2024-2025_38_02_03_24_123 (на базе 9 кл)_plx_Моделирование логистических систем_Операционная деятельность в логистике
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Моделирование логистических систем»
38.02.03 – ОПЦ.08 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Моделирование логистических систем»

Индекс:

(Файл)

38.02.03 – ОПЦ.08 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Моделирование логистических систем»

Специальность
38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
операционный логист
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Моделирование логистических систем» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (приказ Минобрнауки России от 21.04.2022 г. № 257)», учебного плана по специальности «38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Назаренко В.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Моделирование логистических систем»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

- оценивать риски и потенциальные последствия различных вариантов решений;

- решать прикладные экономические и технические задачи методами математического моделирования;

- анализировать и принимать решения на основе данных;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современные методы и инструменты анализа и

принятия решений;

Уметь:

- эффективно искать и находить необходимую информацию в интернете, базах данных, библиотечных ресурсах и других источниках;

- обрабатывать и структурировать большие объемы информации, используя соответствующие инструменты и методы;

- применять методы моделирования и исследования

операций для решения профессиональных задач;

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы моделирования логистических процессов;

Уметь:

- использовать данные мониторинга для принятия обоснованных управленческих решений и внесения улучшений в работу логистической системы.

Иметь практический опыт:

ПК 1.4 Применять модели управления и методы анализа и регулирования запасами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные методы исследования операций;

- основные элементы теории массового обслуживания;

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.2. Определять параметры логистического сервиса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные элементы теории графов и сетей;

- основные принципы организации логистических систем.

Уметь:

- применять методы теории массового обслуживания при решении экономических и технических задач, использовать указанные методы в практической деятельности;

Иметь практический опыт:

ПК 4.1. Планировать работу элементов логистической системы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- строить графовые и сетевые модели для решения

пошаговых оптимизационных задач;

Иметь практический опыт:

ПК 4.3. Составлять программу и осуществлять мониторинг показателей работы на уровне подразделения (участка) логистической системы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Моделирование логистических систем» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Статистика
 
- Прикладная математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Транспортная логистика
 
- Распределительная логистика
 
- Основы планирования логистических операций
 
- Производственная практика
 
- Производственная практика (преддипломная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
38
38
В том числе: 
Лекционные занятия
26
26
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
12
12
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
54
54
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Введение в моделирование логистических систем и исследование операций
 
Тема 1.1. Предмет и

задачи

моделирования

логистических

систем и

исследования

операций

Лекция (урок):Математика и научно-технический прогресс.

Математические символы и обозначения при построении и исследовании математических моделей.

Исследование операций: основные понятия и принципы исследования операций в

логистике.

Математические модели операций.

Прямые и обратные задачи исследования операций.

Выбор решения в условиях

неопределенности. 

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.1. Предмет и

задачи

моделирования

логистических

систем и

исследования

операций

Самостоятельная работа:

Многокритериальные задачи оптимизации логистических систем.

«Системный подход».

Алгоритмы при проведении исследований операций

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 2.  Математическое программирование в логистике
 
Лекция (урок):Задачи линейного программирования.

Основная задача линейного программирования (ОЗ). Геометрическая интерпретация ОЗ линейного программирования. 

4
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.4
 
Тема 2.1.

Математическое

программирование в

логистике

Практическое занятие:

Практическое занятие № 1.

Решение задач линейного программирования графическим методом

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.4
 
Тема 2.1.

Математическое

программирование в

логистике

Самостоятельная работа:

Задача о назначении.

Транспортная задача.

Решение задач линейного программирования с помощью MS Excel

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.4
 
Тема 2.2.

Нелинейное

программирование.

Целочисленное

программирование.

Динамическое

программирование

Лекция (урок):

Задачи нелинейного программирования в логистике.

Задачи целочисленного программирования в логистике.

Классические методы оптимизации.

Модели выпуклого программирования.

Общая постановка задачи динамического программирования.

Понятие принципа оптимальности

4
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.4,ПК 3.2.
 
Тема 2.2.

Нелинейное

программирование.

Целочисленное

программирование.

Динамическое

программирование

Самостоятельная работа:

Метод оптимизации Лагранжа. Метод Куна-Таккера.

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.4,ПК 3.2.
 
Раздел 3. Методы моделирования логистических систем
 
Лекция (урок):

Элементы математической теории организации. Элементы теории сетей и графов в логистике.

Понятие графовых и сетевых моделей.

Методы оптимизации решения задач на графах в логистике

4
ОК 01.,ОК 02.,ПК 4.1.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 2.

Оптимизация логистических систем графовыми методами

4
ОК 01.,ОК 02.,ПК 4.1.
 
Тема 3.1. Графовые

методы и модели

организации и

планировании в

логистике 

Самостоятельная работа:

Графовые методов для планирования складских операций и управления запасами.

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 4.1.
 
Лекция (урок):

Понятие о марковском процессе. Потоки событий в логистике. 

4
ОК 01.,ОК 02.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Тема 3.2.

Марковские

случайные процессы 

Лекция (урок):

Уравнение Колмогорова для вероятности состояний.

Финальные вероятности состояний

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 4.1.,ПК 4.3.
 
Лекция (урок):

Задачи теории массового обслуживания в логистике.

Классификация систем массового обслуживания.

Простейшие системы массового обслуживания и их характеристики.

Системы массового обслуживания в логистике.

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 3.2.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 3.

Решение задач массового обслуживания

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 3.2.
 
Тема 3.3. Теория

массового

обслуживания в

логистике 

Практическое занятие:

Практическое занятие № 4.

Моделирование логистических систем с использованием теории массового обслуживания

4
ОК 01.,ОК 02.,ПК 3.2.
 
Тема 3.3. Теория

массового

обслуживания в

логистике 

Самостоятельная работа:

Схема гибели и размножения. Формула Литтла

4
ОК 01.,ОК 02.,ПК 3.2.
 
Консультации:
4
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Моделирование логистических систем» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.