ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Химия»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
-основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, p-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо- и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы),
-закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека.
Уметь:
- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;
- использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций;
- устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением.
Иметь практический опыт:
- основные методы научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование)
Уметь:
- планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
- анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением.
Иметь практический опыт:
- о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
Уметь:
- соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации;
Иметь практический опыт:
часов
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Виды химических связей
Виды химической связи (ионная, ковалентная, металлические, водородная), способы ее образования. Типы кристаллических решеток.
Строение атомов
химических
элементов и
природа
химической
связи
Практическая работа №1. Решение заданий по составлению формул соединений. Установление связи между строением атомов и периодической системой элементов.
Периодическая система элементов и ее структура. Физический смысл. Закономерности изменения свойств химических элементов. Научное значение. Открытие новых химических элементов. Взаимосвязь положения элемента со строением атомов. Научное значение Периодического закона. Прогнозы открытия новых элементов.
Периодический
закон и
Периодическая
система
химических
элементов Д.И.
Менделеева
Практическая работа №2. Составление электронных формул элементов. Отличия формул элементов, находящихся в главных подгруппах от побочных.
Классификация неорганических соединений, их свойства. Кислоты, основания, соли как электролиты, способы получения солей. Оксиды, солеобразующие и несолеобразующие. Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов.
Типы
химических
реакций и
классов
неорганических
веществ
Практическая работа№3. Количественные отношения в химии и их законы. Расчеты по химическим уравнениям. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро.
Практическая работа№4. Теория электролитической диссоциации. Ионы, электролиты, не электролиты. Реакции ионного
обмена, их составление путем полных и сокращенных уравнений реакций. Задания на составление ионных реакций.
Лабораторная работа №1. Типы химических реакций, исследование типов (по составу по количеству исходных и образующих
веществ) и признаков химических реакций.
Гидролиз солей, рассмотрение случаев его протекания. Действия индикаторов.
Практическая работа №5. Задание на составление уравнений реакций гидролиза, протекающих в трех направлениях.
Электролитичес
кая диссоциация
и ионный обмен,
гидролиз солей.
Лабораторная работа №2. Исследование ионов по составу и количеству
исходных и образующихся веществ и признаков химических реакций.
Основные классы: Оксиды, основания (гидроксиды), кислоты, соли и их взаимосвязь. Агрегатные состояния. Кристаллические и
аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от их кристаллических решеток и химической связи. Причины многообразия веществ.
Окислительно-восстановительных реакции. Их типы и значение в народном хозяйстве и на морском транспорте.
Лабораторная работа №3. Называть вещества по их формулам, или составлять формулы, их названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре.
Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ
Практическая работа №6. Решать задания по классификации номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ,
уметь называть их. Определять принадлежность к классу веществ и называя их по правильным названиям определять их принадлежность к классу. Уметь пользоваться источниками информации.
Контрольная работа
Металлы. Общие физические и химические свойства, способы получения значения металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Общие свойства. Типичные свойства неметаллов. 4-6 группы. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе
Лабораторная работа №4. Составление уравнений с участием металлов и неметаллов, оксидов и амфотерных элементов, а
также кислот, оснований и амфотерных гидроксидов.
Физико-
химические
свойства
неорганических
веществ
Практическая работа № 7. Решать практическо-теоритические задания на получение и безопасное использование неорганических веществ в быту и практической деятельности человека.
Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов и распознавания и получения соединений металлов и неметаллов. Качественные реакции на сульфат, карбонат, хлорид-анионы, на катионы алюминия
строение и номенклатура органических веществ.
Органическая химия как наука. Предмет органической химии, её место и значение в системе естественных наук. Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Международная номенклатура. Понятие об углеводах, жирах, белках, и др. высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено).
Тема 4.1 Классификация,
строение и номенклатура органических веществ.
Практическая работа №9. Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные, ароматические углеводы, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных форму органических веществ отдельных классов их названий по систематической и травильной номенклатуре. Расчёты простейшей формулы, исходя из элементного состава в %.
Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (классификация, номенклатура, гомологический ряд и общая формула, изомерия, физические и химические свойства, способы поучения). Предельные углеводороды (алканы и циклоалканы), горение метана, как один из основных источников тепла в Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (классификация, номенклатура, гомологический ряд и общая формула, изомерия, физические и химические свойства, способы поучения). Предельные углеводороды (алканы и циклоалканы), горение метана, как один из основных источников тепла в
Кислородосодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки) высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически- активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его использование.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Лабораторная работа №5. Свойства органических соединений отдельных классов, предельные, непредельные и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты. Задание на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения.
Практическая работа №10. Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по травиальной или международной систематической номенклатуре. Решение практика-ориентированных теоретических заданий на
свойства органических соединений отдельных классов.
Биоорганические соединение. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов - источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности.
Практическая работа №11. Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создание новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды и др.)
Практическая работа №12. Скорость реакции, и её зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции. Обратимость реакции. Химическое равновесие и его смещение для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье.
Химическое равновесие.
Практическая работа №13. Решение заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции, в том числе с позиции экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды. Решение заданий на применение принципа Ле-Шателье факторов, влияющих на смещение химического равновесия.
Практическая работа №14. Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Классификация. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Решение расчётных заданий на растворы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека.
Лабораторная работа №6. Решение задач на приготовление растворов заданных концентраций
Практическая работа №15. Новейшие достижения химической науки и химической технологии.
Практическая работа №16. Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных источников.
Дифференцированный зачет
Практическая работа №17. Чтение рефератов о применении наноматериалов как средств по борьбе за живучесть судна.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.