методы решения уравнений. Уравнения и неравенства с модулем и с параметрами
Понятие множества. Подмножество. Операции с множествами
Операции с множествами. Решение прикладных задач
Понятие графа. Связный граф, дерево, цикл граф на плоскости
Операции с множествами. Описание реальных ситуаций с помощью множеств. Применение графов к решению задач
Перестановки, размещения, сочетания
Совместные и несовместные события. Теоремы о вероятности суммы событий. Условная вероятность. Зависимые и независимые события. Теоремы о вероятности произведения событий.
Относительная частота события, свойство ее устойчивости. Статистическое определение вероятности. Оценка вероятности события
Виды случайных величин. Определение дискретной случайной величины. Закон распределения дискретной случайной величины. Ее числовые характеристики
Вариационный ряд. Полигон частот и гистограмма. Статистические характеристики ряда наблюдаемых данных
Первичная обработка статистических данных. Графическое их представление. Нахождение средних характеристик, наблюдаемых данных
Элементы комбинаторики. Событие, вероятность события. Сложение и умножение вероятностей
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.